Урок по творчеству Бориса Екимова
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

Борис Екимов- писатель, которого волнуют проблемы преемственности культуры и нравственности. Каждый его рассказ-это попытка найти ответ на вопрос: "Почему утрачиваются нравственные ценности?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tvorchestvu_b.ekimova.docx66.05 КБ

Предварительный просмотр:

     Региональный конкурс методических разработок по волгоградской литературе.

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя  школа № 8 городского округа – город Камышин

ул. Титова, д.11

Кошовец Светлана Валерьевна  – учитель русского языка и литературы.

Урок по литературе в 8    классе.

План-конспект урока

составила Кошовец Светлана Валерьевна

учитель русского языка и литературы

Класс: 8

Предмет:  литература

Название раздела, темы: Внеклассное чтение. Писатели моего края.

Тема урока:  «Образ дома в рассказах  Бориса Екимова «По законам старого дома» и «Конец старого дома».

Цели урока:  Проанализировать  рассказы, вывести нравственные понятия  дома, семейных ценностей  .

Планируемые результаты:

Предметные: 

Познавательные УУД:  выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;  формирование опыта общения с произведениями региональной  русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;  накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации.

 Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве  познания  мира и  себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор,  текст рассказа,  раздаточный материал.

Межпредметные связи:  география, словесность.

 Ресурсы сети Интернет:   

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие,

мотивация познавательной деятельности

Приветствие.

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полная готовность к уроку

2.Актуализация изученного (вызов)

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Работа с литературоведческими понятиями.

Мини-исследо-вание

4.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Информация о домаш-нем задании.

Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

 составить ассоциативный ряд к ключевому слову «дом»

Дом. Что такое дом для вас? Какие ассоциации рождает это слово?

Дом может быть связан со временем?

Можем ли мы представить свой дом без тех, кто живёт с нами рядом?

Волгоградская область является домом для замечательного человека- Бориса Петровича Екимова.

Герои произведений Екимова живут в старом доме. Скажите, а что может подчёркивать этот эпитет?

     

Какое же значение вложил писатель   в   это слово в своих рассказах?

К сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться   с 2-мя произведениями  Бориса Екимова : «По законам старого дома» и «Конец старого дома».

Организует исследовательскую деятельность учащихся.

Перечитайте начало рассказов, посмотрите на наш кластер. В каком из рассказов сразу возникает связь с домом как малой родиной?

Благодаря чему это происходит?

Какую роль играют местоимения в самом начале первого рассказа?

Как начинается второй рассказ? Рождаются ли в нашем восприятии похожие ассоциации при  знакомстве с первыми строками р.  «По законам старого дома?»

Какие части речи наиболее точно подчеркивают единение людей?

Какую роль играют здесь местоимения?

Иногда писателю удаётся в двух словах рассказать о самом важном для нас. Над чем заставляет задуматься Екимов в своих рассказах?

Подберём синонимы к выделенным вами понятиям:  доверие, единение, единство, не отделение себя от коллектива, забота о ближнем, сочувствие, сопереживание.

Зачитайте эпизоды из рассказа «По законам старого дома», иллюстрирующие эту мысль.

Какие качества подчёркивает автор в героине?

Какое качество будет включать в себя все перечисленные?

В рассказе «Конец старого дома» сильнее повествовательное начало. Какие события происходят с домом десять лет?

Что подчёркивается?

( за десять лет никто не залез в дом и ничего не украл, потому что все-свои)

Зачитайте предложение на слайде: Наш старый дом слушал и слушал долгие повести жизни. Может, потому и сближались, становясь родней.

Проиллюстрируйте примеры. Ребята пересказывают истории , что передавались из поколения в поколение в старом доме вечерами.

С какими чувствами рассказывается о законах общежития ?

С точки зрения композиции, на сколько частей можно разделить оба рассказа?

Если бы надо было разделить рассказы на части сколько бы выделили основных частей?

Какую мысль позволяет подчеркнуть такое деление?

Что меняется в настоящем?

Посмотрите на рисунок. ( высокий забор)Какое отношение он имеет к анализируемым рассказам?

Какая мысль занимает автора?

