Рабочая программа элективного курса по литературе 9 класс
элективный курс по литературе (9 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа элективного курса по литературе  9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_literatura_kak_iskusstvo_slova_9_klass.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов»

 Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол №

 Согласовано: зам. директора по УВР

Утверждаю: директор МАОУ «Средняя школа №8»

 

 Бахматова О.Г.

 Александрова Е.В.

Подпись___________________

Подпись___________________

Подпись__________________

 

 

Дата

Дата

Дата

 

 ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Литература как искусство слова»

по литературе

 для обучающихся 9 классов

г. Когалым, 2020 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа курса по выбору «Литература как искусство слова» для 9 класса составлена на основе программы элективных курсов Семениной С. К. «Программы элективных курсов. Литература. Предпрофильное обучение. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2007.  

Курс рассчитан на 17 учебных часов.

        Программа предназначена для проведения занятий по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов общеобразовательных учебных заведений, ориентирует на дальнейший выбор гуманитарного профиля в 10 классе.

       Основной задачей является совершенствование навыков анализа литературного произведения через изучение литературы как искусства в ее органической связи с другими видами искусств. Курс межпредметный, строится на материале русской литературы 5-9 классов. Изучаются отдельные литературные произведения русских авторов и их фрагменты с использованием музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

       Также программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Особенность содержания курса состоит в том, что он опирается на данные таких филологических дисциплин, как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • работу с текстом;
  • сопоставительный анализ прозаического и художественного текстов;
  • устные и письменные формы анализа;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения
  • изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 9 классе;
  •  обучение самостоятельному анализу лирического произведения;
  •  выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
  • составление тезисного плана сочинения; написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа лирических произведений;
  • выполнение заданий тестового типа.

Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса.

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения курса:

  • Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде
  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  •  Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообщества
  •  Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения)

Регулятивные УУД.

Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный);

- критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

Ученик научится:

  •  понимать связь литературы с другими видами искусства;
  • уметь проводить параллели между литературными образами и образами музыки, живописи;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями
  • использовать полученные знания при написании сочинений различных видов;
  • осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская позиция и средства ее выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ стихотворных произведений;
  • строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа стихотворения.

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
  •  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с "читателем" как адресатом произведения
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

Содержание программы.

Раздел 1 Литература и действительность. Литература и человек. Труд писателя. (4 ч)

  • Научная и художественная формы познания мира. Обогащение человеческого опыта через литературу. Художник — человек творческого труда. Особое умение видеть — видеть своим разумом, своим сердцем. На примере стихотворения Н. Некрасова «Несжатая полоса».
  • Тайна ремесла. Анализ стихотворений А. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете...», А. Ахматовой «Творчество» (отрывок), «Поэт». Предмет поэзии. Тайна ремесла — умение видеть необычное в обычном.
  • Можно ли описать творческий процесс? Отрывок из письма А. Пушкина П. Плетневу (1830). Анализ стихотворения А. Пушкина «Осень». Сопоставительный анализ описания осени и творческого состояния в стихотворении и в письме.
  • Творчество и общество. Соотнесение творчества писателя с жизнью общества. Разный результат творчества (философский трактат Л. Толстого «Что такое искусство?», афоризм «Цель творчества — самоотдача» Б. Пастернака, книга о писательском труде К. Паустовского «Золотая роза»). Рассказ К. Паустовского «Драгоценная пыль».

Раздел 2. Литература и другие виды искусства. (13 ч)

  • Образная природа искусства.  Понятие о прекрасном — главная категория всех видов искусств. Рассказ В. Вересаева «Состязание»: поиск художника, сравнительный анализ двух типов красоты, словообразы в рассказе, небесная красота — благоговейное восхищение, земная — радость. Словарная работа: глашатай, красный, прекрасный, красота, фиалка, фиалковенчанная, виноград, виноградарь и др.
  • Словесный художественный образ.  Стихотворение Н. Заболоцкого «Сентябрь»: трепетная, зыбкая, скользящая картина. Стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»: отношение поэта к внешней и внутренней красоте человека.
  • Мир звуков в поэзии. «Полет шмеля» Н. Римского - Корсакова, «Бабочки» Э. Грига. Музыка и поэзия («музыка стиха»). Слуховые ассоциации, звуковой образ, симфония звуков, палитра звуков. Средства музыкальной выразительности слова. Стихотворения А. Блока «Сумерки, сумерки вешние...», «Девушка пела в церковном хоре», А. Фета «Вечер»: звукопись, аллитерация, стихотворный размер, рифма. Словарная работа: симфония звуков, фантазия, тембр, звукопись и др.
  • Музыкальное начало в прозе. Рассказ К. Паустовского «Старый повар»; В. Моцарт, Симфония № 40 — эмоциональное воздействие музыки. Литература и музыка: народные песни — «Тройка» на стихи А. Кольцова, «Клен ты мой опавший» на стихи С. Есенина, романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина; песни, написанные на стихи поэтов- современников: «Эх, дороги» (муз. Л. Ошанина, сл. А. Новикова), «Землянка» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова); оперы — «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Война и мир» С. Прокофьева; авторские песни.
  • Образ в литературе и живописи. Словесная живопись, зримость словесного образа, его развитие, движение, перемена красок. Стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (по картине Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской»), Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»: синонимы, эпитеты, эмоциональные краски, мелодия стиха, аллитерация, зрительные и звуковые образы. Стихотворение Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...». Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».
  • Описание в литературе. Пейзаж, портрет и другие описания: звуки, краски, запахи окружающего мира. Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки»: осень, средняя полоса России глазами подростка, юноши, зрелого человека. От пристального внимания к живописным описаниям к определению авторской позиции.
  • Многообразие русской пейзажной лирики. А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, Б. Пастернак, С. Есенин и др. Сопоставительный анализ зимних пейзажей в стихотворениях С. Есенина «Разгулялась вьюга...» и Б. Пастернака «Снег идет».

