конспект урока по литературе
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Телегина Анна Владимировна

использование информационно-компьютерной технологии позволило учителю уже  в начале урока создать ситуацию успеха (мотивирующий приём),  активизировать познавательную деятельность учащихся, использование компьютерной презентации позволило учителю достичь цели и решить все задачи урока в плане формирования УУД учащихся; использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, наглядным, позволило  повысить уровень усвоения материала учащимися, сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению детей, а также  оживить учебный процесс повысить эффективность урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Побеждай зло добром»  (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Цели по содержанию: (Слайд №2)

-Образовательная: продолжить знакомство с творчеством писателя А.Платонова способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе  «Юшка»;

-Развивающая: способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям; уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы; развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

-Воспитательная: содействовать воспитанию доброго, внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям, воспитывать личность  духовно – нравственную, умеющую сострадать.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Цели и планируемые результаты  

Личностные УУД:

- иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

- формировать познавательную и социальную мотивацию;

- давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

- стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

- прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

- устанавливать последовательность событий в тексте;

-осваивать способы пошагового, итогового контроля  собственного понимания

Познавательные УУД:

- выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

- формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

- формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;

- классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

- создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

- адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,   классическая музыка, тетради, учебники.

Эпиграфы к уроку: (Слайд № 3)

Побеждай зло добром.    (Библия)

Добрый человек не тот, кто дел добро, а тот,

Кто, кто не может совершать.   (Ю. Никулин)

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок: урок-праздник и одновременно урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. ( Слайд № 4)  В каждой строчке рассказов Платонова присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь.

            А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Платонова.

И цель нашего урока – понять, осмыслить эти заповеди. Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку. А теперь -  на доску. Давайте подберем эпитеты к словам «добро» и «зло». (Работа у доски и в тетрадях с последующим анализом подобранных слов).

              Добро и зло…  За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем

            Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

            А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие? ( Звучит музыка)

«Как много в мире зла».

Г.Е.Осокина

Как много в мире зла, и как оно нас ранит,

Как трудно раны нам бывает залечить.

И мы в том зле, что сами причиняем,

Пытаемся кого-то обличить.

Эх, люди, люди, век ваш так недолог

Зачем же нам друг друга обижать?

Ведь не жестокости, - любви с пелёнок

Учила каждого ребёнка мать.

А мы взрослеем и становимся жестоки,

И больно раним, колем, обижаем –

Как будто матери уроки

С годами напрочь забываем.

Исчезла в душах наших чувство милосердия

И не хватает доброты и понимания,

Давайте же приложим все усердия

Для возрожденья соучастья и внимания.

2. Работа по теме урока

           Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка» (Слайд № 5) Что означает слово «юшка»?

Словарь: Юшка – кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка – это воплощение добра. Утрата его губительна для людей.

— Интересно ли было читать рассказ Платонова?  Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою.Для окружающих  оказались недоступными  такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

3. Словарная работа (Слайд № 6)

- Кто он такой, этот Юшка?

( Слайд №7) (Перед нами старый человек,  слабый,  больной. Неприметен внешне.   Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. (Слайд № 8) Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело».

3. Работа в группах

             У меня возникли вопросы. Я хочу, чтобы вы помогли мне на них ответить:

1.Почему люди были жестоки к Юшке?

2.Почему Юшка терпел и не возмущался?

3.Для чего жил Юшка?

-Чтобы нам было легко ответить на данные вопросы, каждая группа получает задание, а затем мы  вместе их будем обсуждать. (Класс заранее рассаживается на 3 группы)(Слайд № 9)

Задания для работы в группах:

1 группа пользуясь текстом, составьте словесный портрет Юшки.

