Урок литературы в 8 классе. Тема Родины в поэме С.Есенина "Русь"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

В конспекте представлены этапы урока, учебные материалы к теме, работа для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе. С.А.Есенин. Образ Родины в поэме «Русь»

Задачи урока:

  1. Познакомиться со стихотворением С.А.Есенина, его жанровыми особенностями, тематикой и идеей автора.
  2. Дать понять идею Есенина любви к России в трудные времена (начало войны), развивать интерес к творчеству поэта.
  3. Повторить теорию, связанную с лирическим произведением.
  4. Отобрать нужный материал для понимания содержания.
  5. Включить в словарь новые слова, понять смысл употребленных в стихотворении просторечных слов и выражений.

Цели:

- формировать познавательные УУД (умение использовать общие приемы решения задания);

- формировать метапредметные УУД (пополнять знания учащихся об авторской идее, привлекать не только литературный материал, но и фильмографию, документы, формировать мысль и способы ее высказывания);

- развивающие: совершенствовать речь и умение составлять высказывание с опорой на теорию; объяснять слова

- воспитывать интерес к отечественной литературе, внимательное отношение к слову и к работе своих одноклассников

Ход урока

  1. Проверка д/з.
  1. Зачитать примеры инверсии из стихотворения Блока.
  2. Вспомнить рассмотренные на прошлом уроке термины: риторический вопрос, восклицание, обращение, инверсия.  Найти их в стихотворении А.Блока

I. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти кадры? (виды города)
- В г. Санкт-Петербурге вы учитесь, живете здесь, значит, этот город для вас является малой родиной.
- Обратите внимание на однокоренные слова к слову Родина, выделите, пожалуйста, корень: родня, родители, родной, природа, родственники, породниться (род – наши предки, семья, близкие люди, без которых невозможна жизнь.). А какие есть синонимы к слову «родина»? (страна, край, отчизна)

- Как вы думаете, почему в начале урока я обратила внимание на родные вам места, к какому вопросу обратимся сегодня?
(Мы сегодня будем говорить о родине, о нашей родной стране - России)

II. Целеполагание. (фото Есенина и эпиграф)

- Чей портрет изображен на экране? (Сергея Александровича Есенина)

- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока. Что такое эпиграф?
(в эпиграфе содержится основная мысль того, о чем написано или будут говорить)

Как вы поняли эти строки?

   «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».                                                                     С. А. Есенин

   Тема родины  и родной страны является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родной край.

- Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться? (С. А. Есенина)

- Какая главная тема в творчестве Есенина? (Тема родины)

- Помогите сформулировать тему урока, используя главные слова
(Тема Родины в стихотворении С. А. Есенина: «Русь»).
Запишите тему урока.

- Ребята, а какие цели лично для себя поставите на уроке на этот урок?
(Мы должны познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения).

III. Знакомство с биографией поэта.

  1. Группа биографов – готовит материал о Есенине
  • Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
  • Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
  • Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: «Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
  • Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села, в которой в 1895 году крестиди Сергея Есенина
  • Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, этому способствовали мелодичные, задушевные песни матери и сказки, которые рассказывала бабушка. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.
  • А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
  • В 1909 году Есенин закончил Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.
  • В 1912 году Есенин уехал в Москву и долгих шесть лет не был дома. О своей любви к родине он рассказывал в своих стихах. Одно из стихотворений, которое было написано вдали от родного дома, мы сейчас прослушаем. Это стихотворение «Русь»
  1. Группа историков. История создания стихотворения «Русь»

  Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Началась Первая мировая война. Поэма была публично прочитана в начале 1915 г. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

   Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2017 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

  1. Группа лингвистов (работа со словами): объяснить значение старых, просторечных, неизвестных слов в стихотворении:

в ухабинах, над застрехами, пурги огоньки, в злую заморозь, галуны,  над покосной стоянкою,  гаркнут ребята тальянкою, купырей,  машет саваном,  Повестили под окнами сотские   Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,   И пихали на кряжистый воз. Провожал их огулом народ.  Затомилась деревня невесточкой — бластились стуки костей. За ветловую сели тесьму,  четницей Лушею,  допытаться любимых речей, на корточках плакали,        к лапоточкам

IV. Чтение поэмы «Русь» учителем. Материал для учителя

Литературное направление и жанр

Поэма тяготеет по тематике и образным средствам к так называемой новокрестьянской поэзии, которая, впрочем, полноценным направлением не стала. Современники называли произведение большим стихотворением, с современной точки зрения это поэма, имеющая лиро-эпическую природу. Современная классификация жанров относит произведение к малой поэме. Малая поэма, имея выраженный эпический сюжет, характеризуется небольшим для поэмы размером. При этом она не имеет примет баллады (героических и фантастических элементов).

