МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
методическая разработка по литературе

Васильева Алёна Валерьевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024ммссвтвмМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.
Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»
Дисциплина ОУД 02. Литература.
Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»
Москва 2024
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет» 

Дисциплина ОУД.02 Литература 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_a.v._-_prizvanie_nekrasov_tyutchev_fet.docx836.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя

Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»

Дисциплина ОУД 02. Литература.

Специальность: 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Москва 2024

РАССМОТРЕНА

Цикловой методической комиссией

Протокол № 6

от 7 февраля 2024 г.

 

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности

31.02.03 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Васильева А.В., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»  

Рецензент: Федотова Т.Н., председатель ЦМК №1 ГБПОУ ДЗМ «МК №1»


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК        6

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК        16

БЛОК КОНТРОЛЯ        25

ПРИЛОЖЕНИЕ        32

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка теоретического занятия по теме: 2.7 «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет» (РАЗДЕЛ 2. Вопрос русской литературы второй половины ХIХ века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?)  составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика», рабочей программой и тематическим планом по дисциплине ООД 02. «Литература» для студентов I курса, обучающихся на базе основного общего образования. Методическая разработка предназначена для преподавателей и может быть использована для организации как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов.

Содержание методической разработки рассчитано на одно практическое занятие и направлено на формирование у обучающихся общих компетенций, расширение их кругозора, стимулирование познавательной деятельности, что является сегодня одним из приоритетных направлений в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Актуальность темы занятия обусловлена его спецификой, связанной с большим объемом изучаемого материала и сложностью его восприятия учащимися. В связи с этим в данной методической разработке представлен вариант наиболее рациональной организации учебного процесса, предложены    эффективные методические приемы и  формы изложения учебного материала с применением современных технических и информационных средств обучения, что позволяет существенно экономить учебное время. 

На данном занятии используются технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), а также работа малыми группами.

Студенты уже изучали  лирику Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А. А. Фета. В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать произведения данных поэтов о крестьянской теме и о  любви,   подумать, можно ли их объединить в циклы (повторение темы «Лирический цикл»), и поразмышлять над вопросом «Почему любовь поэта «безумное чувство»,  на которое он «осужден»,  по словам А.С. Пушкина» (перспективное задание)?

Обучающиеся распределены заранее по группам (всего три группы). Подготовка к занятию включает  в себя также задание-исследование для каждой из групп (дается заранее), связанное с поиском и изучением студентами материала по творчеству поэта в виде презентации: 1 группа – А. Фет, 2 группа – Н. Некрасов, 3 группа – Ф. Тютчев. Студентам предлагается инструкция с шаблоном таблицы для работы с текстом статьи учебника или текста из другого источника. Таблица позволяет отработать навыки составления плана биографического текста и написания тезисов.

В разработке приведены критерии оценки выполненных заданий для контроля усвоения полученных знаний. (Приложение 1).

Данная методическая разработка имеет следующую структуру:

  • пояснительная записка
  • методический блок 
  • информационный блок 
  • блок контроля

Методический блок содержит рекомендации по работе с методической разработкой и технологическую карту занятия.

Информационный блок – содержит словарь, информационный материал к теоретическому занятию.

Самостоятельная работа студентов и блок контроля эффективности обучения содержат контролирующие материалы с инструкциями  для студентов, эталонами ответов и критериями  оценки в приложениях.

Методическая разработка представляет собой структурированный  и пошагово описанный ход проведения учебного занятия и содержит методические рекомендации по его организации.


МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Дисциплина: ООД.02 «Литература».

2.  Курс I семестр 1

3. Тема занятия 2.7 «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет» (РАЗДЕЛ 2. Вопрос русской литературы второй половины ХIХ века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?)

4. Вид занятия: теоретическое.

5. Тип занятия: комбинированное.

6. Место проведения занятия: учебная аудитория.

7. Время проведения занятия: 90 мин.

8. Мотивация темы: Стихи Некрасова позволяют погрузиться в мир русской литературы XIX века и понять значимость крестьянской жизни и труда для русского общества того времени. В них отражена истинная красота и трагизм жизни простого народа, их нравственные ценности и героизм. Изучение этой темы поможет расширить свои знания о русской поэзии, понять ее исторический контекст и увидеть, какие ценности и идеалы несет в себе крестьянский мир, описанный Некрасовым.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета является связующим звеном между романтизмом Золотого и символизмом Серебряного века русской литературы. Фет и Тютчев открывают для читателя сложный мир философской лирики, заставляют чувствовать себя частицей мироздания и нести ответственность за все, что происходит вокруг.

