Изучение олицетворений на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_olitsetvoreniy_na_urokah_literatury.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Глухова А.М.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Съезжее

В данной статье рассматриваются методические аспекты анализа олицетворений на уроках литературы при изучении творчества того или иного писателя, приводятся способы поиска олицетворений учащимися в тексте.

Прежде чем перейти к методическим аспектам анализа олицетворений на уроках литературы, необходимо сказать несколько слов о психологической и философской сущности олицетворения, так как этот феномен невозможно понять и объяснить только с литературоведческих и лингвистических позиций.

Своими корнями олицетворение уходит в глубокую древность, оно тесно связано с мифологией. Первобытное мышление основывалось на мифологических образах, оно еще не знало отвлеченных понятий. Отношения внутри рода были наиболее прозрачны, и они переносились на окружающий мир. Предметы, явления и события представлялись человекообразами, принимая непосредственное и активное участие в жизни людей.

Сознание человека развивалось. Постепенно мир природы, мир человека и мир вещей стали восприниматься обособленно и противопоставленно. Совершенствовалась человеческая способность к обобщениям и конкретизации на основе определенных свойств и характеристик. В свою очередь, понятийное мышление, умение абстрагировать признаки явлений и сопоставлять их породило аллегорию, то есть способность к различным образным перенесениям, которые впоследствии легли в основу поэтических тропов. Так появилась способность наделять человеческими характеристиками явления и предметы неодушевленного мира на основе ассоциации по сходству или по смежности. Такие образные перенесения и лекгли в основу художественного приема, называемого олицетворением.

Само определение олицетворения, представление в различных словарях, энциклопедиях и учебных пособиях сводится обычно к идее перенесения признаков и свойств человека на неодушевленный мир. Правда, встречается и более широкая трактовка олицетворений, когда свойства всего живого переносятся на неживые объекты.

На уроках литературы, изучив признаки олицетворения, учащиеся рассказывают об этом художественном приеме, анализируя произведения конкретного писателя, раскрывая, как правило, весь спектр художественных средств, то есть олицетворения и метафоры, сравнения, эпитеты и т.п.

Нужно отметить, что с первых же уроков учащиеся без особых затруднений находят олицетворения в тексте. Поиск олицетворения облегчается, скорее всего, прозрачными языковыми средствами их выражения, которые дети интуитивно угадывают. Но для того, чтобы лучше понять образность этого приема в творчестве писателя, необходимо опираться на синтаксические и лексические особенности контекста, которые можно назвать олицетворяющим контекстом.

Наиболее сильным и убедительным языковым способом выражения олицетворений являются конструкции с прямой речью. Сам факт передачи чужих (человеческих) слов без изменения формы практически является сигналом состоявшегося олицетворения. Например:

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…»

Я лугами иду – ветер свищет в лугах:

Холодно, странничек, холодно!

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!                                              (Н.А.Некрасов)

Учащиеся не раз убеждаются, что языковая форма олицетворений индивидуальна для целого ряда писателей и поэтов. Так, при изучении лирики Некрасова необходимо обратить внимание, что для него особенно характерны конструкции с прямой речью от лица неодушевленных предметов. Любопытно, что графически такая прямая речь иногда почти не оформлена: кавычки отсутствуют и ничто не сигнализирует о смене повествователя. Такая пунктуационная «сдержанность» как бы подчеркивает некоторую условность прямой речи.

Второй тип олицетворяющего контекста составляют конструкции с обращением. Учащиеся и в этом случае легко определяют художественный прием олицетворения. Действительно, невозможно обратиться с вопросом, просьбой, выражением чувств к неодушевленному предмету, если не персонифицировать его. Например:

О Волга! После многих лет

Я вновь прислал тебе привет.                                              (Н.А.Некрасов)

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?                     (С.А.Есенин)

На уроках целесообразно рассмотреть, какие «предметы» попадают в зону обращений поэтов: «Мать-природа! иду к тебе снова…» (Н.А.Некрасов); «Распрямись ты, рожь высокая…» (Н.А.Некрасов); «Гой ты, Русь моя родная…» (С.А.Есенин). После анализа таких обращений можно сделать вывод, что предметы эти наполнены для говорящего определенной символикой. Такие символические олицетворения-обращения, как Волга, Русь, земля, природа, носят типизированный характер, они уже закреплены в языковом сознании говорящих. В этом плане интересно наблюдение Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать; всякий иностранец, глядя на нее и не зная ее материнского значения, должен чувствовать женский характер этого города…»

Также помимо языковой символики при анализе художественных текстов с учащимися легко обнаружить индивидуально-авторские олицетворения-символы. Например, поэтической манере М.Ю.Лермонтова были свойственны экзотические обращения: ветка Палестины, чинара молодая, Казбек, страж Востока, которые воспринимаются как символы дальних стран.

