Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Инна Владимировна Верцинская

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11-х классов создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года, Примерной учебной  программы среднего общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я. Коровиной (редакторский коллектив: В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,

 И.С. Збарский, В.П. Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2018г.), основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ№1»

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования способов деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

-приобщение учащихся к богатствам  художественной литературы;

-развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни;

-формирование представлений у учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое  место в жизни нации и человечества;

-воспитание речевой культуры у учащихся;

-обогащение духовного мира школьников путем приобщения к нравственным ценностям;

-воспитание чувства любви к родине, культуре;

-становление духовного мира;

-создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании;

-реализация своих творческих возможностей;

-освоение системы знаний о русской литературе; ее духовно- нравственном и эстетическом значении; ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведении выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве и др.;

-воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе; формирование чувства справедливости, совести, патриотизма и др.;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; соотнесения литературной классики с современностью;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие устной и письменной речи учащихся.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

 Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_11.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к основной образовательной программе

среднего  общего образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для 11 класса

Составитель: И.В.Верцинская  

учитель русского языка и литературы

Мегион

2020-2021


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11-х классов создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года, Примерной учебной  программы среднего общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я. Коровиной (редакторский коллектив: В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,

 И.С. Збарский, В.П. Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2018г.), основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ№1»

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования способов деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

-приобщение учащихся к богатствам  художественной литературы;

-развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни;

-формирование представлений у учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое  место в жизни нации и человечества;

-воспитание речевой культуры у учащихся;

-обогащение духовного мира школьников путем приобщения к нравственным ценностям;

-воспитание чувства любви к родине, культуре;

-становление духовного мира;

-создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании;

-реализация своих творческих возможностей;

-освоение системы знаний о русской литературе; ее духовно- нравственном и эстетическом значении; ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведении выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве и др.;

-воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе; формирование чувства справедливости, совести, патриотизма и др.;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; соотнесения литературной классики с современностью;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие устной и письменной речи учащихся.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

 Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы

1.Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2018.

2. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.

3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.

4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 11 классе 105 часов,  из  расчёта  3  часа  в  неделю. Контрольных работ – 9ч.  

Срок реализации – 2020-2021 учебный год.

Реализация целей образовательного процесса осуществляется через проблемно-диалогическую технологию с фрагментарным применением информационно-коммуникационных технологий  и деятельностную технологию, технологии личностно-ориентированного обучения;  здоровьесберегающей  технологии;  технологии уровневой дифференциации.

Формы и виды контроля: тестирование, сочинение, итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ.

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, подготовка и защита рефератов, проектов по литературе.

Планируемые результаты обучения по учебному предмету:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции,    социальные компетентности, личностные качества;
  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные  результаты:

  • умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
  • умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
  • умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
  • умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
  • умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
  • умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

        понимание ключевых проблем изученных произведений;

        понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

        умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

        определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

        владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

        приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;

        формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их оценка;

        собственная интерпретация изученных литературных произведений;

        понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

В коммуникативной сфере:

        восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие текста;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на литературоведческую тему;

        написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

В эстетической сфере:

        понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса;

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

 Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Целенаправленный поиск  информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебно-тематическое планирование

Раздел,

тема

Количество часов

всего

теорети-ческих

практи-ческих

контрольных

Литература рубежа веков

2

2

Проза конца 19- нач.20 в

17

15

1

1

«Серебряный век» русской поэзии

51

47

1

3

Литература 40-х годов, ВОВ и последующих лет

20

20

           Литература 50-х – 90-х           годов

9

7

2

          Зарубежная литература     XX века

6

6

Итого

105

97

2

6


Основное содержание курса

Русская литература XX века

И.А. Бунин «Перед закатом набежало…», «На окне, серебряном от инея…», «Собака».

Рассказ "Господин из Сан-Франциско". Рассказ "Чистый понедельник", «Лёгкое дыхание».

А.И. Куприн «Гранатовый браслет».

М. Горький Пьеса "На дне". Сказки Италии.

Поэзия конца XIX - начала XX вв.

