Статья ОБРАЗ МАТЕРИ - ТРУЖЕНИЦЫ И ДОЛГОТЕРПЕЛИВОЙ СТРАДАЛИЦЫ В ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА
статья по литературе (10 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Мать, мама, мамочка — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает всю жизнь. Никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение женщины, которая дала нам жизнь, место ее в нашей судьбе совершенно особое, исключительное. Неслучайно поэтому образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами Н. А. Некрасова, где она представлена наиболее глубоко и полно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_materi_1.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Шуаева Е.В.

Россия, г. Ставрополь

ОБРАЗ МАТЕРИ - ТРУЖЕНИЦЫ И ДОЛГОТЕРПЕЛИВОЙ СТРАДАЛИЦЫ В ПОЭЗИИ Н.А. НЕКРАСОВА

 Мать, мама, мамочка — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает всю жизнь. Никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение женщины, которая дала нам жизнь, место ее в нашей судьбе совершенно особое, исключительное. Неслучайно поэтому образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии.

Русский образ матери является национальным культурным символом, начиная уже с фольклорной традицией возникает образ матери. В духовных стихах он предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси 

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами Н. А. Некрасова, где она представлена наиболее глубоко и полно. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с этим конкретным воплощением образа в поэзии великого поэта присутствует и обобщённый народный образ матери [2]. 

До нас дошло не много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

Мать была для Н.А. Некрасова прежде всего высочайшим нравственным авторитетом, сопоставимым только с авторитетом святых праведников и возводимым им в духовный абсолют.  Не случайно, в стихотворении «Рыцарь на час» воспоминание о «могиле далекой, где лежит…бедная мать», сменяется описанием старой церкви, которая «вся бела, вся видна при луне». Бог «столько…был чтим» Еленой Андреевной, что она сама, по мысли сына, должна обладать божественным даром прощения и руководства: «Выводи на дорогу тернистую!», ожидая своей скорой кончины, он призывает усопшую мать явиться к нему: [5]

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь...

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Это страдалица с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой»:

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах

Пред грозой величаво — безгласная...

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

Во многих произведениях Некрасова мы видим образы матерей-крестьянок.  Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви.

Современный исследователь творчества Некрасова Н. Н. Скатов в конце XX века в своей работе «Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писал: «В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой и идеалом ее. В этом смысле мать есть главный положительный герой некрасовской поэзии. Сам образ родины, России у поэта неизменно соединяется с образом матери. Родина - мать, матушка - Русь - именно от Некрасова, через его поэзию эти привычные уже сейчас сочетания вошли в нашу жизнь, в наше сознание» [6].

Сама тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: крепостной и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж-праведник и свекровь в три погибели гнуть» [4]. Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» обрисована загубленная жизнь крепостной девушки, которую маленькой девочкой взяли господа в барский дом и воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, но, когда он умер, новый владелец поместья - зять, воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку против воли выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. Но несмотря на все тяготы положения её материнская любовь и забота проявляются со всей нежностью и щедростью. [4].  Герой- рассказчик, ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью. Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны...», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие: 

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

 Поэту больше всего жаль мать, потому что именно для нее гибель сына - величайшая трагедия. Друзья и жены, как бы ни была велика их скорбь, рано или поздно утешаться и забудут. И лишь один человек на свете «одна душа», «до гроба» будет помнить и скорбеть о погибшем. Слезы матери -единственные, по-настоящему искренние слезы. Некрасов поэтично сравнивает облик скорбящей матери с обликом плакучей ивы:

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы,

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

 Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для творчества писателей XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа и продолжила свое развитие как в литературе XX века, так и в творчестве современных писателей.

Литература и источники:

  1. Бойко, М. Н. Лирика Некрасова / М. Н. Бойко. – М. : Ху-дож. лит., 1977. - 118 с.
  2. Головин, В. В. Н. А. Некрасов : три опыта в одном жанре // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 1. – С. 80–85.
  3. Журавлева, Т. И. Анализ одного перепева : («Колыбельная песня» Н. А. Некрасова) // Актуальные проблемы современного литературоведения. – 2001. – № 5. – С. 62–64.
  4. Лебедев, Ю. В. О народных истоках поэзии Н. А. Некрасова // Лит. в шк. – 1988. – № 5. – С. 16-25.
  5.  Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1990. – 480 с.
  6.  Русская литература 18-19 вв. : учебное пособие для пед. вузов / сост. Н. Н. Скатов [и др.]. - М. : Просвещение, 1995 г. – С. 89-94.
  7. Сударушкин Б. «Я былым звонарям сродни…»// Гаврилов А.С. У любви не бывает разлуки: Стихи. – Ростов Великий, Рыбинск: Издательство ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008. – С.9-36.-  С.25.
  8. http://sudar-bm.narod.ru/main/page21_2_24.htm
  9. http://sudar-bm.narod.ru/main/page21_2_24.htm
  10. http://www.goldring.ru/news/show/94040/
  11. http://yspu.academia.edu/EvgenyErmolin/Books/499461/_._2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Но где-то есть душа одна..." (Образ матери в лирике Н.А.Некрасова)

Урок по лирике Н.А.Некрасова, посвященной матери поэта. На уроке анализируется стихотворение "Внимая ужасам войны..." и рассматриваются вопросы антигуманности войны, особая роль матери для любого чело...

Образ матери в поэзии, музыке и живописи

Литературно-художественный вечер в 10 классе....

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Литературный вечер, посвященный творчеству Н.А.Некрасова....

Образ матери в кубанской поэзии

Творческое осмысление произведений кубанских поэтов о матери....

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-0850 и 0860-1870 годов.

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-0850 и 0860-1870 годов....

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-0850 и 0860-1870 годов.

Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 1840-0850 и 0860-1870 годов....