Учебно-тематический план.

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Литература и действительность. Литература и человек. Труд писателя.

4

2

2

Научная и художественная формы познания мира.

1

1

Лекция с элементами беседы.

Тайна ремесла.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Поэт».

1

1

Устный и письменный анализ стихотворения.

Анализ стихотворения.

Можно ли описать творческий процесс?

Сравнительный анализ отрывка из письма А. Пушкина П. Плетневу и стихотворения  «Осень».

1

1

Сравнительный анализ описания в стихотворении и письме.

Сравнительный анализ.

Творчество и общество.

1

1

Лекция с элементами устного анализа произведения.

Раздел 2. Литература и другие виды искусства. 

13

Образная природа искусства. 

1

1

«Круглый стол». Беседа на основе обсуждения прочитанного.

Словесный художественный образ.

2

1

1

Семинар. Практикум. Работа с текстом.

Мир звуков в поэзии.

«Звуковой» портрет стихотворения А.Фета «Вечер».

2

1

1

Лекция. Практикум по работе со средствами выразительности.

Анализ стихотворения.

Музыкальное начало в прозе.

2

1

1

Лекция. Прослушивание музыкальных отрывков. Практикум. Работа с текстом.

Образ в литературе и живописи.

Описание картины  Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской».

2

1

1

Беседа. Практическая работа по описанию картины.

Сочинение-описание картины.

Описание в литературе.

2

1

1

Лекция. Практикум. Работа с текстом.

Многообразие русской пейзажной лирики.

Итоговая работа по анализу литературного произведения.

2

2

Практикум.

Анализ литературного произведения.

Итого:

17

8

9

Методическое обеспечение программы.

Критерии оценивания работ учащихся:

При оценке письменных работ проверяются следующие умения и навыки:

  • умение раскрыть тему, полнота раскрытия;
  • умение правильно и уместно использовать фактический материал;
  • умение выстроить композицию работы, последовательно развивая мысль;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство
  •  соблюдение языковых норм и правил правописания.

Методические рекомендации по изучению курса «Литература как искусство слова».

       Первое занятие курса «Научная и художественная формы познания мира» следует провести в форме мини-лекции с элементами беседы. Это поможет ученикам самостоятельно найти ответ на проблемные вопросы занятия, которые активизируют у учащихся интерес к содержанию курса, даст возможность подвести учеников к выводу. Вопросы могут быть такими:

  • Что такое литература?
  • Почему она существует много веков?
  • Что ищет в ней человек?
  • Почему появляются все новые и новые произведения на всех языках мира?

В процессе занятия необходимо обозначить различия между научной и художественной формами познания мира: наука познает мир в закономерных связях с помощью анализа фактов, искусство отражает действительность в художественных образах — это способ эстетического познания. Литература помогает человеку познать самого себя. В художественных произведениях герои размышляют и действуют, поэтому литература помогает понять причины и следствия человеческих поступков и слов.

         Тема «Тайна ремесла» раскрывается на материале произведений А.Твардовского («Вся суть в одном-единственном завете...») и А. Ахматовой («Творчество» (отрывок), «Поэт»), Возможные проблемные вопросы занятия:

  • Почему так много произведений посвящено теме творчества, судьбам поэтов, общественному положению поэта, цели творчества?
  • Зачем создаются художественные произведения?
  • В чем главная загадка творчества?
  • Как можно охарактеризовать предмет поэзии?
  • Можно ли запечатлеть творческий процесс?

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что тайна «ремесла» поэта состоит в умении видеть необычное в обычном, понимать и раскрывать красоту этого мира, в способности передавать радость познания красоты читателю; в том, чтобы чувствовать слово, его тончайшие оттенки, в умении «находить... единственные, незаменимые слова» (М. Исаковский).