9. Цели занятия:

Общая цель: способствовать формированию общих компетенций будущего специалиста.


Код/ шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1.

Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам

Определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью, сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

выразительно читать, в том числе наизусть, произведения и (или) фрагменты, анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания

ОК 6.

 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России

Конкретные цели:

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • формирование образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, расширение кругозора студентов;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Студент должен знать:

  • интеллектуальную и художественную жизнь России второй половины XIX в;
  • жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета:
  • художественные особенности и жанровое своеобразие лирики разных периодов жизни поэтов;

Студент должен уметь:

  • работать с текстом, находить необходимые отрывки из произведения;
  • выразительно читать поэтические произведения;
  • задавать вопросы, обобщать информацию;
  • правильно строить умозаключения и логические цепочки доказательств;
  • готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы), уметь выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • пользоваться критической литературой при обсуждении произведения;
  • работать в малой группе, владеть навыками самоконтроля и самооценки.

 

Развивающие цели:

Развивать у студентов способности:

  • анализировать, систематизировать информацию и делать выводы;
  • отстаивать свою точку зрения, логично и грамотно излагать собственные умозаключения;
  • воспроизводить формулировки и объяснять сущность понятий.        

Воспитательные цели:        

  • воспитывать гражданина и ответственность за принятые решения;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
  • способной к созидательной деятельности в современном мире; 
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

10. Уровень освоения: 1,2

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

Междисциплинарные связи:


12. Обеспечение занятия:

А.  Методическое обеспечение:

  • методическая разработка занятия;
  • тексты стихотворений;
  • раздаточный материал.

Б.  Материально- техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • планшеты (мобильные устройства) с выходом в интернет.

13. Литература для студента:

Основная:  

Обернихина Г.А. Литература. Учебник. М., «Академия», 2015.

Дополнительная литература

  • Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века М. Дрофа, 2000г.
  • Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).
  • Тютчев Ф.И. Сборник стихотворений (Любое издание).
  • Фет А.А. Сборник стихотворений (Любое издание).

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

п/п

Этап занятия

Вре

мя

в мин.

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

Методы, приемы обучения

1.

Организационный момент.

2

Регистрирует присутствующих, проверяет готовность студентов к занятию

Подготовка к занятию.

Словесные

2.

Контроль знаний по предыдущей теме И.С. Тургенев «Отцы и дети».

15

Организует работу по прохождению онлайн-тестирования на платформе https://onlinetestpad.com

Задание №1

Переходят по ссылке, отправленной преподавателем,  и проходят мини-тестирование по пройденной ранее теме И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Онлайн -тестирование

3.

Сообщение цели занятия, мотивация.

5

Включает студентов в пошаговое угадывание темы занятия с помощью прослушивания известных произведений, подводя их к формулировке темы урока 

Думают, предполагают варианты ответа

«Прогнозирова-ние»

«мозговой штурм»

4.

Изучение новой темы

35

Подробно    разбирает тему  занятия с привлечением  заранее подготовленных студентов,  задает вопросы     по     ходу объяснения

Защита мини-проектов, иллюстрированных презентацией и декламацией, составление конспекта.

заполняют Лист контроля

Объяснительно-иллюстративный

5.

Контроль усвоения полученных знаний

20

Дает задание №2, инструктирует студентов. Контролирует правильность выполнения заданий.

Задаёт вопросы (3) из задания  № 3, демонстрирует слайды с ответами. Даёт задание №4, объясняет принцип выполнения задания. Показывает правильные варианты ответа.

Читают стихотворения, анализируют, угадывают автора, вставляют недостающие слова, делают выводы, самоконтроль, заполняют Лист контроля.

Работа с текстом малыми группами (в парах),

Самоконтроль, заполнение Листа контроля.

6.

Рефлексия

10

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений, успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых  успехов, сдают преподавателю заполненный Лист контроля

Беседа

«преподаватель-студент»

7.

Подведение итогов. Домашнее задание.

3

Подводит итоги, дает задание      на      дом, задание                  для самостоятельной работы.

Записывают       домашнее задание,   задание   для самостоятельной работы.

Монологическое изложение.

ИТОГО:

90

15. Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):

1.

Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова и её близость к народной поэзии.

