Главные вкладки

    Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания. "Исцеление добротой" (художественный мир Бориса Екимова)
    статья по литературе (9 класс) на тему

    Бенгардт Людмила Николаевна

    Рассказ о работе по изучению творчества волгоградского писателя Бориса Екимова. Характеристика его творчества, основных художественных особенностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon b._ekimov.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №32 Краснооктябрьского района

     г. Волгограда.

    «Исцеление добротой»

    (Художественный мир  Б. Екимова.)

    Система работы по литературному краеведению, направленная на реализацию духовно-нравственного образования и воспитания.

    Работу выполнила учитель русского языка и литературы

          Бенгардт Л.Н.

    Волгоград 2012г.

    Содержание.

    1. Введение (причины обращения к творчеству Б. Екимова.)
    2. Цикл мероприятий, направленных на изучение творчества Б. Екимова.
    3. Критики о творчестве Б. Екимова.
    4. Художественный мир произведений Б. Екимова.

    4.1 Пространство рассказов.

    4.2 Тема стариков.

    4.3 Тема детства.

    4.4 «Исцеление добротой» (нравственные основы героев).

    1. Заключение.
    2. Список используемой литературы.

    Уже много лет я слежу за творчеством волгоградского писателя Бориса Екимова.

    Чем привлекает меня этот писатель?

    Есть такое понятие «щемящее чувство Родины». Это когда уезжаешь из родительского дома, а за калиткой видишь сгорбленную фигуру матери, она машет тебе рукой. И сердце сжимается, слезы наворачиваются на глаза. Вот такое чувство я испытываю когда читаю рассказы Бориса  Екимова. Такое родное, знакомое, правдивое, что кажется, если бы я  могла писать, написала бы точно так же. Это мой мир. А как он описывает природу! Он поёт о ней! Он объясняет нам, почему нас так неудержимо тянет в лес, на речку, на луг за цветами. Он учит любить нашу Родину.

    Вот этими своими чувствами я стараюсь поделиться со своими учениками на уроках литературы, занятиях факультатива по литературному краеведению. И надо сказать, что и стараться- то не очень надо. Просто взять книгу и начать читать. И поверьте, равнодушным не остаётся никто.

    Ребята познакомились со многими рассказами: «Холюшкино подворье», «Фетисыч», «За тёплым хлебом», «Возвращение», «Продажа» и т.д. После чтения рассказа   «За тёплым хлебом» ребята долго гадали, дойдёт ли дед Архип до дома? И говорили, как не просто живётся старикам и как много зависит от нас, от нашей доброты, сострадания.

    Рассказ «Продажа». Юноша, семья которого также перенесла трагедию распада Советского Союза и вынуждена была уехать из Киргизии, слушал этот рассказ со слезами на глазах. Ведь он был свидетелем тех событий и на таком же горестном поезде покинул свою Родину. Он отметил жизненную правду рассказа.

    Узнав, что писатель в октябре готовится к своему юбилею, одиннадцатиклассники решили познакомиться с ним ближе.  Находили в книгах, интернете его биографию, но факты были краткими и скупыми, а затем, прочитав его последнюю книгу «Не надо плакать», поняли; его жизнь вся в его творчестве. Так мы узнали о его трудном послевоенном детстве, о его юношеских увлечениях, о людях, которые оставили неизгладимый след в его жизни.

    Ребята выпустили газету, посвящённую его творчеству, украсили рисунками по мотивам его произведений. Что рисовали? Цветение абрикосовых садов (их в Вишнёвой Балке  ой как много!), луга, покрытые ковылём, речные заводи.

    Огромным событием для моих учеников стала творческая встреча с Борисом Екимовым, которая состоялась в библиотеке им. М. Горького. Ребята приняли участие в беседе, задавали вопросы о его творческих планах. На память нам остались фотографии с любимым писателем, а так же книга «Не надо плакать» с авторским автографом.

