Философия жизни в рассказе А. П. Чехова «Пари». Открытый урок литературы в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

При разработке урока использованы технология развития критического мышления через чтение и письмо и проблемная технология. цель урока : продолжить обучение анализу художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Философия жизни в рассказе А. П. Чехова «Пари». 9 класс.

Цели урока:

  • продолжить обучение анализу художественного произведения; 
  • раскрыть тему и идею произведения;
  • развивать монологическую  речь учащихся, умение высказывать собственное мнение.
  • развивать умение разрешать проблемную ситуацию;
  • развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Пари»,  проектор, презентация

Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, работа в группе, устное словесное рисование и т.п.

Вопрос учителя

Ответ

Тема урока. Исходя из определения термина философия, как думаете, чем будем заниматься на уроке?

Философия: филео - любовь, софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия жизни - поиск жизненной мудрости, смысла жизни.

Показать дом Винчестеров, построенный в результате принятия Сарой  определенной философии.

Философия жизни  человека может быть разрушающей, ведущей по ложному жизненному пути.  Важно поставить правильные жизненные цели.

С чего начинается рассказ?

Банкир вспоминает события 15-летней давности. Заключено пари.

В чем суть спора?

Что более гуманно: смертная казнь или пожизненное заключение? Какой палач человечнее?

Какие мнения прозвучали? Чтение. 

- слова банкира

- мнение одного из гостей

- выбор юриста

3 мнения:

Смертная казнь нравственнее и гуманнее.

То и другое одинаково безнравственно.

Жить как-нибудь лучше, чем никак.

Ваше мнение?

 «Займи позицию»: казнь – тюрьма.

Поднять руки, чью позицию поддерживаете.

Выслушиваем мнения.

Что ставит на кон банкир?

Что ставит юрист?

2000000 рублей

Свою свободу.

Почему идут на это пари?

Ни один из героев не задумывается о ценности того, что имеет, и готов это отдать:

- банкир не знает счета деньгам («для меня 2000000- пустяки»)

- юрист не ценит собственную жизнь, проявляет желание экспериментировать, алчность.

Итак, условия заточения обговоренЫ. Во флигеле, в саду банкира юрист  отбывает свой долгий 15-летний срок.

Проследим, как проходят эти годы, чем занимается молодой человек, а главное – что он читает.

Заполнение таблицы

Прочитайте, что интересует юриста  в

1 год заточения.

Почему такой выбор?

«Легкое»  чтение. Уход от проблем.

Именно так и читает большинство людей. Для них искусство и культура - лишь способ уйти на время в параллельный, ни к чему не обязывающий мир, попытка отдохнуть и расслабиться, развлечься и найти  альтернативу  тяжелой  действительности

2-4 годы.

О чем это говорит?

«Требовал только классиков». Музыка смолкла. Вдумчивое чтение.

Потребность в глубоких истинах, которые содержатся в   классике,  пришла к юристу на второй год.

Когда классика придет к человеку – вопрос. Но она должна прийти. Повзрослев, человек должен перечитать произведения школьной программы, чтобы развеять иллюзию знакомства с ними, и впервые прийти в восторг и уронить слезу над Гоголем, Пушкиным, Толстым…

5 год

Не читал. Ел, пил, лежал, сердился...

Кризис. Внутренний конфликт. Борьба с принятием чего-то нового, осознание реальности.

Захотелось самому что-то написать.

6-10 годы

Изучение языков, философии, истории. 600 томов.

Та ступень, до которой дорос затворник, называется жажда глубоких знаний, познания мира через труды ученых.  

Хорошо, если это приходит к человеку. Сама эта жажда будет защитой души от всякой информационной суеты и мелочи.

11 год

Евангелие

12-13 годы

История религий и богословие

14-15 годы

Для последнего  этапа характерны две вещи. Во-первых, человек, докопавшийся до глубин, может действительно читать все. Ему все интересно и все не так опасно, как людям неискушенным. Во-вторых, студент находился на финишной прямой и ожидал окончания срока пари, а это самый тяжелый период заключения. В это время он особенно остро мучился и искал развлечения.

Какие мысли посещают банкира за день до окончания срока заточения юриста? Каковы его действия?

Я разорен. Единственное спасение от банкротства и позора – смерть узника.

Заходит убить – видит письмо.

Прочитаем письмо узника.

Чтение текста

Подчеркнуть в тексте письма ключевые слова, помогающие понять, какая сторона жизни выходит для узника на первый план?

Совесть, Бог, мудрость, которую дали «ВАШИ КНИГИ». Осознание своего превосходства по уму, презрение к свободе, жизни, здоровью, земным благам. Всё мираж, призрак.  Все смертны. Небо – земля.