2.

Своеобразие решения образа и темы, утверждение крестьянской темы в поэзии Н.А. Некрасова.

3.

Основные темы и художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

4.

Художественные пейзажи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, человек и мир как доминанта.

16. Домашнее задание:

Чтение и изучение у Н.А. Некрасова:

«Калистрат», «Современная ода», «Зине», «14 июня 1854 года», «Тишина», «Еще мучимый страстию мятежной...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Слезы и нервы», «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Школьник», «Песня Еремушке», «Элегия», «На смерть Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Пророк», «На Волге», «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Родина», «Размышление у парадного подъезда», «Ты всегда хороша несравненно...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Безвестен я. Я вами не стяжал...», «Внимая ужасам войны...», «Надрывается сердце от муки...», «О погоде», «Муза» (Нет, музы ласково поющей и прекрасной...) и др. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866) (обзорно). Эпопея крестьянской жизни: замысел и его воплощение. Фольклорная основа поэмы. Легенда об атамане Кудеяре.

Чтение и изучение у Ф.И. Тютчева:

«Наш век», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...» «О, как убийственно мы любим...», «Фонтан», «Чему бы жизнь нас не учила...», «Осенний вечер», «Не рассуждай, не хлопочи...»,«Я встретил вас...»,«Два голоса»,«Еще земли печален вид...»,«Она сидела на полу...», «Есть в осени первоначальной...»,«Полдень»,«Предопределение», «Весь день она лежала в забытьи...», «Когда дряхлеющие силы...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «О чём ты воешь, ветр ночной?»

Чтение и изучение у А.А. Фета:

«Целый мир от красоты», «Кому венец, богине ль красоты...», «Поэтам», «Как беден наш язык», «Шепот, робкое дыханье...», «Что за ночь! Прозрачный воздух скован», «Весенний дождь...»,«Какая ночь, как воздух чист...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Еще весны душистой нега...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я тебе ничего не скажу...»,«Это утро, радость эта...», «Первый ландыш», «Смерть»


ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Группа №______ Фамилия, имя___________________

Этап занятия/

название задания

Шкала оценивания

Полученный балл

Перевод баллов в оценку:

«5»- 25-22

«4»- 21-20

«3»-19-17

«2»- 16

и менее баллов

  1. Задание № 1:

тест «Отцы и дети»

0-5

  1. Задание № 2: беседа по вопросам

0-5

  1. Задание № 3: стихи с пропусками

0-5

  1. Задание № 4: беседа по вопросам

0-5

  1. Задание № 5: подготовка мини сообщений

0-5

                      ВСЕГО БАЛЛОВ/ОЦЕНКА


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Тема: Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ МИНИ-СООБЩЕНИЙ

Уважаемый студент! Подберите иллюстрации и тезисы сообщения в соответствии с  предложенной таблицей. Время выступления – 1-2 минуты.

План

Тезисы

1. Дата и место рождения, происхождение, семья. Интересы, увлечения детства, повлиявшие на будущее

 ФИО Родился  ……………………………………………………

 в семье …………………………………………………………… .

С детства ФИО любил (увлекался, интересовался) ………………………………………………………………………………………………………………………………..

Свободное от учёбы время проводил за …………………… ………………………………………………………………………………………………………………………

2. Первый литературный опыт, писательский дебют, реакция читателей

Первое произведение ФИО написал в ….. году во время учёбы в ……….. и показал своему преподавателю …………

А первая публикация появилась в ….. году в журнале ………… это была рецензия на произведение …………………………

3. Мировоззрение писателя: жизненные принципы, нравственные идеалы. Литературное направление, к которому можно отнести писателя.

Мировоззрение ФИО можно охарактеризовать как ……………………………... В своих произведениях поэт акцентирует внимание на ………………………………………. .

4. Основные произведения с указанием жанра и датой создания.

5. Итоги жизни и творчества.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Преподаватель приглашает к доске двух подготовленных студентов, которые будут в соответствии с заранее выданным им планом рассказывать параллельно о жизни поэтов.

(Рассказ ведется в сопровождении компьютерной презентации)

Николай Некрасов, известный русский поэт и общественный деятель, в своих стихах поднимал проблемы социального неравенства, угнетения крестьян и несправедливости.

Образ крестьянина у Некрасова был не только живописным и правдивым, но и символическим, отражающим душу народа и его борьбу за свободу и справедливость.