    А затем был урок-размышление «Русская душа в произведениях Б. Екимова. Ребята делились своими впечатлениями о прочитанном, говорили о жизни, о себе. Подводя итог, отметим главные черты русского народа – это трудолюбие, даже потребность в трудной работе; сострадание, желание помочь человеку, попавшему в беду; общность единые мысли и чувства и, конечно же, христианская вера

    Вот таким был наш разговор. Потом ребята писали свои отзывы и, конечно, поздравления автору. Некоторые из них я хочу продемонстрировать.

    «Мы все ищем смысл жизни. А ведь он так прост: работа, удовольствие от работы, гармония с природой, любовь, желание заботиться о своих близких».

     «Сейчас осень, жёлтый лист ковром покрывает землю, студёный ветер. А у меня в руках «Память лета» Б. Екимова, и я уношусь в жаркий полдень донской степи, я чувствую медовый пахучий запах травы, я вижу многоцветие луга, слышу стрекот кузнечика, журчание воды. Как прекрасна наша земля!».

    «В ваших рассказах очень правдиво раскрыты проблемы общества, которые нужно решать немедленно».

    «Язык ваших рассказов поражает своей точностью, образностью, эмоциональностью. В нём нет так надоевших иностранных слов, зато мы слышим меткую речь, которая сохранилась только в глубинке».

    «Такие слова ни в одном словаре не встретились… там русский дух, там Русью пахнет».

    «После чтения Ваших рассказов мне захотелось сделать что-то хорошее».

    Приятной неожиданностью стало для меня и ребят приглашение на Волгоградское областное радио. Мы представили радио версию своего урока.

    Ученица 11-го класса Пугачёва Е. написала работу-исследование  «Художественный мир рассказа «Фетисыч» Б. Екимова» и защищала её в финальной части городского конкурса «Чистое слово».

    Читая и анализируя произведения Б. Екимова, я выделила основные особенности его произведений. Этот материал я обобщила в работе «Художественный мир Б. Екимова».

         

    Критики о творчестве Б.Екимова

    За свою многолетнюю писательскую деятельность Б.Екимов создал более 200 произведений.

    Б.Екимов широко публикует свои произведения в таких популярных журналах как «Новый мир», «Нева», «Дружба народов», «Роман-газета» выпускает книги «Пиночет», «Ночь проходит», «Не надо плакать» и др. Он лауреат премии журналов «Наш Современник», «Новый мир», «Литературной Газеты», Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат премии им. И.А. Бунина, А. Платонова, А. Солженицына.

    Бориса Екимова называют «лучшим русским рассказчиком» современности, а его прозу - «обостренно совестливой, строгой до боли, умно выстроенной и – вопреки грустным сюжетам – полнящейся гармонией».

    Д.Шеваров, обозреватель газеты «Труд» пишет: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои жители задонских  хуторов, каждый, скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь – тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всём, что мы испытали в последние 20 лет».

    Критик В. Сердюченко по «общему пафосу» дарования ставит Бориса Екимова в один ряд с Л.Толстым, И. Гончаровым, И.Тургеневым. И Далее отмечает: «Его рассказ «Фетисыч» является одними из вершинных завоеваний малой прозы ХХ века. После «Судьбы человека», рассказов В. Шукшина, «Одного дня Ивана Денисовича» в ней не появлялось чего-либо подобного». (Вопросы литературы. 2000 г. № 4).

    Владимир Солоухин отметил: «Бориса Екимова не с кем сравнивать - у него своя манера, свой язык».

    Художественный мир произведений Бориса Екимова.

    Где берёт материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Сам Б. Екимов всё детство и юность провёл в деревне, да и по сей день этот отрезок земли (Калачёвский район Волгоградской области) остаётся его родиной и отрадой для сердца.

    «Донская вода … Займище… Луговина. Среди зелёных займищных чащ, на светлых прогалах – хутора. Там и здесь. Совсем рядом – хутор Берёзки. В десятке вёрст – Новоалександровский. Дальше  - Зимняцкий. Слева по донскому высокому берегу, широкой дугой уходящему вверх – тоже хутора. Дальше зелень прибрежная, всё скрывает».

