Изучение биографии на уроках литературы
статья на тему

Лепаева Валентина Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_biografii_na_urokah_literatury.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

       Изучение биографии писателя на уроках литературы

Свою статью хочу начать с высказывания В. Г. Белинского о том, что биография писателя «есть лучший комментарий на его творчество, а творение – лучшее оправдание его жизни». Знакомство ребят с жизнью и миром писателя, его исканиями, личностью вызовет у учащихся интерес и желание прочитать его произведениями.

Вникая  творческую жизнью писателя, дети узнают о формировании его взглядов, идейно – творческих устремлениях, связывают с эпохой. Важную роль в  изучении биографии писателя играет не только учитель, но и дети. При этом вначале необходимо  уточнить, что уже известно ребятам из биографических справок.

- Что вы слышали об этом писателе?

- Какие произведения этого писателя изучались раньше?

- Кто из героев  его произведений вам ближе?

К таким уроки стараюсь подобрать материал, которого нет в книге – всё зависит от формы уроков, которые могут быть самыми  разнообразными. Не обязательно начинать сообщение с  того, что в таком же году, в такой семье родился  писатель.

Изучение биографии Гоголя начинаю с цитаты, которая ярко подчёркивает,   как уже в молодости он задумывался над своим будущим. Из его юношеской переписки становится очевидным, что он,  выросший в поместной усадьбе,  приходит к убеждению: средства необходимо добывать собственным трудом.

Знакомясь с  И. С. Тургеневым и его рассказом  «Муму, считаю очень важным подготовить ребят  к чтению и сознательному восприятию произведения. Во вступительном слове необходимо  раскрыть отношение Тургенева к крепостному праву ( ведь современным детям это поможет понять многие детали времени),  рассказать о детских годах писателя,  взаимоотношениях  с матерью, о случае, который лег в основу «Муму»

  Личность  Л. Н. Толстого   с первого  занятия должна привлечь ребят своей неординарностью, и  Правила жизни, которые писатель себе начертал в юности, помогут осознать, в чём величие его. Рассказ сопровождаю выдержками из его дневника, поражающие своей беспощадностью к себе. В конце урока провожу творческую работу:  «Мои правила жизни». Учащиеся, пытаясь не повторяться, составляют свои правила.

Важное место занимает на уроке иллюстративный материал(портреты, рисунки, репродукции, альбомы и т.д. Безусловно, несколько минут следует уделить работе с портретом писателя. Беседу  можно начать так:

  • Как передан внешний облик писателя?
  • В чём особенность  изображения?
  • Какова роль отдельных деталей (выражения глаз, одежда, предметы, отдельные детали, характеризующие эпоху).

При возможности можно проводить на уроке сравнительный анализ портретов, принадлежащих кисти разных художников. Например,   А. С. Пушкина писали многие современники. В изображении Кипренского -  Пушкин - романтик, поэт, вдохновленный музой. Тропинин создал совершенно другой образ: Пушкин какой – то домашний, близкий нам по духу образ русского человека. Кисти Лунина были мало известны. Портрет, написанный за год до смерти Пушкина,  поражает своим трагизмом, непохожестью на все остальные портреты Пушкина.

Обычно такие уроки помогают осознать личность писателя или поэта. Хорошим подспорьем на таких уроках бывают грамзаписи, видеофильмы.

Можно также проводить уроки нетрадиционные. Например, заочная «экскурсия» по памятным местам, связанным с именем писателя. Заранее назначаю ведущих. Широко использую для этого демонстрационный материал, пейзажные зарисовки, воспоминания современников о пребывании в этих местах. Такие экскурсии рождают мысль о том, чем был дом для писателя, какие  детские юношеские впечатления оставили свой след в его  произведениях. Это может быть и традиционный урок, когда разноуровневые задания помогут  принять участие всему  классу.  Например,

  • подобрать иллюстративный материал и рассказать об усадьбе Толстых; о родственниках, друзьях, которые посещали этот дом;
  • рассказать, как они были связаны с героями  произведений Толстого;
  • собрать отзывы о Толстом   современников,  писателей,  которые сотрудничали  с ним в разные годы.

Урок по творчеству Чехова можно провести по его афоризмам: «В человеке все должно быть все прекрасно», «Если бы человек на куске земли своей сделал бы все, что мог, как прекрасна была бы земля наша", «Пока все молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».

- О чем могут рассказать эти афоризмы?

-Каким вы себе представляете себе этого человека?

Подобные вопросы помогут детям  осознанно воспринимать даты. Такие уроки позволяют развивать творческие возможности учащихся.  Дети, побывавшие в местах, где жил и работал писатель, расскажут о своих впечатлениях. Чтение стихов поэта будет проникнуто совершенно другими чувствами. Ребята, играющие на музыкальных инструментах, подберут мелодии или споют песни на стихи поэта.

Впервые,  знакомя учащихся с личностью Маяковского в 7 классе,  можно провести урок – этюд, где молодой Маяковский в желтой блузе после ананасов шампанского уверенно читает:

- Нате! Послушайте

- Как вам данное стихотворение? Каким себе представляете автора?

        Немаловажную роль играют на уроках опережающие задания (это индивидуальные задания: сообщения, рефераты). «Пущин  - друг Пушкина. Что связывает этих двух великих людей?»

        Важное место на таких уроках  занимают записи тезисов, заполнение таблиц,  составление опорной схемы, простых и сложных планов. В конце урока данные задания необходимо проверить, поделиться  мнениями, сделать вывод. Хорошо бы предложить небольшие миниатюры:

  1. За что любят поэта сегодня?
  2. Какой случай из его жизни вам кажется наиболее интересным?

Заканчивая изучение биографии, можно предложить ребятам  сравнить даты. Например,            

  • Где находился Пушкин в тот год, когда произошло восстание декабристов?
  • Сколько лет было Лермонтову, когда погиб Пушкин?

На  любом  уроке  можно использовать викторину, составленную на материале биографии писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение баллады на уроках литературы

Изучение баллады с учетом жанровой специфики...

К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

В статье рассматриваются некоторые особенности изучения драмы на уроках литературы в школе...

Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах

В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах....

К вопросу об особенностях изучения драмы на уроках литературы в школе

Формирование читательских и литературоведческих компетенций на уроках литературы предполагает приобретение учащимися навыков вдумчивого прочтения художественного текста и осмысления его содержан...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В 11-Х КЛАССАХ

Все актуальней становятся проблемы ценностного характера у подрастающего поколения. Происходит подмена жизненных ценностей. У молодежи меняются приоритеты. Задача современного педагога - показать, что...