Главный вопрос:

Почему узник разрывает договор за 5 часов до окончания срока?

Обсуждение в группах.

Этот человек узнал что-то сокровенное, то, что поднимает его над землей. Узнал духовный смысл жизни.

Что он презирает? Почему?

Прочитайте эти слова.

Как поменялись жизненные ценности  юриста за 15 лет? 

 

Даром ли прошли годы заключения?  

Жизненные ценности людей, подобных банкиру

(«Ложь принимаете вы за правду…Так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю»)

 Мечтал о 2000000, они были ценностью. Теперь отказывается.

Нашел другой смысл жизни:

Есть небо. Есть Бог. Есть надежда на вечность.

Юрист эволюционирует.

Проходит школу духовного роста.

Душа, начавшая трудиться, непременно проходит на пути своего развития вполне определенные этапы.

Нужно переболеть всякой чепухой и перерасти ее.

Нужно добраться до серьезных книг, отнимающих сон и переворачивающих душу.

Наконец нужно дочитаться до слова Божия и найти в нем ни с чем не сравнимую сокровищницу красоты, и пользы, и смысла.

В группах:

Какие книги  оказали влияние на смену   жизненной философии юриста?  Где причина?

Представители выражают мнение группы.

Библия.

Чтобы ответить на предыдущий вопрос, выясним,

Какую книгу читал дольше всего?

Посмотрите на объем Евангелия (показать Библию).

Почему читает так долго? 600 томов –  4 года, маленькое Евангелие – целый год.

Что это за книга такая, о которой В.Г. Белинский сказал: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».

Ф.М. Достоевский: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова…

 

Слово учителя.

Библия, Священное писание, Слово Божие - самая необычная книга. Она пережила тысячелетия, её уничтожали, сжигали на кострах. За неё убивали. Бестселлер,  переведенный на 2377 языков народов мира.

Библию невозможно просто прочитать, чтобы понять, её нужно изучать, погружаясь в каждый текст, находя смысл.

Книга о любви Бога к людям и о смысле человеческой жизни. Евангелие – «благая, радостная весть».

66 книг Библии пронизаны главной мыслью:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел  жизнь вечную» (Ев.Иоан.   3:16).

На чтение Евангелия и богословия у него ушло           3 года, а предварительный путь (10 лет, 600 томов) – это лишь путь подготовки юриста к восприятию истин, открывающихся в Евангелии. 

Заметим: над Евангелием замер человек, закаленный в чтении и изучении серьезных книг и наук.

Человек мелкий и пустой пробежит евангельский текст глазами, зевнет и включит телевизор. Потом на вопрос: «Вы Евангелие читали?» – он будет громко отвечать: «А как же!»

В начале рассказа юрист сказал:

«Жить как-нибудь лучше, чем никак».

Кто прожил эти 15 лет по этому принципу?

Банкир  живет по заветам юриста: «Жить как-нибудь лучше, чем никак». За 15 лет банкир не нажил ничего, кроме долгов. Он духовно пустой человек, не вызывающий сочувствия (не стоит забывать о том, что он шел во флигель убивать юриста, но лишь в последний момент, прочитав письмо узника, одумался). 

Прекрасным образом у Чехова получилось создать философский контраст. Можно увидеть 2 стиля жизни, 2 типа мышления, 2 исхода. Мудрая, насыщенная жизнь в заключении противопоставляется пустой жизни прожигателя на свободе; умение воспользоваться лучшим образом тем, что дано, при сильных ограничениях, и пренебрежение и неумение правильно распорядиться огромными богатствами.

Какие изменения произошли в жизни банкира за 15 лет?

Можно ли говорить об эволюции образа героя?

Скорее, речь идет о деградации его личности: «…бесстрашный, самонадеянный, гордый богач превратился в банкира средней руки». Через 15 лет банкир остался банкиром, только старым.

Ситуация не меняется: героя по-прежнему заботит только материальный достаток, о развитии личностных качеств банкира в произведении намеренно ничего не говорится.

Он не прошел тот путь познания, который прошел юрист, чтобы вочеловечиться.

Почему плакал банкир?

Банкиру открылась на мгновение правда о себе и стало стыдно за себя (готов был убить) и стыдно перед величием человеческого поступка, которое он все же денежно измеряет, т.е. остается банкиром, поэтому и прячет бумагу в сейф для собственной безопасности. Но Чехов не ставит точку, все-таки надежда на духовное возрождение банкира звучит.

Так что же более гуманно – смертная казнь или пожизненное заключение? 