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная, часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии - родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Тропы и образы

   Есенин использует привычную для себя образную систему. Описывая зимнюю деревню в первой части, поэт создаёт образ утонувшего, гиблого места. Метафора «потонула деревня в ухабах» в остальных строфах усиливается: небеса синеют не над нею, а кругом, словно вода, зла и колдовства лирический герой тоже ожидает из воды, из проруби.

   Для описания деревни писатель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (избёнки, огоньки). Горящие окна сравниваются с совиными глазками. Этому вызывающему сочувствие и умиление миру противостоит зимняя природа, описанная с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: леса заслонили избёнки, кочки и впадины, тощие поля окружили их. Сумерки вокруг долгие и зимние, мглистые, волки грозные, заморозь злая. Но не природа – враг деревни. Есть что-то более страшное – неизвестность, которую крестьянское сознание связывает с колдовством. Пеньки подобны лесной нечисти, колдуны запугали людей, как волки – лошадей.

   Вторая часть противопоставлена первой. Русь характеризуется как милая и кроткая родина, которую лирический герой любит безотчётно. Русь в этой части олицетворяется и описывается с помощью синекдохи, то есть редкие радости («твоя радость короткая») русского народа переносятся на Русь. Радость связана с крестьянским трудом (покос) или с народными забавами (громкая песня, «отдых в шелку купырей»). Вторая часть стихотворения наполнена резкими и радостными звуками, движениями, которые передаются глаголами или отглагольными существительными: гуд комаров, «гаркнут ребята тальянкою», «выйдут девки плясать». В этой же части описана народная красота: очи сравниваются с чёрной смородиной и углями, брови метафорически называют подковами.

   Третья часть начинается описанием вселенской катастрофы, которая охватывает всё живое. Чёрны вороны приносят беду (фольклорный мотив), а остальная природа страдает. Леса – от «вихоря», пена с озёр машет саваном (метафора), сообщая о смерти. Чаша неба расколота (метафора), сами небесные устои метафорически соотносятся с церковным потолком, на котором раскачиваются лампадки.

   Беда для крестьян – это война. Мирные пахари превращаются в добрых молодцев, не изменяя своей мирной сущности, но всё же являясь опорой Руси «в годину невзгод». Забота о них слободских баба проявляется в такой детали, как пышки на сахаре.

   Крестьяне принимают уход на войну как должное, со смирением: «Без печали, без жалоб и слёз».

   Четвёртая часть о том, что оставшиеся жители деревни, объединённые общей бедой, начинают действовать как единое целое. Эта часть начинается с вопросов об ушедших воинах, которые тревожат каждого. Чтение писем от воинов чётницей Лушей действительно напоминает церковное чтение Писания, когда все молятся вместе, но каждый о своём.

   Пятая часть лирическая. Герой перечисляет те предметы и явления, которые делают его родину любимой. Она нравится ему в своей печали, разрушении и несовершенстве: хилые хижины, берестяные лапоточки, символы мирного труда пахаря – грабли, коса и соха. Важен для автора и образ вечно ждущих матерей – сквозной образ есенинской поэзии.

   Любовь лирического героя так велика, что он готов слиться с родной природой, буквально превратиться в куст (это уже не метафора, а метаморфоза). Лирический герой ощущает себя частью своего народа, он разгадал «их думы несметные». Все народные чаянья связаны с мирной трудовой жизнью. Эти мысли даже пересиливают думу «разлуки с родимыми». Последнюю нарисованную в воображении читающих письма картинку природы Есенин создаёт с помощью эпитетов и метафор: весёлый покос в мягких травах с бусами рос.

   Последняя строфа почти повторяет первую строфу второй части. Эта деревенская идиллия закольцовывает композицию.

V. Подведение итогов. Что запомнилось? Что осталось непонятным?

На уроке просмотр кадров фильма о Есенине (читает стихи Блоку; литературное состязание с Маяковским

Д/З. Выучить отрывок  (по выбору) из поэмы «Русь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...