    Вот они, места, где живут герои рассказов Екимова. Наши земляки, соседи, хорошие знакомые, дальние родственники – молодые и не очень, и ещё много глубоких стариков со своими судьбами, трудной прошлой жизнью и нынешней безотрадной старостью. Миколавна, тётя Вера, дедуня из рассказа «Родня», баба Поля и баба Дуня – кажется, знаешь их всех, но не устаёшь узнавать вновь, сопереживать до боли, до глубины души.

    В заглавии многих рассказов писатель выносит имя героя:»Холюшкино подворье», «Солонич», «Тарасов», «Чикомасов», «Фаина», «Атомановы», «Фетисыч». За именем судьба - характер. Иногда в основе рассказов – лирические зарисовки из жизни героев. Но очень часто персонажи находятся в состоянии выбора, и это делает рассказы захватывающими, остросюжетными. Писатель прекрасно знает быт деревни, понимает живущих здесь людей, их заботы.  В своих героях, взращённых деревней, крестьянским трудом автор ищет те нравственные качества, спрос на которые особенно велик в наше время – понимание труда  как единственно возможного источника материальных благ, отсутствие жажды накопительства и, конечно, безграничную, естественную доброту и любовь к людям. Все эти качества он находит в стариках. Их он изображает с особенной любовью. Махора Алифанова из рассказа «Привет издалека»,  баба Поля из рассказа «Последняя хата», дед Архип из рассказа «Тёплый хлеб», Холюшка из повести «Холюшкино подворье» в соответствии со сложившимися литературными традициями (старики и старухи В. Астафьева и В.Распутина) наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием. Когда читаешь екимовские рассказы,    вновь и вновь убеждаешься в справедливости народной мудрости: «Не стоит село без праведника» (именно так назывался знаменитый рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор».

    Герою повести «Холюшкино подворье» Варфоломею Вихлянцеву, прозванному на хуторе Холюшкой, семьдесят лет, пора бы и на покой, но, не зная усталости, возится он с хозяйством, домашней скотиной, выкармливая, выхаживая её, да ещё с тревогой ожидая, как бы не нагрянули ночью    непрошенные гости и не ограбили по - свойски. И не от жадности, не от стяжательства эта взятая на себя хозяйственная обуза (он рад хлебосольно встретить гостя, выручить взаймы деньгами), просто он не может жить иначе, не может не трудиться, ежедневно, беспрерывно, как это издревле было в крестьянстве. Плохо ли это? Здравый смысл говорит что, что совсем это неплохо, что куда хуже, когда, обличая «стяжательство» таких, как Холюша, обличители сами ничего не дают обществу, способны только сотрясать воздух словесами, паразитировать на труде других, материальном и духовном, и считают это в порядке вещей. Холюша же с хитрецой, вроде бы шутейно, на в сущности правду говорит собеседнику, дивящемуся его трудолюбию: «Для вас, для городских, стараются. У вас там не сеяно, не пахано. Асфальты кругом, надо вас поддерживать, а то, чего доброго, перемрёте».

    Так жил этот безвестный вечный труженик, пока не обнаружились после смерти в гармошке вместо предполагаемых денег квитанции. Кто теперь из нашего поколения знает, что означали для колхозника военных и послевоенных лет «палочки», «колоски». А ведь за каждым этим словом судьба миллионов людей. В конце повести деётся сухой перечень этих квитков – квитанций за сданные колхозником Холюшей «в порядке обязательных поставок» мясо, молоко, яйца, картофель. Сколько всего сдано, оплачено, сколько вложено в эти квитки труда , пота, каких это стоило лишений, казалось бы,  откуда после этого брать силы и желание трудиться, да ещё каждодневно, непрерывно. Но это и потрясает: ничто не могло убить в крестьянской натуре великого трудолюбия, никакие лихолетья на земле.

