Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?
методическая разработка по литературе (8, 9 класс)

Адыкова Марина Валерьевна

В разработке раскрываются особенности организации проектной деятельности. Предназначена для молодых коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_luchshaya_metodicheskaya_razrabotka.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тангутская средняя общеобразовательная школа

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА

«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

Номинация № 2

«Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

Учебный проект

«Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?»

                                                 

Выполнила: Адыкова Марина Валерьевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                              первой квалификационной категории.

        

с.Тангуты, 2021 г.

 Аннотация

  В разработке раскрываются методические особенности организации проектной деятельности на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, социализации личности, формирования у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, совершенствовать умения по составлению деловых бумаг, создание методического пособия по написанию деловых бумаг для школьников.  

Разработка предназначена  учителям русского языка и литературы, руководителям методических объединений, студентам - практикантам педагогических учебных заведений.

Предметы: русский язык и литература

Направления развития и образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Участники: обучающиеся: 8-9 классов

Вид  конечного продукта – материальный

Продолжительность: краткосрочный (недельный)

Цель педагогическая: создание методического пособия по написанию деловых бумаг для школьников.  

Педагогические задачи:

-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

-изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

-создать методическое пособие для школьников;

-повысить самооценку учащихся в результате достижения поставленной цели.

Предметные результаты, на которые опирается задача, отражены в таблице. (Приложение 1)

Личностные и межпредметные результаты, на которые опирается задача, показаны в таблице (Приложение 2)

Планируемый результат:

-ознакомление  учащихся с официально-деловым стилем речи;

-формирование  навыков делового письма;

-сотрудничество в составе группы с целью создания и представления  «конечного продукта».

Оценивание результатов работы:

 Оценивание  проводится по разработанным критериям и оформляется «Критерий оценки содержания проекта» (Приложение 4), «Критерий оценки защиты проекта» (Приложение 5):«Экспертный лист оценки работ обучающихся» (Приложение 6).Лист самооценки личного вклада в работу группы( Приложение7)

Основной замысел проекта  

В основе   проекта   лежит легенда: разрешение комической ситуации, сложившейся с Константином Печенкиным, героем рассказа Михаила Зощенко «Три документа». Участникам проекта необходимо выявить ошибки  героя рассказа М.Зощенко в оформлении деловых бумаг, самостоятельно, в ходе возникшего устойчивого интереса в процессе целенаправленной работы освоить объем учебного материала по созданию деловых документов. В ходе работы над проектом  участники обращаются к различным авторитетным  источникам информации в библиотеке и сети интернет, создают  «конечный продукт» - методическое пособие по оформлению деловых бумаг для  учащихся.

Цель для участников проекта

По результатам работы над проектом участники создают «итоговый продукт» - методическое пособие   по оформлению деловых бумаг для учащихся, презентацию в формате MSPowerPoint, а также статью в школьной газете о результатах работы над проектом.

Материально - техническое обеспечение

Для реализации проекта  требуется  подготовить  следующие определенные условия:  

- ресурсные условия: учебное помещение, оборудованное мультимедийной аппаратурой; помещение школьной библиотеки.

- кадровые ресурсы: учителя МБОУ Тангутская СОШ

- для участников проекта: портрет писателя сатирика М.М.Зощенко, распечатки текста рассказа  Михаила Зощенко «Три документа»,  анкеты для проведения опроса среди учащихся, канцелярские принадлежности (бумага А4,папки – скоросшиватели, файлы для «итогового продукта»).

 -для экспертов из числа учителей: пакеты документов «Экспертные листы» (Листы №1-№4)

Особенности организации и проведения проектной задачи

 Формы организации – групповая.  В  работе над проектом принимают 2 группы учащихся:

-техническая (3-4 человека);

-информационная (5-6 человек).

Выполняя проект, обучающиеся из технической группы, должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.

Руководитель проекта организует деятельность учащихся, помогает им, направляет в течение реализации проектной задачи. Эксперт наблюдает за действиями  учащихся и фиксирует в таблице (Приложение). Жюри оценивает «конечный продукт» (Приложение)

        Ход  работы:

  Учитель: озвучивает ЛЕГЕНДУ с использованием Презентации MSPowerPoint:

 Уважаемые ребята! Мы получили  заявление  от Константина Печенкина. (Слайд1)

                                                       Заявление
        Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.
        Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
        Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики, — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство.
        Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
        Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога, как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Конст. Печенкин.

