«Виды комического. Анализ сатирического произведения» (по рассказу М.Зощенко "Семейное счастье")
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Быкова  Александра Игоревна

Основное назначение предлагаемой методической разработки — обратить внимание педагога на особенности смыслового чтения современным школьником. Предлагается материал, который позволит педагогам освоить одну из основных идей современного изучения литературы с помощью анализа невербальной коммуникации.

Данный материал не является программой, а лишь предлагает идеи и очерчивает содержание, которое может быть положено в основу программы обучения литературы. Данную разработку можно реализовать как полностью, так и выборочно, отбирая материал по направлению Вашей работы.

Если Вы хотите обратиться к более глубокому анализу текста, то можно использовать принцип кластерной записи вербальной и невербальной коммуникации по выбранному фрагменту: произнесенная фраза — сопровождающая реплику система невербальной коммуникации. Это подходит для начального анализа текста по литературе. Понадобится проблемно-поисковый метод при выстраивании кластера.

Если вам нужна данная разработка при работе на русском языке, обратитесь к глаголам говорения при анализе вербальной коммуникации и глаголам-действия при анализе невербальной коммуникации. Это поможет проработать зависимость выражения коммуникации на письме с помощью определенных словоформ.

С точки зрения журналистики успешным будет обращение к элементам анализа элементов «Теории Лжи» при работе с вербальной и невербальной коммуникациям, для более активного освоения рекомандовано использование медиа-текста.

При работе с невербальной коммуникацией в рамках иностранного языка успешным станет работа со сравнительно-сопоставительным анализом нескольких культур. Для этого можно использовать как неадаптированные тексты произведений, так и перевод на язык-носитель, что поможет увидеть разницу и в поведенческих особенностях, и в трактовке данных поведений с помощью перевода на другой язык.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_komicheskogo._analiz_satiricheskogo_proizvedeniya.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды комического. Анализ сатирического произведения

Цель:

- способствовать полноценному восприятию художественных произведений через невербальные средства коммуникации 

В когнитивной области – понятие об ассоциациях, языковой картине мира, художественном тексте как воплощении авторской картины мира, ассоциативной сетки текста (без введения терминов)

В психомоторной области – умение вычленять нужную информацию из текстов, в группе формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания)

высказывание по проблеме «поиски счастья»/

В аффективной области – формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности

Технология обучения: учебный диалог, анализ, разноуровневые задания
Задачи:

- образовательные

  1. Познакомить учащихся с содержательными характеристиками межличностной коммуникации.
  2. Ознакомить школьников с коммуникативными особенностями, влияющими на общение

-развивающие

  1. развить понятие учащимися влияния особенностей невербальной системы на коммуникацию в целом.

-воспитательные

  1. Формировать объективное восприятие действительности и гражданскую ответственность за совершаемые поступки по отношению к окружающим.
  2. Способствовать развитию интереса учащихся к характерным особенностям собственного коммуникативного портрета.

Средства обучения:

  • средства мультимедиа для демонстрации презентации по теме.
  • Иллюстративные карточки по материалу
  • Словарные статьи из словарей

Использование ИТ на данном уроке позволяет:

  • сделать изложение материала наглядным и доступным;
  • обеспечить эффективность обучения за счет того, что  каждый ребенок может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы;
  • реализовать дидактический принцип теории и практики в обучении;
  • активизировать познавательный интерес учащихся на уроке, повысить уровень их учебной мотивации.

Тип урока:

  •  комбинированный (повторение курса основной и средней школы, изучение нового материала).

Изучение материала опирается на использование следующих методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративного;
  • частично-поискового;
  • анализ.

Использование разнообразных форм и методов, взаимно дополняющих друг друга:

1) продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимися в ходе их выполнения своего информационного продукта: вывода, оценки, текста и т. д.;

2) выполнение заданий творческого и поискового характера: задания вариативного повышенного уровня; информационный поиск (работа с различными источниками информации); задания, направленные на формирование логических операций сравнения, обобщения, анализа, классификации, установления аналогий,

соотнесение с известными понятиями (например, ведение дневников наблюдений, составление кластера);

3) устная работа и ответы учащихся.

