Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
классный час на тему

Артюшина Лидия Вениаминовна

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 68»  

Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание.

Подготовила: Артюшина Л.В.

                                г. Дзержинск  2015 г.

Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание.

   «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…»                                                                                          Ш.А.Амонашвили

        В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

        Общая культура личности, патриотизм и гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

        Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, главной ценностью которого является личность ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота.

Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:

  • Семья;
  • Непосредственное социальное окружение;
  • Коллективы, в которых происходит социализация личности;
  • Жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон, район, улица и т.д.);
  • Образовательно-воспитательные учреждения;
  • Общественные организации и объединения.

Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, развитие трудолюбия;  формирование убежденности в том, что целостность государства – залог его могущества; развитие межпоколенной преемственности через знание своих корней, ознакомление с символами государства, региона, места проживания, социокультурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.

Основные формы деятельности классного руководителя:

  1. Проведение нестандартных классных часов, нетрадиционных уроков – экскурсия в историко-краеведческий музей г. Дзержинск , экскурсия в библиотеку, встречи с интересными людьми.
  2. Работа детских творческих кружков, секций, клубов – факультативные занятия «Истоки».
  3. Конференции, семинары, концерты, праздники – участие учеников 7 класса в школьных мероприятиях («Новый год», «День Победы», «Мамин Праздник» и т.д.)
  4. Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах - участие в городских «Рождественских встречах», участие в городской спортивно-патриотической игре «Зарница», семинар для преподавателей по региональной программе по Духовно-Нравственному Воспитанию.
  5. Организация родительского всеобуча – доклады и беседы на родительских собраниях по ДНВ, проведение анкетирования в начале учебного года и по итогам завершения обучения в 7 классе.
  6. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий – участие родителей в Новогоднем карнавале, совместное участие родителей и учащихся в спортивных состязаниях.
  7. Выставки творческих работ – участие в городских выставках по теме Духовно-Нравственного воспитания.
  8. Участие учащихся 7 класса в работе школьного самоуправления.

Из опыта моей работы в МБОУ «Средняя школа №68».

        Первая встречу с моим классом происходила так, я организовала беседу « Что означает мое имя?». Цели и задачи этого урока – познакомить учащихся с новым педагогом, а педагогу лучше узнать о каждом ученике. В непринужденной обстановке, сидя в кругу, каждый ребенок называет свое имя, рассказывает, почему именно это имя выбрали родители? Кто предложил выбрать это имя? И т.д., на следующих классных часах мы учимся составлять генеалогическое древо (хотя бы трех-четырех поколений).

        Активное участие наших учеников и родителей в общешкольных праздниках, спортивных мероприятиях развивает интерес к истории нашей Родины, прививает любовь и уважение к людям пожилого возраста и к младшему поколению, воспитывает гордость за страну, где мы все живем. Учащиеся самостоятельно находят интересную информацию и готовят выступления, каждому хочется поделиться и выступить перед сверстниками. Дети, которые умеют хорошо рисовать приносят свои рисунки (это и портреты своих близких, изображения любых животных, также костюмы и предметы домашнего обихода, фотографии из семейного альбома, фотографии военных лет).

        Очень интересно проходят экскурсии в поселковую библиотеку и краеведческий музей нашего города. Много нового узнаем о происхождении населенного пункта, исторических названий города. Беседу заканчиваем небольшой письменной работой в виде Эссе.

        Организация классных экскурсий и походов приучает учащихся применять свои знания, навыки и опыт в общении в кругу друзей и сверстников. Именно в социальной среде дети учатся быть терпимыми, уважать мнение другого человека, быть ответственным в определенный момент.

        При планировании и организации своей работы стараюсь, чтобы учащиеся получили возможности:

  • Для заинтересованного и самостоятельного выбора вида деятельности;
  • Для активной и самостоятельной деятельности;
  • Для формирования определенных моральных ценностей, служащих базой для развития патриотических чувств;
  • Для формирования и развития патриотических чувств на четырех уровнях: моя семья, мой город, мой родной край, моя Родина.

Литература:

  1. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Москва «Глобус» 2009 год.
  2. Героико-патриотическое воспитание в школе. Т.А. Орешкина. – Волгоград. Учитель, 2007год.
  3. Роль воспитания в школе. Нижний Новгород, 2012 год.
  4. Дни воинской славы России. Книга 1. Э.С. Иткин, Нижний Новгород 2007год.