 Ответьте на вопросы:

1.Какие ключевые слова использует автор в описании работы, выполняемой Юшкой? (носил, раздувал, держал, вводил и делал работу)

2.На что обращает внимание автор во внешности главного героя? (мал ростом и худ, болен чахоткой, выглядит стариком в свои 40 лет)

3.Что можно сказать о глазах Юшки? (глаза наполнены влагой. Если глаза зеркало души, то душа плачет. Именно душой мы любим, страдаем)

  ( Слайд № 10)

2 группа: найдите в тексте, как к Юшке относились дети, что ими двигало. Ответьте на вопросы:

1.Какие слова использует автор для описания их поведения? (бежали, кричали, бросали, подбегали, трогали его, толкали, кидали, дразнили)

2.Чего дети ждали от Юшки? (чтобы он отозвался им злом и развеселил их.Детям было скучно и нехорошо играть, если Юшка молчал, не пугал их и не гонялся за ними)

3.Почему Юшка не обижался на детей? (он верил, что дети любят его, он нужен им, только не умеют они любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его)

  (Слайд №11)

3 группа: найдите в тексте моменты отношения взрослых к Юшке. Ответьте на вопросы:

1.Отличалось ли поведение взрослых от поведения детей?

2.Какую роль играл Юшка для жителей деревни? (они выплёскивали на Юшку всю злобу, зная что он всё стерпит)

3.Чего взрослые хотели от Юшки? (хотели, чтобы жил как все, чтобы жил как надо)

4.Какие слова постоянно повторяет Юшка в оправдание обидчиков? (меня народ любит. Он меня без понятия любит. Сердца в людях бывают слепые)

  (Слайд №12)

4. Фронтальная работа.

         -Сейчас мы рассмотрели моменты, когда Юшка не был счастлив. А как вы считаете, был ли он счастлив вообще и когда? (Наедине с природой.)

- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу)

-Как это характеризует Юшку? (Как  доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека)

-Как относился Юшка к живым существам? (целовал, старался не дышать, чтобы они не испортились, гладил, подымал, всматривался)

-Почему Юшка не мог показать любовь к природе при людях? (они не только не умеют любить сами, но и не дают любить другим)

               Сам же Юшка умеет любить как никто. Как трепетно старик относится к нежным лепесточкам цветов, боясь примять их. Как скорбит о каждой мертвой букашке, встретившейся по пути. Юшка наслаждается природой, свежим воздухом, он понимает ценность всего, что есть на этом белом свете. И только природа платит ему взаимностью, хотя бы на время заставляя забыть о своей давней болячке, хотя бы на время… 

-Так кому же помешал Юшка,никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

-Итак, мы с вами проследили за жизнью Юшки, переходим к самому кульминационному моменту, гибели Юшки. Кто стал причиной смерти?

5. Работа с учебником

-Зачитайте отрывок диалога прохожего и Юшки.

-Из-за чего осерчал Юшка?

-Случайно ли здесь слово «осерчал»? Подберите синонимы к данному глаголу (рассердился, разозлился, возмутился, разгневался)

-Почему ни один из них не подходит? («осерчал» - это по-детски, как любящий дедушка на внука)

-Что стало причиной этого?

-Что отвечает Юшка на слова «весёлого прохожего»?  Зачитайте эти слова.(«Я жить родителями поставлен…»)

-Как вы понимаете слова Юшки? (все имеют право на жизнь.Она дана нам свыше, и никто не имеет право её отнять)

-Зачитайте отрывок гибели Юшки. (Слайд № 13)

          Вот так трагически закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было - нельзя все время терпеть. (Слайд № 14) В библии сказано «Господи, открой глаза людям, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их.

         Хоронить Юшку пришли все. Почему? (хотели искупить свою вину)

-Почему без Юшки жить людям стало скучно? (вся злоба осталась среди людей, т.к. не стало человека, безответственно терпевшего их насмешки, ожесточение)

Таким образом, зло со стороны людей гасилось добром со стороны Юшки.   Умер Юшка, и только тогда добро победило, люди поняли свою ошибку, но было уже поздно. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто дарил добро миру.

           Прочитайте  (Слайд № 15) слова Платонова: «Человечество – одно дыхание, одно живое, тёплое существо. Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все. Нет человека, который был бы как остров, сам по себе».

-Вот и сказано о Юшке справедливое слово. Но почему не заканчивается этими словами рассказ?

-Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? (появляется девушка-

-Что она поведала о жизни Юшки?