    А вот дед Архип из рассказа «За тёплым хлебом». Он прожил долгую трудную жизнь, где было всё: фронт, ранение, голодное послевоенное время, тяжёлый постоянный труд. И вот теперь старость, отсутствие каких-либо нормальных условий жизни. Обиженный грубым несправедливым отношением чиновников, он не озлобился. Широта его души проявляется в желании сделать что-то доброе, хорошее для своей старухи. Не задумываясь, чем кончится трудная зимняя дорога, он отправляется в путь из райцентра к себе в далёкую деревню. Самое главное – это старухе хлебушка принести свежего, словно из вчерашнего сна. Так он и отправился в путь, а за пазухой грел ему сердце тёплый хлеб. Я ещё долго гадала: дойдёт ли Архип до дома.

    Открытый конец многих произведений – это одна из художественных особенностей творчества Екимова. И это даёт простор фантазии, мыслям.

    Героями рассказов Бориса Екимова являются не только взрослые, но и дети. Отношение к молодёжи сейчас не однозначное: их ругают за потерю нравственности, за разнузданность, за неуважение к старикам. А Борис Петрович утверждает: есть генетическая память, есть преемственность между старыми и молодыми. И не случайно у него немало рассказов с главными героями – детьми.

    Сюжет рассказа «Фетисыч», на первый взгляд, кажется простым,  как и его название. В хуторе умерла старая учительница, но её «дело» продолжил в классе один из учеников – девятилетний Яков по прозвищу Фетисыч, озабоченный тем, чтобы прислали в школу новую учительницу,  он отправляется в соседний хутор Алёшин к директору школы. Уже в самом начале произведения намечается контраст, противопоставление маленького героя окружающему миру. В первом абзаце  определяется общий фон, на котором разворачиваются события рассказа. Поздняя ненастная осень, пора долгих утренних и вечерних   сумерек, когда даже в полдень «на дворе – ни свет, ни тьма». Сумеречное состояние природы, безрадостные будни дома, неизменный укор матери, адресованные злому, с похмелья отчему. Среди этого живёт Яков и, как может, противостоит окружающему.  «Глаза его сияют восторгом», когда он рассказывает о синем огне, озарившем темноту сарая. Ему хочется делать добрые дела и дарить другим радость, хотя близкие воспринимают это как причуду. Автор без особых ухищрений создаёт образ Фетисыча, раскрывая его через внешние детали и поступки, через речь, которая характеризует его как рассудительного и доброго мальчика: «Хочу тебя обрадовать…», «хочу тебе предложить…», «ты меня не ругай, ты прости меня…». Внешней неказистости облика  героя противостоят внутренняя сила и основательность.  Настоящим испытанием для Фетисыча становится смерть учительницы Марии Петровны. И мальчик ведёт себя совершенно по - взрослому, оправдывая своё прозвище, ведь «он был официально назначен старостой и помощником старой учительницы и в школе чувствовал себя свободней,  чем дома». И заменил её в школе, всё сделал так, как поступила бы она, не настигни её смерть в сарае возле угольного ящика, где её первым обнаружил Яков.

    Во второй части характер Фетисыча раскрывается ещё глубже, благодаря ситуации выбора, выпавшей на его долю: переселиться в Алёшин хутор, жить в доме директорши Галины Фёдоровны и учиться в настоящей школе, или же остаться в своей школе с другими детьми, с одним разъединым классом. Автор психологически тонко раскрывает напряжённость душевных переживаний героя: от захлестнувшей поначалу радости до горя и в конце концов твёрдого решения. И окончательное решение приходит к нему ночью. Он просыпается в испуге оттого, что уже завтра его будут ждать в Алёшине, а переехать он не мог, «потому что нельзя было оставить свою школу. Тогда там всё кончится, рухнет. Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут. А через неделю – это Яков знал точно – школу разгромят». Ответственность, навалившаяся на него, и желание учиться в Алешкинской школе борются в его душе. «И от бессилия что-либо изменить Яков заплакал», в  слезах Фетисыч засыпает и вновь плачет во сне. Заканчивается рассказ такими словами: «а за окном менялась погода. К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей». Этот финал обнадёживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берёт на себя ответственность за сохранение «лада в жизни».

