Урок литературы в 5 классе " А.С. Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет__Литература_____________Класс__5________ФИО учителя___Потапова Н.В._______________________-

Тема: А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Цель:     создание условий для  понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, для выразительного чтения

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.

развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметные:

сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и совместную деятельность: учителем и сверстниками, оценивать ее;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Предметные:

понимать смысл стихотворения;

понимать настроение лирического героя.

понимать авторскую позицию;

находить олицетворения, эпитеты в стихотворении;

отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» («У камелька», «Декабрь», «Ноябрь») презентация

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемы образовательный результат на данном этапе

Примечание методиста

1.Организационный момент

Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.

Личностные: доброжелательность трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

2. Проверка домашнего задания

За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

– Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

Учащиеся читают наизусть стихотворение «Зимнее утро», показывают рисунки

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-Посмотрите на экран (на экране фото зимнего вечера) Что вы видите?

-Попробуйте определить тему урока...(предположения детей)

-Сегодня мы продолжим наше исследование, начатое на прошлом уроке, и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”.

Написано оно в селе Михайловском, родовом имении ( доме) поэта, где он находился в ссылке  2 года, не имея права выезжать(1824–1826гг).

–Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).

–Как иначе сказать – родовое имение ? (Имение родителей.)

–А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.

С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.

–Как звали няню поэта ? (Арина Родионовна).

–С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).

–Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых…»)

– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского

Послушайте музыку  П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.

Звучит музыка.

– Какой вечер нарисовала музыка?

-Как звучала мелодия?

Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».

Отвечают на вопросы

Предположения детей о том, что сегодня урок будет связан с зимой, зимним пейзажем, зимним вечером…

Слушают учителя

Слушают музыку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении;

4.Открытие новых знаний.

Учитель выразительно читает стихотворение.

 Выявление первичного  восприятия стихотворения:

–Понравилось вам стихотворение?

–Какие чувства вызвало у вас?

–О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме)

- Какую картину вы представили?

Слушают стихотворение.

Дети обмениваются своими мнениями.

Рисуют словесную картину

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого.

5.Включение новых знаний в систему имеющихся. Анализ стихотворения

–На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? 

 –Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)

–Найдите эти части 

–Прочитайте про себя первую часть.

–Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)

 –Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).

–Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)

–Найдите олицетворения в 1 части?

-Что означает слово «кроет»?

Что означает слово кровля?

 –Что означает слово обветшалая?

–Вспомните, что называют сравнением?

–С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? С воем зверя )

–Найдите ещё сравнения в этой части?

–Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить  силу снежной бури,  грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества.  Состояние природы передаёт  душевное переживание поэта)

–Какой вечер предстал перед нами?

–Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

–Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)

–Ударения в словах падают на какие звуки? ( о, а, у, е, и.)

–Что они изображают? (Завывание вьюги.)

–Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном?

–На какие слова  падает  логическое ударение? ( На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)

–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.

Один-два ученика читают первую часть.

–Получилось прочитать выразительно?

–Что пытались передать?

–Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.

–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)

–Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой ?

–Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.

–Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)

 –Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.)
– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.

–Найдите эти строки.

 –Что такое веретено? ( Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.)

–Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)

–Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

 –Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

 –Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

–Какие слова помогают передать грустное настроение?

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.

–Что просит он у няни?

 –Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню )

–Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?

 –Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)

- Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью,  ласковое обращение к няне.  Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

– Поставьте  ударение над словами:  мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.

–Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.

–Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)

–Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)

–Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

–Прочитайте выразительно всё стихотворение.

Читает один человек.

–Вспомните, что такое мелодекламация.( Чтение под музыку.)

–Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.

 Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».

Отвечают на вопросы

Дают определение  средствам художественной выразительности, находят их в тексте

Определяют роль сравнений

Читают вслух, голосом показывают настроение поэта

Читают про себя 2 часть,  разбирают непонятные слова, обмениваются мнениями

Определяют смысл непонятных слоы

Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта.

Читают вслух, голосом показывают настроение поэта

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Познавательные: применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать других.

6.Обобщение.

 Контроль.

-Кому посвящено стихотворение? (Няне.)

–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное.)

–Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер.)

–Чем они отличаются?

–Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная.)

–Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?

 – Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? - А теперь выполните тест

Отвечают на вопросы, сравнивают два стихотворения, делают вывод

Выполняют тест,

Обмениваются тетрадями, проверяют по эталону на доске.

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания

7. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть или нарисовать рисунок к стихотворению

Дети выбирают домашнее задание, записывают

Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.

8.Рефлексия

Подведем итог урока

Напишите телеграмму  кому угодно, в котором выразите свое состояние после урока. В телеграмме не более 10 слов

Учащиеся пишут телеграммы, обмениваются, комментируют

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

урок в 5 классе по теме "Устраиваем вечеринку"

Урок по теме « Устраиваем вечеринку»  проводится на этапе закрепления изученного материала в разделе « Праздники» в 5 классе в третьей четверти ( УМК М.З. Биболетова Английский с удово...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....