Кто выиграл пари?

 Определение идеи произведения.

Есть ли в монологе банкира слова, которые можно принять за точку зрения писателя?

Что думает сам Чехов о смысле жизни?

Анализ цитаты

Чехов не любил открыто проявлять свою позицию на страницах произведений. Думаю, что позиция писателя заключена в словах «вздор и бессмыслица».

Предмет пари (смертная казнь или пожизненное заключение) – лишь предлог для размышлений, а не самоцель. Автор не стоит перед этим выбором, а находится в процессе постижения смысла жизни. 

"До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек"(А.П.Чехов)

Композиция рассказа.

Сложная. Рассказ в рассказе. Наслоение временных пластов: прошлого и настоящего.

Сюжет.

Экспозиция - описание вечера в доме банкира, когда было заключено пари. Завязка рассказа – заключение пари.

Кульминация – появление банкира во флигеле с намерением убить узника-юриста.

Развязка – исчезновение узника и странное поведение банкира.

Есть Бог, есть мир - они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

          Который любит мир и верит в Бога.  (Н. Гумилёв)

Составить синквейн «Смысл жизни»

Д/З вариативно.

  1. Нарисовать обложку книги, которая называется «А.П.Чехов. Рассказ «Пари», отражающую смысл рассказа.
  2. Напишите эссе «Как вы понимаете слова Джозефа Аддисона:

Существует три грандиозных закона счастья в жизни:

  • надо что-то делать,
  • надо кого-то любить,
  • надо на что-то надеяться? »                          

Для более глубокого анализа рассказа. Дополнительно.

1. Почему у героев нет имён?

Рассказ, благодаря неожиданному концу, становится поучительной, глубокой по содержанию притчей.   В рассказе становится ясной действенная правда не всегда понимаемой евангельской заповеди: если ударили по одной щеке, подставь другую. Связь жертвы и палача проявляется еще и в том, что мощь человеческого духа одного способна спасти не только себя, но другого. Возрождение банкира, проявляющееся в неожиданных для него переживаниях, настолько пронзительно, что каждому дает повод почувствовать презрение к самому себе, заставляет волноваться по поводу собственной человеческой ущербности и плакать о чем-то высоком, настоящем и несостоявшемся. Финал чеховской притчи однозначно и раз навсегда разрешает бесконечный спор о надобности смертной казни.

2.Поразмышляйте над тем, что могла содержать в себе третья глава рассказа, почему автор впоследствии её исключил и почему изменил название?

1 января 1889 года рассказ в трёх частях под заглавием «Сказка» был напечатан в газете «Новое время» (№ 4613, с. 1-2). В 1901 году, готовя рассказ для издания в собрании сочинений в издательстве А. Ф. Маркса, Чехов изменил название рассказа на «Пари», ввёл многочисленные сокращения в первых двух главах[4]. Например, он заменил имена писателей, книги которых читал юрист в заточении (Шекспир, Байрон, Гомер, Вольтер, Гёте), словом «классики»; убрал фразу: «Последнею книгой, которую он прочёл, был „Дон-Кихот“ Сервантеса, а предпоследнею „В чём моя вера“ гр. Толстого»[4]. Однако самым существенным изменением явилось удаление всей третьей части целиком, что полностью меняло весь смысл рассказа[4]. В 1903 году Чехов объяснил, почему он это сделал: «Когда я читал корректуру, мне этот конец очень не понравился […], показался не в меру холодным и суровым»[5

      Впервые рассказ был напечатан под заглавием «Сказка» и содержал в себе три главы. При переработке рассказа Чехов изменил заглавие и опустил третью, заключительную главу рассказа, которая начиналась так: «Прошёл год. Банкир давал вечер. На этом вечере было много умных людей, и велись интересные разговоры. Между прочим, шла речь о целях жизни и назначении человека. Говорили о богатом юноше, о совершенстве, евангельской любви, о суете сует. Гости, состоявшие в большинстве из очень богатых людей, почти все отрицали богатство».
И опять было заключено пари, пари на три миллиона…
       

3. Работа с образами-символами.

- Какие  вещи  в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет.Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)

4."До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек", - пометил Чехов в записной книжке, когда обдумывал замысел драмы "Три сестры", и частично использовал позднее эту мысль в тексте пьесы. Важно, что Чехов отверг здесь понимание смысла жизни как жизни только для грядущих поколений или счастья всего человечества. Жизнь вне Бога, вне ощущения бессмертия не имеет смысла. 