Федор Тютчев, выдающийся русский поэт и мыслитель, в своей лирике обращался к философским и метафизическим темам, раскрывая сложные отношения человека с миром и собой. В его стихах часто звучат размышления о природе, времени, бесконечности, оставляя читателя в состоянии глубокой задумчивости.

Афанасий Фет, поэт-интимист, в своей лирике обращался к темам любви, природы, мгновенности чувств. Его стихи пронизаны тонкой философией бытия, отражая интимные переживания и отношения человека к окружающему миру.

Рассказ сопровождается чтением наизусть подготовленных дома стихотворений

А. Фет

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

И старый яд цепей, отрадный и жестокой,

Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Хоть каждый день бреду томительно к другой,—

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,

Когда ты здесь, передо мной.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье

И, содрогаясь, я пою.


Ф.И. Тютчев

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги, —

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Так ты — жилица двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон — пророчески-неясный,

Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

А.А. Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.


ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ

(Лекция преподавателя в сопровождении презентации)

Введение

Поэзия XIX века в России отличается богатством тем и образов, глубоким философским подтекстом и социальной направленностью. В работах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета особое место занимает крестьянство как собирательный герой, отражающий жизнь и нравы русского народа.

Исследование творчества Некрасова, Тютчева и Фета позволяет погрузиться в мир русской поэзии XIX века, понять особенности художественного мышления и философских устремлений того времени. В данной методичке мы рассмотрим роль крестьянства как собирательного героя в поэзии этих выдающихся поэтов, а также проанализируем отношение человека и мира в их лирике.

Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова

Крестьянство играло значительную роль в поэзии Н.А. Некрасова, становясь неотъемлемым элементом его творчества. В стихах Некрасова отчетливо прослеживается жизненный и социальный подтекст, отражающий сложные реалии крестьянской жизни в России XIX века. Он не просто описывал крестьян как объект сочувствия, но выступал за их права и свободу, критиковал социальные неравенства и угнетение, которые присутствовали в обществе. Образ крестьянина в лирике и эпосе Некрасова был проникнут глубоким чувством сострадания и понимания. Он изображал крестьян как угнетенных, но борющихся за свое достоинство и свободу людей, способных противостоять тирании и несправедливости. Крестьянин у Некрасова становится символом народа, его стойкости и непоколебимости перед лицом общественных проблем.

Некрасов не только описывал крестьянскую жизнь, но и выступал как критик социальных неравенств и угнетения крестьян. Его поэзия была наполнена горьким осуждением социальной несправедливости, эксплуатации и беззакония, которые испытывали крестьяне. Он призывал к борьбе за справедливость и равенство, за улучшение условий жизни и труда крестьян.

Таким образом, крестьянство как собирательный герой в поэзии Некрасова играет важную роль, отражая сложные социальные реалии и проблемы своего времени, а также является символом борьбы за справедливость и свободу.

Человек и мир в зеркале поэзии Ф.И. Тютчева

Поэзия Федора Тютчева отличается глубоким философским и метафизическим подходом к изучению человека и мира. В его стихах прослеживается стремление к пониманию тайн жизни, космоса и человеческой души. Тютчев обращается к высшим вопросам бытия, к вечным темам любви, смерти, времени, свободы и судьбы.\

Отношение к человеку и миру в лирике Тютчева отличается глубокой философской проработкой. Он видит в человеке сложное сочетание духовности и природы, связь с бесконечным космосом и вечными законами бытия. В стихах Тютчева звучат мысли о человеческом пути к самопознанию, о стремлении к гармонии с миром и космосом.

Влияние романтизма на поэзию Тютчева проявляется в его стремлении к пониманию метафизических аспектов бытия, к поиску абсолютных истин и ценностей. Романтическая тематика, возвышенные образы природы, мистические мотивы и символика присутствуют в лирике Тютчева, делая его поэзию загадочной и глубокой.

Таким образом, поэзия Ф.И. Тютчева отражает философские и метафизические аспекты человеческого бытия, его отношение к миру и стремление к пониманию высших законов бытия. Влияние романтизма на его творчество проявляется в поиске гармонии с миром и космосом, в стремлении к пониманию тайн жизни и смерти.

Человек и мир в зеркале поэзии А.А. Фета

Поэзия Афанасия Фета отличается лирическим интимизмом и философской глубиной, которые пронизывают его стихи, делая их особенно проникновенными и эмоциональными. Фет обращается к внутреннему миру человека, к его чувствам, мыслям и переживаниям, раскрывая тонкие нюансы душевных состояний.