    У Бориса Екимова есть такие слова: «истинное предназначение художественных произведений - писать и думать, читать и думать». Да, действительно его произведения заставляют о многом задумываться. О том, что не всё у нас ладно, что, к сожалению, в нашей жизни много зла во всех его проявлениях: это бездушность, алчность, равнодушие. И противостоять им нужно уметь: ведь надежды на помощь от вышестоящих практически никакой. Поэтому герои екимовских рассказов по-своему восстанавливают справедливость: горит усадьба жёсткого и властного хозяина – то ли старая проводка виновата, то ли так отчаянно борется за своё будущее многострадальная Надежда. «Не надо плакать». Хуторяне опускают в ледяную воду разгулявшихся подонков «Телёнок». А Иван Атарщиков сбивает кресты, поставленные много лет назад его бабушкой и подругами  над могилами русских солдат, когда понимает, что у приезжих нет ничего святого. В погоне за трофеями они готовы осквернить могилы. «Под высоким крестом».

    Рассказ «Охота на хозяина» - это предупреждение, что бездумное уничтожение природы не пройдёт для человека даром. Он будет наказан. Это почувствовал внук, который приехал к деду на осеннюю рыбалку на судачка. Когда ловля превращается в безумную погоню за количеством, мальчишке становится скучно, а затем и отчаянно жалко большую рыбу, которую во что бы то ни стало  хочет поймать дед. Мальчик чувствует свою вину, вину за безумный азарт деда, вину перед нечто загадочным – Хозяином этой реки. И в смертельной борьбе за жизнь деда он выкидывает весь улов. Уже потом, в горячке, он пытается объяснить деду свой поступок: «он велел отдать. Чтобы тебя отпустил. Я всё отдал. Он был здесь. Мы его обидели, забрали много рыбы. А он тебя забрал. Хотел утопить. Я всё отдал». Но старик так ничего и не понял. Этот рассказ напоминает мне астафьевскую «Царь – рыбу». Писатели едины в своих взглядах на жизнь человека, на его взаимоотношения с природой.

    Но ещё Борис Екимов говорит о том, что человек сам создаёт вокруг себя мир, и очень важно, чтобы  в этом мире царила любовь к своим ближним, умение сострадать им. Сострадание – страдание, разделённое с кем-то облегчает, усмиряет боль. Нужно только захотеть принять в свою душу, отказавшись от позиции равнодушного наблюдателя. Об этом один из лучших рассказов Екимова «Ночь исцеления». Герой рассказа, маленький мальчик Гриша, тоже «живая душа», и именно по этому он нашёл редкостное лекарство, которое помогло исцелить душевную боль близкого человека. Баба Дуня во сне часто разговаривала, а то и кричала: ночью она снова и снова переживала горькие события страшного военного прошлого. Карточки продуктовые потеряла -  дети останутся голодными; в госпиталь к мужу не пустили, на переправе отобрали мешки с собранными желудями – всё это давнишней болью отзывалось в её измученном сердце. «И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи… Но как помочь?» - думал Гриша,  стараясь что-нибудь придумать, чтобы облегчить бабушкины страдания. Решил последовать маминому совету; как начнёт бабушка с вечера говорить, подойти и крикнуть: «Молчать!» Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Пришла ночь. Гриша специально не ложился спать. Услышав бабушкино бормотание, он «глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть… Чтобы уж наверняка.

    -- Хлебные карточки… - в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

    Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково:

    -- Вот  ваши карточки, бабаня.… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите…».

    Бабушка словно хотела услышать именно эти слова. («Видимо,  там,   во сне, она всё слышала и понимала»). И пришло успокоение. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой -то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться… слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Гриша в буквальном смысле взял бабушкину боль на себя. Произошло чудо – исцеление любовью!     Решение, принятое мальчиком (финальные строки рассказа), воспринимается как своеобразный духовный завет писателя всем нам: «Нужно делать и молчать, и придёт исцеление».

