Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
консультация по теме

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование в образовательных учреждениях толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса Подготовила Бобрикова Инна Алексеевна

Слайд 2

одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов , родителей толерантности

Слайд 3

Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы , которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами

Слайд 4

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация со­трудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализиро­ванных форм самопроявления

Слайд 5

1. Диагностика: оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка; изучение особенностей когнитивной, эмоционатьно-волевой , коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии; изучение личностных особенностей родителей детей с особыми нуждами; 2. Консультирование: психологическое просвещение учителей, воспитателей, родителей консультирование и оказание помощи педагогам, в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе и за его пределами; формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соот­несение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса; 3. Коррекция : проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно - поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей; разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выяв­ленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей и логопедов с анализом по­лученных данных; оказание психологической поддержки родителям детей, имеющих отклонения в развитии. Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами и родителями . Деятельность педагога-психолога

Слайд 6

Деятельность логопеда Задачи: знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними; проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности; формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей

Слайд 7

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится: формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания); умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения; развитию чувства ответственности за себя и свои поступки; прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности; стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

Слайд 8

Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения; неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности; нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.



Предварительный просмотр:

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ  всех участников образовательного процесса.

Бобрикова Инна Алексеевна

учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск

В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в  настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей   толерантности.

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с  педагогами ОУ и логопедами.

Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

        1. Диагностика:

  • оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
  • изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

  • психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
  • формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

        3. Коррекция:

  • проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
  • разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.

В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу  по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.      

         Совместным видом деятельности с другими специалистами является  проведение школьного ПМПк, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом  поэтапно  решается ряд основных задач:

  • знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии    методами работы с ними;
  • проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на     формирование толерантной культуры личности;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

  • формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);
  • умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
  • развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
  • прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
  • стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется  путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры,  которые  способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические  конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ. 

Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков

Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...

Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»

Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе кото­рых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в с...