Продуктивные задания по применению знаний и умений предполагают создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели.

Основные понятия:

Система кодирования и декодирования сообщений, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, окулесика, эмблемы, иллюстраторы, экспрессивные знаки, регуляторы.

Ход занятия

№ этап

Действия учителя

Действия ученика

Планируемые результаты

(предметные и УУД)

Этап урока: организационный момент

Вступительное слово

Мы живем в мире слов. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. В памяти всплывают строки из «Пигмалиона» Бернарда Шоу:

«Женщина, которая издает такие уродливые и жалкие звуки, не имеет права быть нигде... вообще не имеет права жить! Вспомните, что вы - человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи, что ваш родной язык — это язык Шекспира, Мильтона и Библии! И перестаньте квохтать, как осипшая курица».

Проверка готовности к уроку

КУУД: готовность к сотрудничеству.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация

Этап урока: стадия вызова

Называет тему урока:  Виды комического. Анализ сатирического произведения

Задаёт вопрос: Всегда ли то, что мы говорим, совпадает с нашими движениями?

Можем ли мы понять человека, не слушая его, а наблюдая за ним?

Записывают в тетради

Отвечают на поставленный вопрос (каждая информация кодируются говорящим и декодируются слушающим)

ПУУД: построение логических рассуждений.

КУУД: сопоставление своего высказывания с высказываниями одноклассников.

ЛУУД: смыслообразование

Создает условия для определения цели занятия. Существуют произведения, в которых целенаправленно автор показывает несовпадение поведения героя с тем, что тот говорит. Зачем он это делает? С помощью каких средств он может реализовать свою задумку?

Формулируют цель

Постановка цели

Основная часть

Переходит к системе кодирования и декодирования сообщений.

Задаёт вопрос:

Какие виды коммуникаций вам известны? Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений.

Вспоминают то, что знают о коммуникации.  Отвечают на поставленный вопрос:

вербальная и невербальная коммуникации

ПР: пробуждение интереса к теме, актуализация знаний по теме.

ПУУД: анализ объекта

РУУД: выдвижение предположений

Говорит о сходствах 2 систем общения:

-используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей;

-уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека; 

-интенсивность невербальной коммуникации соответствует интенсивности вербальной. 

Делают запись в тетрадь

Сообщение информации

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия

Говорит о том, что коммуникация более эффективна, когда содержание и интенсивность вербального сообщения соответствует содержанию и интенсивности невербального. Расхождение между вербальной и невербальной коммуникацией приводит к 3 последствиям.

Во-первых, происходит переструктурирование коммуникативного процесса, изменение его динамики, стратегии и тактики, что выражается, например, в

-снижении коммуникативной насыщенности взаимодействия;

-смещении основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная реакция);

-спонтанном повышении информационной избыточности сообщений.

Во-вторых, изменяется отношение к коммуникативному акту. Люди предпочитают непротиворечивую коммуникацию.

В-третьих, происходит изменение в отношении к коммуникатору. Противоречие между содержанием вербального и невербального сообщения порождает негативное отношение к нему, приписывание ему неискренности.

Делают запись в тетрадь

ПР: пробуждение интереса к теме, актуализация знаний по теме.

Этап урока: стадия осмысления

Говорит о том, что невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем, среди которых  

  • кинесика, гаптика, экстра- и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика, проксемика…

Задает вопрос: какие системы нам с вами уже знакомы?

На примере текста М.Зощенко «Семейное счастье» предлагает проанализировать настроение героев, используя знания об известных систем невербальной коммуникации.

Постановка проблемы.

Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагается подобрать соответствующие слова «Счастье – это…».

Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают. До сих пор человечество не может ответить однозначно на вопрос «Что такое счастье?». Из века в век это спорный, даже риторический вопрос. Как вы думаете, что такое счастье?

