Успешная школа как результат деятельного сотрудничества всех участников образовательных отношений (из опыта учителя литературы)
статья по литературе (10, 11 класс)

Росомаха Римма Михайловна

Статья рассказывает о том, как сформировать у ребёнка на уроках литературы систему ценностей, развить у него оригинальное критическое мышление, понимание и умение объяснять причинно-следственные связи, расширить кругозор, повысить культурный уровень при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. И,как следствие, дать возможность современному школьнику  почувствовать себя успешным человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешная школа как результат деятельного сотрудничества всех участников образовательных отношений (из опыта учителя литературы)

                                                   Росомаха Римма Михайловна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №15 г. Москвы

  Сегодня много говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о принципах, компонентах, целях такого взаимодействия. Какова роль педагога в организации и поддержании отношений с обучающимися? Насколько хорошо справляются родители с возложенной на них ответственностью за качество образования своих детей? Эффективны ли формы взаимодействия администрации и членов педагогического коллектива в формировании комфортной образовательной среды для каждого ребенка? Какое значение в современной школе имеет сотрудничество всех участников  такого процесса? Эти вопросы, на мой взгляд, всегда должны беспокоить не только педагогов, но и общество в целом. Ведь ответы, которые рождаются в процессе их решения, помогают строить современную успешную школу, школу, создающую возможности реализации каждому её ученику.

 Я учитель литературы и поэтому отлично понимаю, что сформировать у ребёнка систему ценностей, развить у него оригинальное критическое мышление, понимание и умение объяснять причинно-следственные связи можно только  при помощи расширения кругозора, повышения культурного уровня.  Уроки литературы не должны заканчиваться в тот момент, когда слышен звонок, когда дети закрывают двери класса, выходят из здания школы. Огромную помощь в непрерывности процесса обучения играют родители, их опыт, ценности, мотивации, осознание важности личного участия в совместной деятельности. И, конечно, коллеги. Их заряженность, неравнодушие и профессиональные возможности.

 Приведу пример из практики. Начали с ребятами говорить о «Мастере и Маргарите» М.Булгакова. Сначала видела скучные лица, чувствовала непонимание масштаба личности писателя, гениальности его произведения. Попробовала изменить формат урока: всё время делала вид, что не могу разобраться в том, что Михаил Афанасьевич написал. Просила объяснять, доказывать. Сопротивлялась, не соглашалась, возмущалась. В общем, все уроки превратились в удивительно интересную дискуссию. Креативно и эмоционально формулировали свои мысли одиннадцатиклассники, важные и необычные выводы делали. Решила предложить посмотреть фильм В.Бортко – школьники с радостью откликнулись.  Родители и учителя также с интересом включились в этот процесс: коллективно посетили МХАТ имени М.Горького и посмотрели одноимённый спектакль, организовали пешеходную экскурсию «Москва Мастера и Маргариты». Администрация школы, воспользовавшись программой бесплатного посещения учреждений культуры г.Москвы, включила в план работы автобусную экскурсию в музей М.Булгакова, преподаватели истории в рамках исследовательской деятельности подготовили старшеклассников к защите проекта «Культура и быт Москвы 20-30 годов». Знакомство с Булгаковым продолжалось: выпускники и родители читали его произведения, воспоминания современников о писателе, письма Михаила Афанасьевича, а затем делились со мной своими впечатлениями,  рассказывали о семейных диспутах, приглашали педагогов посмотреть «Мольера» в театре имени О.П.Табакова. Мне кажется, это был замечательный опыт сотрудничества всех участников образовательного процесса, который мотивировал ресурсы процесса обучения, помог педагогам, школьникам и родителям в личностном развитии, подтвердил приоритет родителей в воспитании и образовании своих детей, обозначил способность к совместной деятельности.

  Как организовать эту работу? Это самый непростой вопрос. Многое зависит от целеполагания администрации школы, а главное – от личности каждого педагога. Возможность расширить рамки урока требует привлечения к такой деятельности большего количества её участников. Задача учителя – вовлечь в эту важную работу всех, кто способен помочь ученику стать более образованным, ярким, самобытным. Задача руководителей – мотивировать педагога преподавать творчески, в соответствии современными требованиями. Задача родителей – чувствовать свою готовность быть причастным к  обучению и воспитанию ребёнка.

 Успешная школа в современном обществе – это школа, в которой процесс взаимодействия учеников, родителей и учителей является залогом успеха в реализации всех целей и задач образовательного учреждения. В такой школе, как правило, результатом подобного сотрудничества становится выпускник, получивший возможность реализовать внутренние свободы, понять ценность своей личности, важность её социально-нравственного и культурного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса

Педагогика сотрудничества – путь к личностному развитию всех участников образовательного процесса...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...