Отношение к природе, миру и человеку в лирике Фета отличается особым вниманием к красоте окружающего мира, к его таинственности и загадочности. В стихах Фета природа становится живым олицетворением человеческих чувств, эмоций и мыслей, отражая в себе внутренний мир поэта.

Поэтические приемы Фета можно сравнить с творчеством других поэтов его времени, таких как Лермонтов, Тютчев, Толстой. В отличие от романтического подхода Лермонтова или философской глубины Тютчева, Фет создает свой уникальный стиль, который сочетает в себе лирическую интимность, философскую проницательность и изысканную поэтическую форму.

Таким образом, поэзия А.А. Фета отражает лирический интимизм и философскую глубину его стихов, его особое отношение к природе, миру и человеку. Сравнение его поэтических приемов с творчеством других поэтов позволяет увидеть уникальность его поэтического мира и вклад в развитие русской поэзии XIX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение творчества Некрасова, Тютчева и Фета открывает перед читателем уникальную возможность погрузиться в разнообразие русской поэзии XIX века. Каждый из этих поэтов представляет свою уникальную философию и мироощущение, что делает их произведения настоящими кладезями для анализа и понимания русской литературной классики.

Некрасов, с его ярким социальным активизмом и бескомпромиссной борьбой за правду, дает возможность заглянуть в самые глубины русской души и общественных противоречий. Тютчев, возвышаясь над повседневными заботами, предлагает читателю философские рассуждения о времени, бытии и бесконечности. Фет же, с его лирическими откровениями и тонкими переживаниями, приоткрывает дверь в мир внутреннего мира человека.

Изучение творчества Некрасова, Тютчева и Фета не только позволяет лучше понять их самих как поэтов, но и раскрывает перед читателем обширный калейдоскоп русской литературной культуры XIX века. Каждый из них вносит свой вклад в формирование литературного канона и отражает важные аспекты эпохи, ставшей золотым веком для русской поэзии. В их стихах сливаются глубокие чувства, философские размышления и социальные проблемы, создавая неповторимый художественный мир, который продолжает волновать и вдохновлять читателей на протяжении многих поколений.


БЛОК КОНТРОЛЯ

  1. Контроль знаний по теме «Отцы и дети»

Задание № 1. Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

https://onlinetestpad.com/2ag6gc37z7asw

1.  Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был посвящён

1) Н.Г. Чернышевскому

2) Н.А. Некрасову

3) Н.А. Добролюбову

4) В.Г. Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается

1) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

2) в любовном конфликте с Одинцовой

3) в диалогах с Аркадием Кирсановым

4) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. Базаров принадлежал к сословию

1) дворянство

2) мещанство

3) разночинцы

4) крестьянство

4. Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова закончилась

1) смертью Базарова

2) смертью Кирсанова

3) Кирсанов был ранен

4) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. В финальной сцене (у могилы Базарова) характер пейзажа:

1) романтический

2) социальный

3) психологический

4) философский

6. Автор в романе «Отцы и дети» использовал тип КОМПОЗИЦИИ 

1) кольцевая или циклическая

2) последовательная

3) параллельная


7. Под «нигилизмом» И. С. Тургенев понимает

1) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

2) революционно-демократическое мировоззрение

3) отрицание политической системы, государственного строя

4) естественнонаучные теории

8. Выразителем точки зрения И.С. Тургенева в романе «Отцы и дети» по сути является:

1) Павел Петрович Кирсанов

2) Евгений Базаров

3) Николай Петрович Кирсанов

4) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

1) Фенечка

2) Евдоксия Кукшина

3) Катя Лаптева

4) Анна Сергеевна Одинцова 

10. А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова потому, что

1) она не испытывала к Базарову чувства любви 

2) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

3) она испугалась любви Базарова и решила, что <спокойствие все-таки лучше всего на свете»

4) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Следующее высказывание о Базарове принадлежит критику:

«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»

1) В. Г. Белинскому

2) Н. Г. Чернышевскому

3) М. А. Антоновичу

4) Д. И. Писареву


12. После дуэли и смерти Базарова Павел Петрович Кирсанов

1) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

2) уезжает за границу

3) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

4) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

1)  серебряная пепельница в форме лаптя

А) Василий Иванович Базаров

2)  томик стихов А. С. Пушкина

Б) Павел Петрович Кирсанов

3)  клетчатый балахон с кистями

В) Николай Петрович Кирсанов

4)  вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

Г) Евгений Базаров

14. Творчество И. С. Тургенева относится к литературному направлению

1) классицизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) реализм

15. Родовое имение И. С. Тургенева называлось

1) Карабиха

2) Ясная поляна

3) Спасское-Лутовиново

4) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был

1) дворянином

2) мещанином

3) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт

1) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

2) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

3) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

4) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)


18. Действие романа «Отцы и дети» начинается в

1) январе 1840 г.