С точки зрения происхождения слова оно имеет удивительные корни:

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера

Праслав. *sъcestьje объясняют из *sъ- : др.-инд. su- "хороший" + *cestь "часть", т. е. "хороший удел" (Бодуэн де Куртенэ, Stud. Brucknerowi 220 и сл.; Гуйер, LF 46, 188 и сл.; Френкель, Мel. Реdеrsеn 444; Махек, ZfslPh 7, 378). По мнению Бернекера (1, 155), счастье – первонач. "доля, совместное участие"

Какой из вариантов происхождения подходит по смыслу нашему рассказу?

Давайте обратимся к тексту. Как вы думаете, а что тогда значит семейное счастье?(использовать толкования, ассоциативный ряд)

Наши ответы на данный вопрос схожи с реакцией рассказчика.  Однако совпадают ли они с тем пониманием семейного счастья, которое нам демонстрирует семья Митрофана Семёныча Егорова? (нет)

Какой термин поможет нам для характеристики данного несоответствия?(абсурд)

Что характерно для такого стиля написания текста (для него характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия).

Давайте попробуем найти в нашем тексте примеры отсутствия причинно-следственных связей, гротескную демонстрацию нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

Исходя из всего, что нам удалось проанализировать, какой мы можем сделать вывод? Показано ли в рассказе настоящее семейное счастье, которое было заявлено в названии? Почему вы так думаете?

Проанализировав текст с точки зрения литературоведения, давайте ответим на следующий вопрос: каким правильнее назвать рассказ М. Зощенко — юмористическим или сатирическим. Обоснуйте свою точку зрения.

(Рассказ М.М. Зощенко правильнее назвать сатирическим, потому что юмор, как правило, лишён общественного вызова, а сатира как раз высмеивает общественные недостатки, что в данном произведении мы находим в избытке).

Удалось ли нам достичь поставленную цель урока?

Отвечают на поставленный вопрос:

Работают с текстом, приходят к выводу, что без анализа невербальной коммуникации настроение героев невозможно понять

РУУД: целеполагание.

ЛУУД: смыслоообразование

ПР: приобретение новых знаний

ПУУД: выполнение логических операций: анализа, обобщения, нахождение нужной информации.

КУУД: умение

сотрудничать, участвовать в диалоге, работать в команде; построение продуктивного речевого взаимодействия с членами команды и учителем.

РУУД: планирование последовательности деятельности.

ЛУУД: взаимопомощь в условиях групповой работы

ПР: применение знаний.

ПУУД: решение учебной задачи

РУУД: саморегуляция.

ЛУУД: эстетическое восприятие языка

Этап работы: рефлексия

Рефлексия: как вы считаете, какой вы можете дать совет героям рассказа или в достижении счастья, или для осознания  ими счастья?

Заполните по итогам занятия данную форму

Сегодня я узнал (а)… _______________________________________ Было интересно …__________________________________________ Было трудно… ____________________________________________ Я выполнял (а) задания… ___________________________________ Я понял (а), что… __________________________________________ Теперь я могу… ___________________________________________ Я научился (лась)… ________________________________________ Урок дал мне для жизни…

Анкета может быть выполнена в виде google-формы, тогда итоги опроса (индивидуальной рефлексии) могут стать темой для обсуждения и предметом последующей групповой рефлексии.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

ЛУУД: самоопределение.

Итог

Подводит итоги занятия, домашнее задание. Прочитать рассказ «Срезал» В.Шукшина, найти в тексте средства невербальной коммуникации и выделить их.

Список используемой литературы

1. Шелестюк Е.В. Этапы и закономерности смыслового восприятия текста//Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. 2 (023). 160 с. С. 85-90.

2. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

3.Пол Экман Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. — СПб: ПИТЕР, 2010г., 304с.

4. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы создания комического в художественном произведении.

«Мир уцелел, потому что смеялся».Приемы создания комического в художественном произведении. Цель урока:овладение знаниями о приемах создания комического в литературном произведении.Задачи:1)...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Статья "Искусство создания сатирического портрета (по 13 главе романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения"

Искусство создания портрета литературного героя, конечно же, никогда не является самоцелью писателя. Это всего лишь ступень той лестницы, на вершине которой – замысел автора, то сокровенное, рад...

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения.  Цели: 1) Учить анал...