- Ребята,  мы сейчас прочитали отрывок из рассказа, заявление Константина Печенкина, героя рассказа «Три документа» Михаила Михайловича Зощенко.(См. полный текст рассказа). Почему этот  рассказ вызывает у нас улыбку?

-Ответы учащихся примерно следующего типа: в тексте заявления обороты речи, несвойственные официально-деловому стилю.

-Правильно. Вы убедились, что насколько важно знать  и  владеть  навыками культуры  общения, которые  остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.

Оканчивая школу, учащиеся бывают, не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приемную комиссию выбранного учебного заведения, а затем при устройстве на работу, оказываются в ситуации, подобной герою из рассказа. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, объяснительную записку, доверенность, расписку и т.д., поэтому каждому человеку нужно уметь это делать.

Цель нашего учебного проекта научиться создавать деловой документ-необходимое требование времени. 

Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:

-проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

-изучить уровень умений школьников  составлять деловые бумаги;

-создать методическое пособие для учащихся.

Я же буду вашим руководителем, помощником, консультантом. В течение работы над  проектом буду  помогать  вам, направлять.

            В начале нашей работы я предлагаю разбиться на 2 творческие группы, для этого учащиеся выбирают жетоны разных цветов по своему усмотрению (зеленые, желтые).

Получилось 2 группы:    

- техническая;

- информационная.

Каждая группа получает свое  задание. Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием фотографий, т.е. отвечать за техническую сторону проекта.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

            Гипотеза: если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и учащимся изучать построение деловых бумаг. И наконец, поможем исправить текст заявления Константина Печенкина. Объект исследования: деловой стиль речи. Предмет исследования: учебники, справочная литература, специальная литература и интернет- ресурсы.

                Инструкция для учащихся  на период работы над учебным проектом:

           Ребята! Вы, работая над учебным проектом, получаете  итоговый продукт своей работы -методическое пособие по оформлению деловых бумаг для учащихся, презентацию в формате MSPowerPoint, а также статью в школьной газете о результатах работы над проектом.  

           В конце занятий над проектом вам необходимо:

       1) подготовить методическое пособие по написанию деловых бумаг для школьников, используя свои уже готовые наработки.

       2) использовать для изготовления  необходимое для этого оборудование и канцелярские принадлежности;

  3) начать  подготовку защиты своего продукта( презентация)

      Очень важно помнить, что работа в группе - это постоянная взаимовыручка, умение слушать и слышать  друг друга.

Желаем удачи!

        Работа над проектом включает  в себя несколько этапов:

-Предварительный;

-Составление плана;

-Изучение литературы по теме;

-Сбор материала;

-Создание собственного текста;

-Выводы по теме;

-Защита(выступление и ответы на вопросы).

         В начале работы над проектом был проведен опрос среди учащихся 7-9 классов, результаты которого были  неутешительны, Действительно, 69 % из 100 не смогут написать объяснительную записку; 67 % не знают, что такое протокол; 56 % не смогут написать заявление. Опрос показал, что  учащиеся не умеют составлять деловые бумаги.

       Использовали в работе над проектом «Мозговой штурм». Так был выбрано название   темы проекта:  «Можно ли отказаться от официально-делового стиля в русском языке?»

       На основе таблицы В.С. Кукушина нами был  составлен  план:  

Этапы

Деятельность руководителя

Деятельность  учащихся

Содержание работы

1

Выбор темы проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует  их. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся.

Принимают решение о выборе темы. Обсуждает тему проекта с руководителем, и получают при необходимости дополнительную информацию

Определение темы и целей проекта, его исходного положения с учетом рекомендаций учителя.

2

Планирование

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой.

Формирует задачи проекта. Вырабатывает план действий. Выбирает и обосновывает свои критерии успеха проектной деятельности.

1.Определение источников необходимой информации. 2.Определение способов сбора и анализа информации. 3.Определение способа представления результатов (формы проекта). 3.Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

3

Исследование

1.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. 2.Заранее разрабатывает задания, вопросы   проекта 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения) 2.Выявление («мозговой штурм»), подбирает литературу. 3.Координирует работу  учащихся, стимулирует их  деятельность.