Исследователи творчества Бориса Екимова заметили интересную особенность  его текстов. Они достаточно афористичны. Т.е. многие предложения должны стать настоящими посвицами и поговорками. Найдите и зачитайте наиболее важные , на ваш взгляд, мысли.

Как заканчиваются рассказы?

Но что же их объединяет?

Каков же итог нашего исследования?

Каков образ дома в рассказах Бориса Екимова? Какие чувства испытывает рассказчик в обоих произведениях?

Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

Организует работу по рефлексии.

Д з  Составить 5 вопросов с нравственными понятиями к рассказам.

Проиллюстрировать рассказы.

Составить карту настроений рассказчика.

Написать рассказ о своём доме.

Создают кластер «Дом»

Является ли в широком смысле Вологорадская область нашим домом?

Наш дом – это то место ,где мы проживаем большую часть своей жизни…

Наш дом связан не только с определённым отрезком времени, но и с людьми, которые нас окружают.

Наш  дом это и школа, и друзья, и соседи, это продавщица, к которой мы привыкли, водитель маршрутки, что везёт нас ежедневно по привычному маршруту.

Сообщение подготовленного ученика  о Борисе Екимове.

Знакомятся  со статьёй Толкового словаря. 

СТАРЫЙ, ая, ое; стар, стара, старо и старо.

1. Достигший старости. С. человек. И стар и млад (все без исключения и старые и молодые; устар.).

2. Давний, существующий с давнего времени, долго. С. друг. С. долг. Старая истина. Старые пашни.

3. Долго бывший в употреблении. Покупка старых учебников. С. дом. Старое платье.

4. полн. ф. Уже не действительный, негодный. С. билет.

5. Старинный, древний. Старые манускрипты.

6. Прежний, не современный, устаревший. С. порядок. Старые времена. С. режим. Старая мода. Смело ломать старое (сущ.).

7. полн. ф. Бывший прежде чего-н. другого, предшествующий. Вернуться на старую квартиру. Восстановить с. вариант текста.

8. полн. ф. Не являющийся новичком, давно гден. находящийся, живущий, работающий. Старые ученики вместе с новичками. С. солдат (давно служащий). 9. старо, в знач. сказ. О том, что давно известно, не ново (разг.). Старо как мир (давно известно всем; книжн.).

Работают с текстом. Анализируют его.

Тезисный ответ: И в первом и во втором рассказах возникает связь с малой родиной.

«Весенним солнечным днем, в поселке, шел я домой. От асфальта повернул влево, на свою улицу и остановился, словно впервые увидев ее. Цвели абрикосовые деревья.

Наш поселок, наша улица всегда были в зелени: развесистые клены, высокие тополя, тутовник да вязы. А в последнее время их помаленьку заменяют абрикосами.

И вот теперь я остановился, гляжу: улица моя словно сказка – в пенистом бело-розовом цвете. Все ушло: дома, сараи, заборы, – все отступило. Осталась лишь белым цветом одетая улица, до самого края, где молочно-розовая дымка сомкнулась, отсвечивая мягким серебром. Там – мой старый, родной мой дом. А это моя улица.»

Рассказчик  повторно использует притяжательные местоимения: «Наш, наша, моя, мой..» Притяжательные местоимения в сочетании со словами «улица,дом» расширяют территориальное восприятие дома. Это не просто здание, постройка, это и улица. Местоимения «наш,наша» показывают, что дом это ещё и люди, которые живут рядом.

Это я сейчас вспоминаю, словно процеживаю, годы и годы, свои и чужие. То, что было, и то, что слышал, когда мы жили все вместе, под одним кровом. Получаются житейские правила ли, законы старого дома.

Местоимение «мы» и наречие «вместе» позволяют провести параллель с началом рассказа «Старый дом».

Мы с уверенностью можем сказать, что Дом  и в первом и во втором случае имеет достаточно широкое значение : люди, время, отношения между людьми . Вот о чём заставляет задуматься автор рассказов.

В каждом из рассказов писатель подчёркивает , что отношения между людьми  в описываемую эпоху строятся на доверии и взаимовыручке.

доверие, единение, единство, не отделение себя от коллектива, забота о ближнем, сочувствие, сопереживание.