2) марте 1849 г.

3) мае 1859 г.

4) сентябре 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. По эстетическим вопросам Базарова, его главным оппонентом был

1) Аркадий Кирсанов

2) Павел Петрович Кирсанов

3) Анна Сергеевна Одинцова

4) Николай Петрович Кирсанов

20. В романе «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»:

1) Е. В. Базарова

2) П. П. Кирсанова

3) Аркадия Кирсанова

4) Н. П. Кирсанова


КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

  1. Контроль первичного понимания (беседа)

Задание № 2. Беседа по вопросам

  1. Какие образы крестьянства Н.А. Некрасова можно выделить в его поэзии?
  2. Как отношение к природе и миру отражено в стихах Тютчева и Фета?
  3. Какие сходства и различия в отношении к судьбе человека выявляются в поэзии обоих поэтов?

3. Контроль усвоения темы занятия

Задание № 3. Стихи с пропусками слов в строках (работа с текстом)

1. 

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу …………..

И научись мужика …………..

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно …………… народ,

Вынес и эту дорогу ……………

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору ……… 

Уж не придется — ни мне, ни тебе

2.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и ………… свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, —

Любуйся ими — и ………….

Как ……….. высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь —

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими — и молчи…

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в ……….. твоей

Таинственно-волшебных дум —

Их оглушит наружный шум,

…………… разгонят лучи —

Внимай их пенью — и молчи!..

3.

Я пришел к тебе с …………..,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно …………. светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что …………….. проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой ………. встрепенулся

И весенней полон жаждой;

4.

Я тебе ничего не ………….,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ………… цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо …………, 

И я слышу, как ………… цветет

5. 

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время …………. —

И сердцу стало так …………

Как ………… осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг …………

И что-то встрепенется в нас

6. 

Внимая ужасам …………..,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга …………. друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, ………….. слезы -

То слезы ……………. матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей

7. 

Есть в осени …………

Короткая, но …………. пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал ……….,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины ………. волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых ……. бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

8. 

Целый мир от …………. ,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое ………. иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен ……….,

То, что вечно,— человечно.

9. 

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь ……………..:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дыряева,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож,

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на …………..?

10.

Не говори: "Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!.."

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов …………..

"Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть …………… для других!"

11 

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной …………..

И, свет обретши, ропщет и …………..

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед ……. дверью:

«Впусти меня! — Я верю, ……. мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ (ДОПОЛНИТЕЛЬНО):

Задание № 4.

1. Каким образом Некрасов отображает социальные и экономические аспекты крестьянской жизни в своих стихах?

2. Какое влияние оказали стихи Некрасова о крестьянстве на развитие русской литературы и общественное сознание?

3. Какие темы и мотивы о человеке и мире можно выделить в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?

4. Какое влияние оказали стихи Тютчева и Фета на развитие русской поэзии и философии?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Некрасов Н.А." - Под редакцией В.Е. Евгеньева-Максимова, А.М. Еголина и К.И. Чуковского (издание 1953 года).

2. "Полное собрание сочинений в 6 томах. Тютчев Ф.И." - (издание 2002 года).

3. "Полное собрание сочинений в 3 томах. Фет А.А." - под редакцией Б. В. Никольского.

4. "История русской литературы XIX века в 3 томах" - под редакцией

Е.И. Анненковой и О.В Евдокимовой

5. "Русская поэзия XIX века: антология" – Издательство Русское слово

2011 года.

6. Статьи и исследования о творчестве Некрасова, Тютчева и Фета из академических журналов и сборников.

7. Обернихина Г.А. Литература. Учебник. М., «Академия», 2015


ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ЗАДАНИЕ № 1. Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Ответы:

  1. 4
  2. 2
  3. 3
  4. 3
  5. 4
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 4
  10. 2
  1. 4
  2. 2
  3. 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А
  4. 4
  5. 3
  6. 1
  7. 3
  8. 3
  9. 2
  10. 1

Критерии оценки:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%.

