Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Азарова Елена Александровна

Материал для урока литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sochinenie_nuzhny_li_v_zhizni_sochuvstvie_i_sostradanie_.ppt414.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века). 7 класс

Слайд 2

Цели : 1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева. 2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. 3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение. 4. Развитие устной и письменной речи. 5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Слайд 3

“ Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии...”. А.П.Платонов “ В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. Л. Андреев.

Слайд 4

Вспомним биографию авторов рассказов “Юшка” и “Кусака”.

Слайд 5

Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года недалеко от Воронежа. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, который около полувека работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов был известен в Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство. А.Платонов с малолетства испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры

Слайд 6

А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем в Воронежском городском училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. С 15 лет начал работать рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегкими и в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях он описывал жизнь, ее трагические стороны так, как видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”. 5 января 1951 года А.П.Платонов скончался. Похоронен на Армянской кладбище в Москве.

Слайд 7

Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году. Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.

Слайд 8

Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное героем, несчастьем другого человека. Сочувствие- 1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. 2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению

Слайд 9

1 .( с ) Кто такой главный герой Юшка? 2 .( о ) Как относились взрослые к Юшке? 3 .( ч ) Как относились дети? 4 .( у ) Куда уходил Юшка каждое лето? 5. ( в ) Смерть Юшки. 6.( с ) Гостья Ефима Дмитриевича. 7 .( т ) Плоды Юшкиной любви. 8. ( в ) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? 9. ( и ) Почему умер Юшка? 10 .( е ) Как приняли окружающие смерть Юшки?

Слайд 10

План рассказа “Кусака” : 1. Жизнь собаки до встречи с дачниками. 2. Как Кусака получила свою кличку. 3. В жизни есть счастье. 4. Уезжают. 5. Снова одиночество. 6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?

Слайд 11

Работа над сочинением. 1. Какие типы речи мы знаем? Повествование, описание, рассуждение. 2. Какой тип речи называется рассуждением? Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи. 3. На какие части делим рассуждение? Тезис, доказательство, вывод.

Слайд 12

Тема сочинения: “ Нужно ли сочувствие и сострадание людям” . На вопрос мы должны отвечать положительно или отрицательно? Исходя из изученных рассказов, как мы ответим? Сочувствие и сострадание необходимо. Это тезис сочинения

Слайд 13

Какая вторая часть рассуждения? Доказательство. Что происходит, если эти чувства присутствуют? К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Слайд 14

. 1. Кто обладает сочувствием и состраданием? Сочувствием и состраданием обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”. 2. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его? “ У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью” . 3.Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.

Слайд 15

А как же понимает сочувствие и сострадание со стороны людей Кусака? Как она изменилась? Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому, когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства? Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоила Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

Слайд 16

Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви и сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Л. Андреев писал: “Когда бьют по одному честному лицу, все честные лица должны испытывать боль и муку попранного человеческого достоинства”. Вывод:

Слайд 17

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?”, используя готовые тезисы. Тезисы к сочинению . 1)Сочувствие и сострадание необходимо. 2)Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют? (Эпизоды из рассказа “Юшка” (1-2). Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева) 3). К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства? (Смерть Юшки.Новое разочарование Кусаки) 4)Вывод словами А.Платонова: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе в 7 классе на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?"

Презентация поможет учащимся 7 класса подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему "Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?" по произведениям Леонида Андреева "Кусака" и Андрея Платонова...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

Сочувствие и сострадание

Сочувствие и сострадание - чувства, которые делают нас лучше. Действительно, если вдуматься в смысл этих слов, то сочувствие - это совместное переживание определенных чувств, а сострадание - совместно...

Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.

Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...

Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....