…Мамочка соседке ничего не говорила, а вот нам внушала: «Доченьки, когда вырастете, будете своей семьей жить, хлеба печь, то, если придется хлеб занимать, обязательно отдавайте каравай больший, чем брали. Обязательно чтобы отдать больше. Так положено»…

 А потом возле тети Нюры была свекровь – Мария Павловна. «Девочки, девочки…» Так она своих молоденьких сношек величала, Нюру и Паню.

– Ой, девочки, девочки… Я хлеб-то Шурыгиным отдала. У нее – дети, а хлеба нет. Отдала. А я, девочки, оладушков напеку. С оладушками хорошо… У нее же дети. А такая бестолковая.

Проходите. Садитесь, чайку попейте. А может, и щами угожу, ныне варила, еще горяченькие.

Так было даже в голодную пору: пареной тыквой да свеклой, но потчуют гостя. Так было…

 Год 1938-й. Алма-атинская тюрьма. Тетя Нюра ждет свидания с мужем – «врагом народа», его по этапу должны угонять, на север. Ждет и видит горько плачущую женщину, которую только что освободили, а муж – в тюрьме, тоже «враг народа», двое детей где-то в детских домах, их надо искать ехать, но нет ни копейки денег. И тетя Нюра отдает ей свои последние пятьдесят рублей. Потому что… «Беда, девочки, беда…»

Автор подчёркивает в женщинах доброту, отзывчивость, самоотдачу, заботу, милосердие…Во главе всех этих качеств можно поставить человечность.

…Целых десять лет, после смерти тети Нюры, никто не зимует в нашем старом доме. Лето кончается, заперли и уехали до весны.

– Как вы бросаете, не боитесь?

– Да разве нынче можно?!

– Упрут. Все подчистую.

Год за годом такое слушали. Но приходили холода, дом на замок – и поехали.

Весной возвращались, все, слава богу, на месте.

Знакомые удивлялись, а я – нисколько. Во-первых, в нашем доме поживиться особо нечем. А самое главное, мы – люди свои, меня, тем более, все знают. У кого рука поднимется?.. С самой войны тут живем. Шестьдесят лет. Времена были не чета нынешним: голод и холод. Но порошины со двора не пропадало, а уж тем более из дома. Хотя и замков не знали.

Наш старый дом… Тесная хатка под низкою крышею – это лишь малая часть его. Дворик, крохотная летняя кухонька, сараи, огород – тоже малость. Старый наш дом в свою пору был огромным, размахнувшись на добрый десяток подворий от Чеботаревых, где жили тетя Феня, сын ее Флегонт, дочь Рая, до Марочкиных, они же Коротковы: баба Поля, Маруся да Митя. Афонины, а потом – Доценковы, Грибановы: бабка Лена да дочь ее Шура, у той сыновья Володя, Сашка, тетка Фая, мужик у нее был хорошим столяром, шумливая тетка Таня Мирошкина с дочерьми да сыном Шуркой, Кузьмич с теткой Фросею, а еще, конечно, Сурковы, Ксения Ивановна, Александра Павловна, дед Афоня Короткое с немалой семьей.

….. Наш старый дом слушал и слушал долгие повести жизни. Может, потому и сближались, становясь родней.

Считай, целое селенье. И все – свои.

Ребята пересказывают истории , что передавались из поколения в поколение в старом доме вечерами.

Автор печалится , что всё это(доверие, честность, поддержка) в прошлом.

Две. В первой автор идеализирует образ прошлого. Он и заключается в символическом словосочетании Старый дм.

А вторая часть –это размышления о дне сегодняшнем. Когда рушатся нравственные законы , формировавшиеся сотни лет.

«По законам старого дома»

И потому таким диким для всех был случай, когда Блохиным деньги не вернул… Не буду называть его по фамилии, она известная, помню, и все помнят, даже через полвека. Но внуки и дети чем виноваты? Он не вернул деньги, сказав: «Не отдам. А у вас нет доказательств»….. это было позором…

«Конец старого дома»

Всего лишь забор между нашими дворами. Но какой… Его даже не перепрыгнешь, потому что деревянную изгородь крепит еще и высокая металлическая сетка. А с улицы через калитку тоже не войдешь. Там – овчарка с вершковыми зубами. Вот тебе и соседи.