В.Я. Брюсов «Хвала человеку». Ф.К. Сологуб «Всё дано в переизбытке». К.Д. Бальмонт «Будем как Солнце!» Н.С. Гумилёв «Жираф», «Змей»

А.А. Блок Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Двенадцать".

В.В. Маяковский Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору.

Поэма "Облако в штанах".

С.А. Есенин Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения по выбору.

М.И. Цветаева Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору.

О.Э. Мандельштам Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения по выбору. Поэма "Реквием".

Б.Л. Пастернак Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору. Роман "Доктор Живаго" (обзор).

М.А. Булгаков Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита".

А.П. Платонов «Усомнившийся Макар».

М.А. Шолохов Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).

А.Т. Твардовский Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору.

В.Т.Шаламов "Колымские рассказы" «Причал Ада», «Очерки преступного мира».

А.И. Солженицын Повесть "Один день Ивана Денисовича". Рассказ "Матренин двор".

Проза второй половины XX века

В.П. Астафьев, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов

Драматургия второй половины XX века

А.В. Вампилов «Старший сын».

Литература последнего десятилетия

Т.Толстая «Кысь». Гражданская поэзия Инны Кабыш.

Литература народов России

Р. Гамзатов, М. Джалиль, поэзия.

Зарубежная литература

Проза Э.М. Ремарк, Дж. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, Рэй Брэдбэри.

Поэзия Г. Гейне, Т.С. Элиот.

Использование ДОТ в учебном процессе

В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.  По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика:

- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;

- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;

- предоставляет широкий выбор источников информации;

- нестандартные развивающие домашние задания;

- возможность интенсивной подготовки к ЕГЭ;

- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

- умение самостоятельно планировать деятельность;

- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

- навык самообразования.

Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

- «живое» общение учителя с учениками и учеников между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;

- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;

- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;

- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;

- распространение плагиата – использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;

  Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка и литературы, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предметов «Русский язык» и «Литература»:

- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

- аудиотексты,

- художественные и учебные видеофильмы,

- цифровые иллюстрации и фотографии,

- видеоуроки,

- видеоинтервью и видеоэкскурсии,

- интерактивные задания,

- флеш-задания,

- электронные контрольные работы и тесты,

Кроме того, система, в которой мы работаем, содержит конкретные предметно-тематические рубрики: в разделе «Русский язык» - «Готовимся к ЕГЭ», «Знаменитые лингвисты», «Материал для углублённого изучения», «Это интересно». В разделе «Литература» представлены «Разминка», «Словарь понятий и терминов», «Персоналии», «Аудиокласс», «Школьная картинная галерея», «Знаете ли вы, что…», «Читальный зал».

Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.    

Особенности работы с учащимися с ОВЗ

В классах с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

При обучении русскому языку используются следующие принципы:

принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.      

  Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Виды деятельности

Дата проведения урока

По плану

По факту

  1. Литература рубежа веков 

Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризовать основные этапы литературного процесса XX века в России. Характеризовать героя русской литературы XX века. Выявлять характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека. Давать общую характеристику литературного направления (романтизм, реализм, неореализм, модернизм, постмодернизм), творчества писателя Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя XX века, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов интернета.

1

Повторение изученного в 10 классе по романуЛ.Н.Толстого «Война и мир»

 1.09

 

2

Повторение изученного в 10 классе по разделу «Зарубежная литература»

4.09

  1. Проза конца 19- нач.20 в

Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: сюжет, композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею; хронотоп как способ моделирования мира произведения XX века; систему образов художественного произведения XX в; авторские изобразительно-выразительные средства создания персонажей, пространства и времени; художественную роль детали в произведении XX века; авторскую позицию и способы ее выражения в произведении XX века; Сопоставлять: героев двух произведений XX века, XIX и XX веков; изображенные события двух произведений XX века, XIX и XX веков; темы двух произведений XX века, XIX и XX веков; собирательные образы двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; сквозные образы двух произведений XX века, XIX и XX веков; идейно-художественное содержание эпического произведения и театральную постановку; идейно-художественное содержание эпического произведения и иллюстрации художников к произведению; Выражать: свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века;

3

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность.

 4.09

 

4

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

 8.09

 

5

Входная диагностическая работа

 11.09

 

6-7

Тема любви в рассказах И. А. Бунина. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

 11,15.