Эта фраза из упомянутого письма к В.С. Миролюбову перекликается с сохранившимися на отдельных листах записями: “До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока [поймёт] не отыщет своего бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет бога, то жить не для чего, надо погибнуть” (17, 215–216) Ср. также со словами Маши из пьесы «Три сестры»: “Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звёзды на небе… Или знать, для чего живёшь, или же всё пустяки, трын-трава”. Повторяемость темы, интонация фразы в письме к В.С. Миролюбову, настойчиво повторенное здесь “искать” — свидетельство того, что эти мысли автобиографичны. 

Приложение. Листы для работы учеников в классе. Распечатать.

Чтение узника

Годы заточения

Что читает?

Почему?

1 год

2-4 годы

 

5 год

6-10 годы

11 год

12-13 годы

14-15 годы

Чтение узника

Годы заточения

Что читает?

Почему?

1 год

2-4 годы

 

5 год

6-10 годы

11 год

12-13 годы

14-15 годы

Заполненный рабочий лист ученика.

Чтение узника

Годы заточения

Что читает?

Почему?

1 год

Любовные романы, детективы, фантастика, комедии

Развлечение, уход от проблем

2-4 годы

 

Классика

Потребность в глубоких истинах

5 год

Не читает

Кризис. Внутренний конфликт.

6-10 годы

Изучение иностранных языков, философии, истории (600 томов)

Образование. Жажда глубоких знаний, познания мира через труды ученых.

11 год

Евангелие

Нужда в духовных знаниях

12-13 годы

История религий и богословие

Желание более глубоко и точно понять Евангелие

14-15 годы

«Много, …без всякого разбора»

Приобретенные знания и мудрость позволяют читать все, имеет свое мнение

В.Г. Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».

Ф.М. Достоевский: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова

Анализ методических подходов к проведению урока.

Во-первых, работа с деталью, которая стимулирует интерес ребят к произведению. Это – яркая цитата, эпизод, фраза или факт из биографии. Главное – привлечь внимание учащегося к тексту.

Во-вторых, в каждом художественном произведении выделяю нравственные вопросы, которые в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме, а проблеме, которая способна пробудить интерес учащихся. И главным в уроке становится осмысление проблемы, обсуждение путей её решения.

В-третьих, тщательно продумываю вопросы, которые вводят учащихся в проблему. Они должны быть злободневны и личностно значимы для учащихся. Обязательно построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, позволяет привести учащихся к пониманию.

- Зачем...? Почему...? Как...? Как вы понимаете …? Объясните… Соедините в смысловые пары… Установите соответствие…… Какими признаками обладает...? Как...? Каким образом…? Подобные вопросы развивают умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения, выдвигать аргументы и защищать свою точку зрения, проводить самостоятельное исследование. Всё это работа на понимание.

           В-четвёртых, поиск ответа на поставленный вопрос должен проходить в режиме диалога, в котором принимают участие преподаватель, учащиеся и автор произведения. Вот эта цепочка «деталь – вопрос – проблема» создаёт проблемные ситуации, обсуждение которых делает урок литературы современным, развивающим лучшие качества личности, будит потребность учащихся в самообразовании и самовоспитании.

Очень важны приёмы работы по творческому применению знаний. На этапе обобщения очень люблю такой приём как иллюстрирование. Работа с обложкой – незаменимый и эффективный приём в работе, особенно по тем темам, на которые отводится мало времени. Создавая обложки к произведениям, ребята учатся передавать идейно-нравственный пафос произведения, его настроение, постигают через композицию обложки многоплановость философских произведений. 

Активные методы и приемы обучения.

Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:

  1. Интригующее анонсирование темы.
  2. Диалог
  3. Перекрестная дискуссия
  4. Мозговой штурм.
  5. Опорные схемы, таблицы
  6. Игровые моменты.
  7. Сравнение и аналогия
  8. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.
  9. Инсерт
  10. Кластер
  11. Синквейн
  12. Ключевые слова
  13. Ассоциативные ряды
  14. Письменная рефлексия
  15. Трехчастный дневник

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия жизни в рассказе А . П. Чехова «Пари».

Слайд 5

Антон Павлович Чехов 1860 - 1904

Слайд 6

В.Г.Белинский : «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».

Слайд 7

Ф.М. Достоевский : «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова…

Слайд 8

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16 )

Слайд 9

"До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек« А.П.Чехов

Слайд 10

Домашнее задание Нарисовать обложку книги, которая называется «А.П.Чехов. Рассказ «Пари», отражающую смысл рассказа. Напишите эссе «Как вы понимаете слова: Существует три грандиозных закона счастья в жизни: надо что-то делать, надо кого-то любить, надо на что-то надеяться. Джозеф Аддисон »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....