ЗАДАНИЕ № 2. Беседа по вопросам

  1. Какие образы крестьянства Н.А. Некрасова можно выделить в его поэзии?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Образы крестьянства в поэзии Н.А. Некрасова включают в себя изображение тяжелой трудовой деятельности, бедности, угнетения и борьбы за выживание. Он также показывает крестьянскую жизнь через образы отдельных личностей, их страдания, надежды и радости.

  1. Как отношение к природе и миру отражено в стихах Тютчева и Фета?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Оба поэта возвеличивали природу и мир, рассматривали ее как отражение внутреннего мира человека и символизировали через нее различные жизненные ситуации и переживания.

  1. Какие сходства и различия в отношении к судьбе человека выявляются в поэзии обоих поэтов?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: В поэзии Тютчева отражалось стремление к философскому пониманию времени, судьбы и места человека во Вселенной. В то же время, Фет склонялся к психологическому анализу человеческих чувств, мыслей и переживаний.

Оценка

Критерии оценки

«5»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.

«4»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, и/или допускает 1-2 фактические неточности.

«3»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, и/или допускает более двух фактических неточностей.

«2»

Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно.

ЗАДАНИЕ № 3. Стихи с пропусками слов в строках

1. 

Народную

Уважать

Русский

Железную

Прекрасную

2.

Мечты

Молчи

Сердцу

Душе

Дневные

3.

Приветом

Горячим

Лес

Птицей

4.

Скажу

Ночные

Листы

Сердце

5. 

Золотое

Тепло

Поздней

Весною

6. 

Войны

Лучший

Искренние

Бедных

7. 

Первоначально

Дивная

Колос

Тонкой

Зимних

8.

Красоты

День

Человек

9.

Мужиков

Руси

10.

Мирских

Возможно

11.

Тени

Бунтует

Замкнутой

Боже

Критерии оценки:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%

ЗАДАНИЕ № 4.

1. Каким образом Некрасов отображает социальные и экономические аспекты крестьянской жизни в своих стихах?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Некрасов отображает социальные и экономические аспекты крестьянской жизни, поднимая в своих стихах темы крестьянского восстания, крестьянской солидарности, а также проблемы крестьянского быта, такие как отсутствие земли, угнетение со стороны помещиков и трудовая эксплуатация.

2. Какое влияние оказали стихи Некрасова о крестьянстве на развитие русской литературы и общественное сознание?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Стихи Некрасова о крестьянстве оказали значительное влияние на развитие русской литературы и общественное сознание. Его творчество помогло привлечь внимание к проблемам крестьян и способствовало изменениям в обществе, включая отмену крепостного права.

3. Какие темы и мотивы о человеке и мире можно выделить в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: В поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета часто звучат темы времени, любви, отношений, расставаний, встреч и уходов, а также размышления о человеческой душе и судьбе.

4. Какое влияние оказали стихи Тютчева и Фета на развитие русской поэзии и философии?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Стихи Тютчева и Фета оказали значительное влияние на развитие русской поэзии и философии, внося такие ценные аспекты, как глубокое понимание человеческой природы, взаимосвязи с миром и философское осмысление жизни.

Оценка

Критерии оценки

«5»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание и обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.

«4»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, и/или допускает 1-2 фактические неточности.

«3»

Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, и/или допускает более двух фактических неточностей.

«2»

Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно.

ЗАДАНИЕ № 5. МИНИ-СООБЩЕНИЯ

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если

  1. содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
  2. фактические ошибки отсутствуют;
  3. содержание излагается последовательно;
  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
  5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Оценка «4» ставится, если

  1. содержание работы в основном соответствует теме и заданию (имеются незначительные отклонения от темы);
  2. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
  3. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
  4. лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
  5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Оценка «3» ставится, если

  1. в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
  2. работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Оценка «2» ставится, если

  1. работа не соответствует теме и заданию;
  2. допущено много фактических неточностей;
  3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
  4. крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
  5. нарушено стилевое единство текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию по теме "Анатомия сердца".

Данна методическая разработка  для преподавателя к практическому  курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Общий обзор строения сердечно- сосудистой системы. анатомия сердца.""...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"

Методическая разработка (для преподавателей) темы "Электронные таблицы Excel"Каждый занятие состоит из теоретического и практического материала....

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...