         По теме «Можно ли описать творческий процесс?» занятие желательно провести в форме литературной беседы, использовать метод комментированного чтения, исследовательский метод. Дать групповые задания и провести сопоставительный анализ описаний осени и творческого состояния поэта. Следует привести пример творческого поиска поэта, например черновой вариант текста стихотворения А. Пушкина «Осень».

        В рамках изучения темы «Творчество и общество» предлагается обсудить соотнесение творчества писателя с жизнью общества, его роль и влияние на жизнь каждого человека.

Нужно обратить внимание школьников на то, что результаты творчества могут быть разными. В качестве примеров можно привести философский трактат Л. Толстого «Что такое искусство?», афоризм «Цель творчества — самоотдача» Б. Пастернака, книгу о писательском труде К. Паустовского «Золотая роза».

Форма проведения этого занятия — лекция с элементами устного анализа произведения, сопровождающаяся выразительным чтением учителя. Цель занятия — найти ответ на вопрос: «В чем главное предназначение писательского труда?»

           Занятие по теме «Образная природа искусства» строится на основе анализа рассказа В. Вересаева «Состязание». Эпиграфом к уроку могут стать слова К. Паустовского: «...В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного...» Рассказ Вересаева может быть прочитан непосредственно на занятии учителем или кем-то из учеников, заранее подготовившихся. Следует использовать метод комментированного чтения. Учащимся предлагается провести сравнительный анализ двух типов красоты. Что несет в себе каждый из них: небесная красота — благоговейное восхищение, земная — радость? Возможно заслушать несколько кратких сообщений учащихся на тему об идеале красоты в различные эпохи.

Занятие предлагается провести в форме «круглого стола». Надо обратить внимание учащихся на то, что представления о прекрасном, об идеале формируются у человека в течение всей жизни, но в первую очередь — в молодости. Здесь неоценима роль искусства (в том числе и литературы), которое дает людям представление об основных общечеловеческих ценностях — добре, истине и красоте — трех гранях одного понятия, обозначающих главную категорию искусства, — понятие о прекрасном.

Необходимо настроить учеников на дальнейший разговор о внутренних связях различных видов искусства (литературы, живописи, музыки), которые объединяются образной природой (создают образы, вызывают у читателя, слушателя или зрителя образные звуковые и цветовые ассоциации). Как звучит музыка слова? Как словом создается зримая, «живописная» картина?

          Стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь», «Некрасивая девочка» будут рассмотрены при изучении темы «Словесный художественный образ»  Занятие возможно провести в форме семинара. Основное время посвящается работе с текстами, анализу лексики (в том числе эмоциональной), обсуждению тем, предложенных учителем: красота человека — внешняя и внутренняя, отношение к ней поэта и учеников; пейзаж — трепетная, зыбкая, скользящая картина; эмоциональные краски, словесный художественный образ.

На занятии желательно использовать выразительное чтение, метод литературной беседы, анализа языка и стиля, большое внимание должно быть уделено работе со словом, портретной зарисовке и деталям как средству передачи авторской мысли и состояния. В процессе изучения темы у учащихся складывается свое собственное представление об истинной красоте человека, а задача учителя — скорректировать их мнения.

         Занятие «Мир звуков в поэзии» посвящено двум взаимосвязанным видам искусства — литературе и музыке. Его предлагается начать с прослушивания музыкальных произведений (или отрывков из них): «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Бабочки» Э. Грига. Необходимо подчеркнуть, что звуки в музыке создают, как в живописи, образ предметов. Музыка передает все многообразие окружающего мира и эмоциональное состояние человека звуками, словом музыку окружающего мира может передать поэзия — музыка стиха.

Необходимо рассмотреть средства звуковой выразительности слова: звукопись, стихотворные размеры, рифму и др.

Занятие можно проводить в форме мини-лекции, сообщения учителя, сопровождаемого иллюстративным материалом.

        Занятие по теме «Музыкальное начало в прозе» проводится на материале литературных и музыкальных произведений (К. Паустовский. «Старый повар»; В. Моцарт. Симфония № 40; народные песни «Тройка» на стихи А. Кольцова, «Клен ты мой опавший» на стихи С. Есенина, романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина, песни, написанные на стихи поэтов военных лет: «Эх, дороги» (муз. Л. Ошанина, сл. А. Новикова), «Землянка» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова); оперы — «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Демон» А. Рубинштейна, «Война и мир» С. Прокофьева, авторские песни) раскрывается музыкальное начало перечисленных литературных произведений.

Занятие по этой теме условно можно поделить на три части. Начать работу можно с небольшого сообщения учителя, посвященного тому, что в прозе, как и в поэзии, также присутствует музыкальное начало. Свое выражение это начало находит в определенном ритме и тоне, в котором ведется повествование.