    Или вот рассказ «Возвращение». Я бы его назвала рассказ – притчей. В нём говорится о трагедии добрейшей бабы Надёжи, у которой есть только одно богатство – это старые иконы, свидетельницы её жизни. И не только за себя она молится, к ней за помощью приходят люди. И вот иконы похищают. Жизнь уходит от старухи. Нет помощи от милиции – разберемся, ждите.

    Помогает ей тихая, забитая девочка, которая, несмотря на свой малый возраст, знает беду (родители её пьют). Свою нелёгкую жизнь она скрашивает яркими рисунками. Она всей душой жалеет бабушку и откликается на её просьбу: нарисовать икону. У девочки настолько чистое сердце и такое страстное желание помочь старушке, что образ Богородицы ей даётся свыше или она видит его во сне?

    Екимов напоминает нам, как относится к старым людям. Главное чтобы в глаза старика глядел кто-то родной с искренним участием, беспокойством, заботой «Да и кому скажите, в радость, если жизнь твою держит в руках равнодушный к тебе человек». Рассказы Екимова пробуждают в человеке совесть и подталкивают делать добрые дела.

    В рассказе «Квартира» почти нет привычного сюжета. Зато какие метания происходят в душе героя, трудно и представить! Прочитав, каждый подумает: а я бы как поступил? Матери Михаила взамен предназначенного к сносу дома, наконец, дали отдельную квартиру – «двенадцать квадратных метров, с газом, теплом, горячей водой, ванной и прочим». Да вот беда: видать, торопились строители – плиту забыли поставить, краны тоже, ручек на дверях не было, полы зияли щелями – «в общем, глаза бы не глядели». Ох, как не хотелось Михаилу ремонтировать квартиру, да и вообще переезд матери ну никак не укладывается в его планы. Тут осенние отпускные денёчки подступали, он предвкушал, как вырвется на озёра, уж и мотор лодки перебрал, и ружьё подготовил…

    И вдруг одно, казалось бы, ничем не примечательное событие круто изменило его намерения. Михаил приезжает к матери в её старый, доживающий последние дни домик. Сколь же ярко, точно и выпукло рисует писатель привычную для героя, но словно увиденную им впервые картину:  «Вроде было всегда – окраина, рядом степь: сизая полынь, молочайник да чабор… Улица зелёная, тихая; скоро ей конец. Старый тополь-раина, зелёная колокольня до неба, смородина у забора, виноградная лоза у веранды – конец всему… Вот он, двор привычный, всё прибранное да ещё в таком цвету, словно в сказке. Петуньи пахнут, поют сверчки». И вдруг представилось Михаилу, как мать его шагнёт через порог новой квартиры, а там – «полы щелястые, серые стены». И стало ему не по себе. Неожиданно прочие дела, отпуск, озёра и лодочный мотор – всё ушло куда-то на второй план, стало мелочным, неважным. «И как-то сразу всё решилось… К чёрту охоту, рыбалку – пошло оно … Квартиру надо матери сделать по-человечески. Чтобы вошла и радость!».

    Запоминаются два слова: «по- человечески» и «радость».

    Рассказы Екимова обретают философское звучание  когда герои размышляют о смысле жизни. Таков рассказ «Пресвятая Дева Богородица» - безыскусное воспоминание простой женщины. Вот и она сама: «Стариковская сухая стать: спина сгорбленная, острые лопатки да плечи выпирают из синего в горошек платья. Тёмные большие руки отдыхают на белом переднике. Над белым чистым платком – тёмное лицо». В её долгой жизни, как в тихих донских водах, отразились уродливые гримасы недавней российской истории. Всё было в жизни героини – ссылка отца, «врага народа», вместе с семьёй в далёкое Забайкалье, долгие годы нищеты в чужих краях, невинно осужденный муж, болезни, умирающие дети. И главное – работа, работа, вечная необходимость работать, чтобы просто как-то выжить. «Старой женщины речь льётся неторопливо. Тянется за словом другое, сменяясь раздумьем. Смолкнет, замрёт и глядит куда-то далеко, в старые годы, припоминая». Жила ли она? Жила ли?