Поэтапно выполняет задачи проекта

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Выводы. Анализ.

4

Презентационный

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия  учащихся.

Докладывает о результатах своей работы, представляет результаты проекта

Презентация

5

Рефлексия

Оценивает свою деятельность  

Осуществляет рефлексию процесса.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Список литературы:

1. Акишина А.А. Формановская Н.И. Этикет русского письма.- М.: Русский язык, 1991.

2. Бондарева Т.Н.Секретарское дело. –М.: Высшая школа, 1998.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.-М.:Просвещение,2006.

4. Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе.-М.: Вербум-М, 2001.

5. Зощенко М.М. Избранное.- М.: Правда, 1990.

6. Кожина М.Н.Стилистика русского языка.- М.: Просвещение, 1993.

7. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2017.

8. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо.- Волгоград: Учитель, 2007.-143 с.

9. Кукушин В.С.  Педагогические технологии/ Под общей ред. Кукушина В.С. – М.: ИКЦ "МарТ": - Ростов н/Д: изд. Центр "МарТ", 2006.

10. Ладыженская Т.А. Риторика.7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.

11. Ладыженская Т.А. Риторика.8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.

12. Ладыженская Т.А. Риторика.9 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. школы.- М.: Баласс, С-инфо, 2002.

13. Никитина Е.Н. русская речь.- М.: Просвещение, 1995.

14.Рахманин Л.В.Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета,1988.

15. Трудовой кодекс Российской Федерации.-М.:Проспект, КноРус, 2013.-224 с.

16.Цветкова Г.В. Русский язык.6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2015.

17. Щепина К.П.Обучение деловому письму на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990.

       В ходе работы учащиеся разбирают следующий материал по теме проекта:

1.Функциональные стили речи;

2.Официально-деловой стиль;

3.Особенности официально-делового стиля

4.Виды деловых бумаг (Автобиография; Акт; Доверенность;  Договор; Деловое письмо;  Заявление;  Объявление;  Объяснительная записка;  Отчет о работе;  Протокол;  Расписка; Резюме;  Справка;  Характеристика.)

5.Требования к оформлению частных деловых бумаг.

        Результаты проекта представляются в виде учебного пособия.

        Процедура защиты проекта.

        Рефлексия:

Какие трудности возникли у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены. При написании письменной части работы у  учащихся особых трудностей не было,  помог образец для написания, который выглядел в виде вопросов:

Введение

Тема моего проекта ……………………………………………………………………………

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………….

Цель моей работы –…………………………………………………………………………….  

Проектным продуктом будет –…………….. …………………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как  

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

• выбор темы и уточнение названия …………………………………………………………..

• сбор информации (где и как искал информацию) ………………………………………….

• изготовление продукта (что и как делал)  ………………………………………………….

• написание письменной части проекта (как это делал) …………………………………….

Основная часть

Я начал свою работу с того, что  ……………………………………………………………..

Потом я приступил к  ………………………………………………………………………….

Я завершил работу тем, что……………………………………………………………………

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами ………………………………………….

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я …………………………………………….

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы ………………………

План моей работы был нарушен, потому что…………………………………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …………………

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что …………………………………

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например………………………………………………………………………………………..  

Это произошло, потому что …………………………………………………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы  ………………………………………………………..

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы  ………………..

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как  ………………………………….

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)…………………………………………………………………………………………

         После окончания работы над проектом размещают статью в школьной газете о результатах своей работы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе "Автобиография как жанр официально-делового стиля речи"

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. Эта тема, на мой взгляд, является актуальной для старшеклассников. В рамках урока были поставлены следующие цели и задачи: цели: образовател...

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Уроки № 28-30. Официально-деловой стиль (11 класс, русский язык, А.И. Власенков)

Повторение и обобщение об официально-деловом стиле речи. Практическое овладение составлением  деловых бумаг....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль"...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Презентация к уроку русского языка "Стили речи. Официально-деловой стиль"

Презентация содержит образцы и шаблоны официально-деловых бумаг, а также теоретический материал по теме урока...