Мысль о разъединении, обособленности  людей.

«Конец старого дома»

Наш старый дом слушал и слушал долгие повести жизни. Может, потому и сближались, становясь родней

Но главным украшением праздника были, конечно, люди. Все свои.

«По законам старого дома»

Видно, в нашем мире что-то сломалось…

«…обычное слово «здравствуйте» становится редкостью».

По-разному…

Настроение автора. Тоска. Грусть. От того что все изменилось.

Для рассказчика дом - это место и время, когда люди жили одной семьёй, были готовы друг другу помогать, друг друга поддерживать.

Все дороги ведут к дому.

Изба чем беднее, тем люднее.

Дом крепок не укладом, а ладом.

Домом жить — ни о чём не тужить.

Автор пытается разобраться в причинах разъединения  людей. У него нет прямого ответа. Но последнее предложение рассказа «По законам старого времени» : «Иное время?» Это прямой вопрос читателям. Таким образом писатель заставляет нас не просто обратить внимание на существующую проблему, но попытаться самим ответить на этот вопрос, продолжая свои наблюдения уже в реальной жизни.

1.Зачитайте отрывок из рассказа,в котором раскрывается понятие «единение»или «единство»

2.Зачитайте отрывок из рассказа, в котором иллюстрируется  понятие «взимовыручка»

Зачитайте отрывок из рассказа, в котором иллюстрируется  понятие «доброта»

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение.

Приём ассоциации.

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом.

Анализ текста

Поиск информации

Толстые и тонкие вопросы.

Словесный, познавательный, эвристический методы.

Лингвистический анализ текста.

Комментированное чтение.

Толстые и тонкие вопросы.

Приём ассоциативного мышления

Комментированное чтение.

Чтение с пометами.

Комментированное чтение.

Чтение с пометами.

 

Приём ассоциативного мышления

Приём сравнивания и сопоставления.

Дифференцированные

задания.

Листы самооценки.

Толстые и тонкие вопросы.

Приём ассоциативного мышления.

Чтение с пометами.

Листы самооценки.

Дифференцированные задания

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Предметные      УУД: вспоминают  термины

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать собеседника, оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, систематизировать материал.

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развивают логическое мышление.

Выполненные задания,  кластер «Дом», сформулированная тема, цель урока.

Соотносят свой жизненный опыт и  события литературного произведения.

Делают осознанный вывод.

Воспитывают культуру слушателя.

Учатся высказывать свои мысли. Учатся правильно говорить.

Учатся лингвистическому анализу текста.

Осознают нравственные понятия: доверие, единение, единство, не отделение себя от коллектива, забота о ближнем, сочувствие, сопереживание

Учатся лингвистическому анализу текста.

Учатся лингвистическому анализу текста.

Учатся искать проблему текста и аргументировать свое мнение.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме.

Формируют навыки смысловоего чтения.

Развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации.

Развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации.

Развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Адекватно оценивать свою работу, аргументировано отвечать, анализировать, строить речевое высказывание.

Материал  можно использовать как на уроках родной русской литературы, так и уроках литературы.

Источники

Смирнов В.Б. Постижение правды // Отчий край. – 2003. – №6. – С. 167.

Екимов Борис «Наш старый дом» / Отчий край. 2006. №2. С. 13 – 38.

https://fantlab.ru/work1340195

https://www.litmir.me/br/?b=58447&p=1

http://www.belousenko.com/books/Ekimov/ekimov_periodika_93-06.htm

https://massolit.site/author/boris-petrovich-ekimov

https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1997/7/nash-staryj-dom.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)

Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей....

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Презентация к уроку по творчеству Бориса Екимова

Презентация по творчеству Бориса Екимова к рассказу "Фетисыч" можно использовать 5,6,7 классах для проведения уроков внеклассного  чтения...

Объединенный урок русского языка и литературы по теме «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.

Пояснительная запискак технологической карте объединенного урока русского языка и литературы по теме  «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого. Цель: создать м...

Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТип урока: Урок внеклассного чтения.Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»....