    Автор почти не комментирует горестные воспоминания героини. Так было – и что тут добавить? Лишь в конце повествования он задумывается; «В поле сейчас пшеница уже поднялась. Сизоватый тяжёлый колос. Мерная зябь хлебов, колыханье. А в степи косят траву. Сохнет сено… горлица стонет в тополёвой гущине… Господи… Что нужно нам в этом мире?.. Лето. Июнь. Потом будет и август. Вишни сойдут. Помидорная алость разольётся по грядам.  Спеют яблоки. Желтеют груши… Господи… Что нужно нам в этом мире? Что ищем?.. Шепчут губы хозяйки моей; «Пресвятая Дева – Богородица…»

    Действительно, что нужно человеку для счастливой и мирной жизни, кроме той благости, которую даёт природа? Живи, вкушай, люби, расти детей – и радуйся.

    Исцелить человека может не только другой человек, но и природа. Екимов не просто описывает её, он поёт о ней. Он объясняет нам, почему нас так неудержимо тянет в лес, на речку, в луг за цветами. Он учит любить нашу родину. В рассказе «Переезд» есть строчки о любви к родной земле, которые по силе лирического чувства и по точности ритмического рисунка приближаются к стихотворению в прозе: «Да никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвёрдых ещё ножонках; лечила его мальчишеские ссадины, без всяких лекарей травой своей, лопушком ли, подорожником или просто лёгкой пылью; кормила во всякие годы купырём, козелком, калачиками, чередой, кислым щавелем, сладким солодком, берёзовыми или тополёвыми серёжками, грибами да ягодами, безотказно кормила и в лихие годы и в добрые, поила чистой водой _ и подняла на ноги.

    Никакая тьма, кроме смертной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовётся его родиной».

    Заключение.

    Борис Екимов говорит: «Я никого не сужу, только свидетельствую». Но читатель сам составляет картину мира, в котором он хотел бы жить. В этом мире добро всё равно побеждает зло, там в душе   простого человека царит гармония: он любит трудиться, он любит своих близких, приходит к ним на помощь в трудную минуту. Природа там успокаивает, радует, вдохновляет. И закончить свою работу я хочу словами Бориса Екимова: «Плакать не надо. Нужно жить. Осмотреться, оглядеться, подумать – и молодым, и старым - и жить. Потому что второй жизни не дано, плачь не плачь. Я думаю, что все мои книги, и прежние рассказы и повести – они об этом же: о жизни на земле, о жизни в России, о жизни всё - таки прекрасной, несмотря ни на что».

    Использованные материалы.

    Книги Бориса Екимова.

    1986 г. «За тёплым хлебом». Рассказы. – М. Современник.

    «Ночь исцеления». Рассказы , повести. – М. Советский писатель.

    1989г. «Родительский дом». Роман. - М. Современник.

    «Пастушья звезда». – Сборник. М. Художественная литература.

    1999г. «Память лета». – М. Роман газета.

    2002г. «Ночь проходит».  Повести, рассказы. – М. Воскресенье.

    2008г. «Не надо плакать». Повести, рассказы. – М. Вагриус Минус.

    Д. Шеваров. «Любовь и капля молока». – «Труд» №29 от20 02

    2007г.

    Притяжение таланта. П. Басинский, А. Варламов. Журнал «Отчий

    край». №3 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.

    Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....

    Особенности реализации духовно – нравственного воспитания во внеурочной деятельности через экологическое образование.

    Статья рассматривает особенности работы по духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности....

    Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

    Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

    Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

    Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

    Система работы по научно-техническому направлению в МБОУ «Первомайский центр образования» (из опыта работы)

    В МБОУ «Первомайский центр образования» выстраивается система работы по научно-техническому направлению, базирующаяся на нескольких аспектах: Робототехника, Инженерное моделирование, Техно...