Третьим типом олицетворяющего контекста является употребление глаголов чувств (улыбнуться, смеяться, говорить, плакать). Эта разновидность олицетворяющих элементов является наиболее распространенной ввиду своей компактности. Глагол-сказуемое является смысловым центром предложения, и переносная семантика глагола меняет тональность всего предложения. На уроках изучения творчества М.Горького можно отметить, что он очень любил такие олицетворения.

«Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая жгучий зной, спокойно слушая мятежный шум мутных волн» («Дед Архип и Ленька»)

«Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню» («Макар Чудра»)

Анализируя частотность использования глаголов-олицетворений, учащиеся отмечают, что это прежде всего глаголы чувства: любить, смеяться, плакать; глаголы мысли: думать, размышлять, сомневаться; глаголы говорения: шептать, лепетать, спрашивать; глаголы состояния: отдыхать, спать, дремать.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

                                              (М.Ю.Лермонтов)

Отговорила роща золотая…

                                              (С.А.Есенин)

Очень часто при олицетворении предмета используются уменьшительно-ласкательные слова.

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Ходит, знать, по сердцу горькая думушка…

…Травушки просят косы…

…белая березонька

С зеленою косой!

Солнышко все оживило…

                                              (Н.А.Некрасов)

Прямая речь, обращения, глаголы являются наиболее типичными олицетворяющими средствами в ткани художественного произведения. Но при этом следует указать учащимся, что олицетворяющий эффект может возникать на любой синтаксической основе, например, на основе эмоционально-оценочных определений («…глядятся веселого солнца лучи…» (Н.А.Некрасов)) или обстоятельств образа действия («И солнце глядело с небес равнодушно… (Н.А.Некрасов)).

Разумеется, процесс олицетворения редко замыкается на одном каком-нибудь слове, поэтому учащиеся легко найдут примеры на совмещение указанных типов олицетворяющего контекста.

«Эта даль, казалось, торопливо убегает от шума и рева…» (М.Горький)

«У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

                                              (С.А.Есенин)

Учитель должен показать учащимся, что часто олицетворение и метафора неразделимы. Например:

«Днем идя по ней [по степи], он любил смотреть вперед, туда, где свод неба опирается на ее широкую грудь…» (М.Горький)

В следующем примере олицетворение совмещается с приемом художественного сравнения:

«Удары грома… рокотали теперь так гулко и торопливо, точно каждый из них хотел сказать земле что-то необходимо нужное для нее…» (М.Горький)

Таким образом, сравнения сочетаются с символикой и метафорами, эпитетами и сравнениями. Помимо всего этого в текстах часто можно наблюдать, как процесс олицетворения охватывает не один предмет, а даже целую группу.

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…

                                              (М.Ю.Лермонтов)

Прием олицетворения теснейшим образом связан с жанром художественных произведений. В этом плане на уроках можно вести речь о жанроообразующих свойствах олицетворений. Этот прием более характерен для лирических стихотворений, новелл, афористических миниатюр, а среди фольклорных жанров олицетворяющими свойствами обладают, разумеется, сказки, хотя элементы олицетворения наблюдаются и в других фольклорных формах: загадках, пословицах.

Школьникам очень нравятся специфические рассказы Ф.Кривина, целиком построенные на олицетворении школьных предметов, понятий терминов. В таких микрорассказах олицетворение неожиданных понятий дает комический эффект.

«Существительные и прилагательные жили в полном согласии…» («Принцесса Грамматика»)

«Единица позавидовала десятке…» («Карманная школа»)

Можно сделать вывод с учащимися, что олицетворение как художественный прием обладает огромными выразительными возможностями. В то же время оно дает авторам проявить свою индивидуальность и тем самым раскрыть новые возможности. Например, особенностью олицетворений Н.С.Гумилева и О.Э.Мандельштама является сложность художественного рисунка, подчас с экзотической атрибутикой.

О, повелительная ночь,

Никто не в силах превозмочь

Победный шаг твоих сандалий!

                                              (Н.С.Гумилев)

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

                                              (О.Э.Мандельштам)

Таким образом, олицетворение – это не просто один из художественных приемов, достаточно прозрачный и сравнительно простой для понимания, это глубинное свойство человеческой личности, человеческой природы, затрагивающее целый круг интересных вопросов для анализа.

Список литературы:

  1. Константинова С.К. Семантика олицетворения (монография, изд-е 2, дополненное). – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005
  2. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – 11-е изд. Москва: Айрис-пресс, 2010
  3. Приходько, В. К. Выразительные средства языка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Приходько. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение баллады на уроках литературы

Изучение баллады с учетом жанровой специфики...

К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

В статье рассматриваются некоторые особенности изучения драмы на уроках литературы в школе...

Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах

В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах....

К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

Формирование читательских и литературоведческих компетенций на уроках литературы предполагает приобретение учащимися навыков вдумчивого прочтения художественного текста и осмысления его содержан...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В 11-Х КЛАССАХ

Все актуальней становятся проблемы ценностного характера у подрастающего поколения. Происходит подмена жизненных ценностей. У молодежи меняются приоритеты. Задача современного педагога - показать, что...