-  Как однажды назвал Юшку взрослый человек?

(стр.117: блажной)

- А как назвал веселый прохожий?

(стр.120: юрод негодный)

- Что вы знаете о блажных и юродивых? Кто это?

Не зря автор выбрал имя для своего героя Ефим Дмитриевич. Давайте посмотрим, что означает его прозвище и имя.  ( Слайд № 16)

Ефим – значение имени «благочестивый», «благожелательный», «священный».

Дмитрий – восходит к имени Деметра, древнегреческая богиня земледелия. Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят плоды добра.

Юродивый  -  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля)

             - На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

- Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его. ( Слайд № 17)

- После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

              - И вновь вопрос к вам. Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? И, наверное, правильно будет, если мы попросим прощения у Юшки за тех людей, кто причинил ему зло. Присоединимся к словам  одного из героев рассказа (столяра)  «Прости нас всех, забраковали тебя люди, а кто тебе судья…»  Юшка - слепец со зрячим сердцем, а люди зрячие со слепыми сердцами.

              Люди пришли проститься с ним , возможно чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. Однако людям без Юшки жить стало хуже.

Добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека.   Добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Евангелие от Матфея). Андрей Платонов заставил нас задуматься о вечном: о добре и зле, о зоркости, об умении любить человека.

              Юшка совершил великий поступок, довольствуясь малым, он сумел выучить и прокормить девочку. Окружающим его людям следовало бы поучиться науке любви и сострадания у этого странного на первый взгляд человека.

               Будучи неприметным и тихим человеком, не тая обиды, Юшка сумел сотворить большое дело для общества, подарив ему бескорыстного и доброго врача в лице своей дочери. 

Можем ли мы назвать Юшку красивым человеком? (Да. Он добр, отзывчив, трудолюбив. Он красив не внешне, а душой.)Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.   Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью.                                      

                Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

     Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло? И как вы думаете, почему первым эпиграфов к нашему уроку стали слова  из Библии: « Побеждай зло добром»?              

       К этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова : «Я тоже всему свету нужен».

6. Повторение и закрепление

 - Какова на ваш взгляд тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)

-А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из библии являются одним из эпиграфов к нашему уроку.

В «Юшке» Платонов воспевает добро, которое побеждает  зло.

         Какой основной прием построения рассказа  использует автор? (Антитеза) И в лексике, и в поведение героев, и в их описании.

         Давайте вспомним начальную сцену и финальную.  Перекликаются ли они? (Да.)   Такой прием называется обрамление, (Добро Юшки продолжила его приемная дочь, которой он помог получить образование).

-А какое произведение приходит вам на ум, где люди также плохо относились и к кому? (Л. Андреев.«Кусака»)

7. Заключительное слово

         Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и человеческой внимание при жизни, но не после смерти.

           Так какие же нравственные заповеди оставил Андрей Платонов? ( Слайд № 18)(«Никто на земле не лишний»,«нужно уважать в человеке человека»,

«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное», « все имеют право на жизнь», «добро побеждает зло».)

          Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни глупостью    И мне хочется, чтоб каждый из вас нес ту частицу света, доброты, любви, которая согревала бы окружающих вас людей.

           Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова : «Я тоже всему свету нужен».

Значит, способен что-то изменить даже тихий, скромный, безответный Юшка. Значит, способно добро победить зло…

8. Рефлексия  и домашнее задание

-Что бы вам хотелось положить в копилку своей души после сегодняшнего урока?

-Прочитайте высказывания известных  людей. ( Слайд № 19) Запишите себе в тетрадь то высказывание, которое вам больше всего понравилось. И пусть оно будет  заголовком вашего мини-сочинения.

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертельно для души человека.                                                                                                М. Горький

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                                                                                 Б. Паскаль

    Закончить  урок  я  хочу словами:

 Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

     Начнем с себя!

     Научимся людей любить,

 По нравственным законам жить.

     Научимся добро творить.

     А чтобы поняли тебя-

     Начни с себя! ( Слайд № 20)

«Спешите делать добро, пока не стало поздно»               Ф. Гааз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...