Вторая часть посвящается работе группы с рассказом К. Паустовского «Старый повар», который может быть прочитан на занятии. Здесь стоит обратить особое внимание на огромное эмоциональное воздействие музыки на человека. Желательно напомнить ученикам некоторые факты биографии В. Моцарта. Закончить эту часть урока можно прослушиванием Симфонии № 40.

В оставшееся время нужно рассмотреть такие формы сотрудничества литературы и музыки, как народные песни, романсы, оперы, авторские песни. Это могут быть небольшие сообщения, в которых отмечаются особенности каждого жанра, сопровождающиеся аудиозаписью музыкального произведения.

               Занятие по теме «Образ в литературе и живописи» строится на материале литературных и живописных произведений: стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (по картине Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской»), стихотворение Ф. Тютчева «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», отрывки из стихотворений Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», «Лебедь в зоопарке». Следует обратить внимание учащихся на сходство и различия средств создания художественного образа в изобразительном искусстве и литературе. В живописи, скульптуре, графике образ, воспринимаемый зрителем, яркий, пластичный и объемный, но он статичен, так как художник или скульптор может запечатлеть лишь один момент действительности вне его движения. Писатель или поэт отражает эту действительность в динамике, с помощью словесных образов, которые начинают жить в воображении каждого читателя. Поэзия особенно богата различными средствами языковой выразительности стиха; необходимо рассмотреть синонимы, эпитеты, эмоциональные краски, мелодию стиха, ритм, рифму, звукопись и др.

Начать занятие можно с небольшого сообщения учителя или учеников, основное время должно быть посвящено работе с художественным текстом, анализу языка и стиля, комментированному чтению, выполнению групповых заданий. При работе со стихотворением Н. Заболоцкого «Портрет» следует продемонстрировать учащимся работу Ф. Рокотова «Портрет А. Струйской» (1772), под впечатлением от которой было написано это стихотворение. Роль учителя на этом этапе — скорректировать выводы и мнения учащихся, направить их рассуждения в нужном направлении, восполнить недостающую информацию, обратить внимание на связь зрительных и словесных образов.

        Рекомендуемая форма проведения занятия «Описание в литературе» лекция с последующим практикумом. На уроке рассматривается рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки».

Возможный эпиграф к уроку: «...Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски. Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству...» (И. Бунин).

Необходимо еще раз напомнить о связи литературы и живописи посредством образной природы: о создании живописного образа; о его неизмененности, о придании литературному, словесному образу зримости и развития.

Необходимо обратить особое внимание на связь живописных описаний с определенной позицией автора, на изменение восприятия окружающего мира в зависимости от изменений внутреннего состояния автора: картины осени средней полосы России, увиденные в разные годы, - взгляд подростка, юноши, зрелого человека, но всегда — это взгляд художника.

Беседа во время проведения занятия должна сопровождаться выразительным и комментированным чтением произведений и их анализом.

На занятии по теме «Многообразие русской пейзажной лирики» рассматривается многообразие русской пейзажной лирики (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, Б. Пастернак, С. Есенин и др.). Учащиеся должны провести многоаспектный  анализ зимних пейзажей в стихотворениях С. Есенина «Разгулялась вьюга...» и Б. Пастернака «Снег идет» (на выбор).

Материально-техническое обеспечение курса по выбору:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Звуковые колонки
  • Техника для подготовки печатного материала
  • Рабочее место с выходом в сеть Интернет.
  • Наборы репродукций картин.

Список литературы.

  1. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1-9. М., 1978.
  2. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1988.
  3. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; Под ред. О. Ю.Богдановой. М., 1999.
  4. Пушкин А. С. Избр. соч. / Ред. Н. Ширяев. М., 1949.
  5. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе: Кн. для учащихся 11 кл. сред. школ. В 2 ч. / В. А. Чалмаев, В. Г. Боборыкин, А. И. Павловский и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М„ 1991.
  6. Толстой Л. Н. Что такое искусство: [Статьи, письма, дневники] / Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Основина. М., 1985. (Любителям российской словесности: Из литературного наследия.)
  7. Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное обучение. 9 класс| авт.-сост.С.К. Семенина.- Дрофа,2006.-с.42-55
  8. Болдинская осень: Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 г. M., 1974.
  9. Бунин И. А. Поэзия и проза / Предисл., сост. и примеч. П. А. Николаева. М., 1986.
  10. Вересаев В. В. Собр. соч. В 5 т. Т. 4 / Подготовка текста и примечаний Ю. У. Бабушкина. М., 1961.
  11. Некрасов Н. А. Избранное. М., 1983.
  12. Паустовский К. Г. Золотая роза: Повести, рассказы / Сост. Г. А. Арбузова. М., 1983
  13. Поэтика художественного текста на уроках литературы // Сб. статей / Отв. ред О. Ю. Богданова. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...