09

 

8

Пробное итоговое сочинение

Сочинение

 18.09

 

9

Пробное итоговое сочинение

Сочинение

 18.09

 

10

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

 22.09

 

11-12

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»

 25,25.

09

 

13

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

 29.09

 

14

Сочинение по творчеству  И. А. Бунина и А. И Куприна  

Сочинение

2.10

 

15

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

 2.10

 

16

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

 6.10

 

17

«На дне» как социально-философская драма.

 9.10

 

18

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно философская проблематика. Смысл названия пьесы

 9.10

 

19

Контрольная работа №1  по творчеству М. Горького

 13.10

 

  1. «Серебряный век» русской поэзии

Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать лирическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: художественное событие, художественное время, художественное пространство и художественное состояние лирического героя; поэтические средства создания художественных образов лирического произведения; лирического героя стихотворения, цикла, поэзии автора; особенности композиции лирического произведения, цикла, «книги», сборника стихов поэта XX века; поэтический смысл лирического произведения XX века; художественную роль детали; авторский метод; жанр лирического произведения XX века; особенности стихосложения, мелодический ритм лирического произведения; Сопоставлять: лирических героев разных стихотворений автора XX века; лирических героев поэзии двух авторов XX, XIX и XX веков; два стихотворения одного автора с общей темой; два стихотворения двух авторов с общей темой; два лирических произведений XX, XIX и XX веков (комплексно); Выражать: свое личное отношение к лирическому герою стихотворения, цикла, поэзии в целом автора XX века; свое личное отношение к творчеству поэта XX века

20

Русский символизм и его истоки

 16.10

 

21

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма.

 16.10

 

22

Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и др.

 20.10

 

23

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

 23.10

 

24

Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики

 Н.С. Гумилева

 23.10

 

25

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

 27.10

 

26

Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина

 30.10

 

27

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

 30.10

 

28

Тема страшного мира в лирике А. Блока.

 

 10.11

 

29

Тема Родины в лирике А. Блока.

 13.11

 

30

Контрольная работа№2 по творчеству поэтов Серебряного века

Тест

 13.11

 

31-32

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

 17.11

20.11

 

33

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

 20.11

 

34

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

 24.11

 

35

Тема России в лирике С.А. Есенина.

 27.11

 

36

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

 27.11

 

37

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

 1.12

 

38

Поэтика есенинского цикла  «Персидские мотивы»

 4.12

 

39

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

 4.12

 

40

Своеобразие композиции и системы образов в поэме.

 8.12

 

41

Литературный процесс 20-х годов

 11.12

 

42

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

 11.12

 

43-44

И.Э. Бабель. «Конармия». Психологизм человека в эпоху революции и Гражданской войны.

 15.12

18.12

 

45

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи.

 18.12

 

46

В. Хлебников. Новаторство поэтического языка.

 22.12

 

47

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

 25.12

 

48

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

 25.12

 

49

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.

12.01

 

50

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского.

Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского

15.01

 

51

Е.И. Замятин. «Мы» как роман-антиутопия Литература 30-х годов.

 15.01

 

52

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

 19.01

 

53

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А.П. Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа.

 22.01

 

54

Тема преобразования России в романе.

 22.01

 

55

Повторение и систематизация изученного материала.

 26.01

 

56-57

Контрольная работа№3 за первое полугодие.

Тест

 29.01

29.01

 

58

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.

2.02

 

59

М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

5.02

 

60-61

История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

5.02

9.02

 

62-

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

 12.02

 

63

Анализ эпизодов из романа «Мастер и Маргарита».

 12.02

 

64

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

Сочинение

 16.02

 

65

А.П. Платонов. Жизнь и творчество.  Повесть А.П. Платонова «Котлован»

 19.02

 

66

А.А. Ахматова. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

 19.02

 

67

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой.

 23.02

 

68

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта.

Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

  26.02

 

69

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи.

 26.02

 

70

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой.

«Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

(РР Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или О.Э. Мандельштама)

 2.03

 

  1. Литература 40-х годов, ВОВ и последующих лет

Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать лиро-эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: сюжет, композицию лиро-эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею лиро- эпического произведения XX века; художественное время и пространство лиро-эпического произведения XX века; систему персонажей лиро-эпического произведения XX века; эпическое и лирическое начала в произведении; художественную роль детали в лиро-эпическом произведении XX века; авторские изобразительно-выразительные средства создания персонажей, пространства и времени; Сопоставлять:

героев лиро-эпического произведения XX, XIX и XX веков; собирательные образы двух лиро-эпических произведений XX, XIX и XX веков; Выражать: свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века;

71

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

 5.03

 

72

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа

 5.03

 

73-74

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

 9.03

12.03

 

75

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

 12.03

 

76

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

 16.03

 

77

78

Контрольная работа по теме "Литература 40-х годов, ВОВ и последующих лет"

Тест

 19.03

19.03

 

79

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

 30.03

 

80

81

Литература второй половины XX века. Поэзия 60-х годов

Новое осмысление  военной темы в литературе 50-90-х годов.

 2.04

2.04

 

82

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского.

 6.04

 

83

Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны.

 9.04

 

84

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

 9.04

 

85

Основные темы и мотивы его  поэзии.

 13.04

 

86-87

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика и художественное своеобразие

 16.04

16.04

 

88

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.

 20.04

 

89

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

 23.04

 

90

Н. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие

 23.04

 

5.Литература 50-х – 90-х годов

91

«Деревенская»  проза в современной литературе.

В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

 27.04

 

92

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений.

 30.04

 

93

«Городская» проза в современной литературе.

 Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

 30.04

 

94

Темы и проблемы современной драматургии.

А. В. Вампилов. Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы «Утиная охота».

 4.05

 

95

И. А. Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

Проект

 7.05

 

96

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима

Проект

  7.05

 

 97

Б. Ш. Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта.

 11.05

 

98

Из литературы народов России.

 М. Карим. Тема памяти о родных местах, мудрости предков в лирике.

 14.05

 

99

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

 14.05

 

6.Зарубежная литература XX века

100

Д. Б. Шоу. Духовно-нравственные проблемы в пьесах драматурга

 18.05

 

101102

Э. М. Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

 21.05

21.05

 

103104

Обобщение и систематизация изученного в 11 классе

 25.05

 

105

Обобщение и систематизация изученного в 11 классе

 

 

Лист изменений к рабочей программе


Перечень контрольных работ с планируемыми результатами

и критериями оценивания

Контрольная работа по теме

Цель контрольной работы (планируемые результаты)

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Административная контрольная работа

Отследить сформированность уровня знаний по теме

Сочинение

см. приложение

Творчество И. Бунина и А. Куприна

Отследить сформированность уровня знаний по теме.

Сочинение

см. приложение

Творчество М. Горького

Отследить сформированность уровня знаний по теме.

Тест.

«5» - 90 – 100 %;            «4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;              «2»- менее 59 %.см.

Творчество поэтов Серебряного века

Отследить сформированность уровня знаний по теме.

Тест.

«5» - 90 – 100 %;            «4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;              «2»- менее 59 %.см.

Административная контрольная работа за год

Отследить сформированность уровня знаний по теме.

Тест.

«5» - 90 – 100 %;            «4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;              «2»- менее 59 %.см.

Творчество М. Булгакова

Отследить сформированность уровня знаний по теме.

Сочинение

см. приложение

Приложение

Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений

     В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

-знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

-умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

-понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

-знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

-умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

-уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.


Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368с.

Критерии

 оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Методы и приёмы обучения:

Ведущей технологией для реализации целей образовательного процесса является технология деятельностного метода  с фрагментарным применением информационно-коммуникационных технологий, проблемно-диалогического обучения.

Технологии, методики:

  • Активные методы обучения
  • -уровневая дифференциация
  • Исследовательская технология обучения
  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
  • Метод проектов
  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Материально-техническое обеспечение:

- ноутбук Acer TM 5744,

- проектор Epson  EB-430,

- Back-UPS 500,

- интерактивная доска Interwrite Dual Board,

- средства телекоммуникации (локальная школьная сеть: СГО, выход в Интернет),

- принтер,  

- колонки,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"

Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс

                                   Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...

Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....