ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_mir.docx22.39 КБ
Файл voyna_i_mir.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания

Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»

  1. Вступительное слово учителя.

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

  1. Сообщение учащегося

«Исторический комментарий»

  1. Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)
  1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа
  2. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  3. П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.
  4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Шерер.

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль,

«спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его

благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном,

«относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие. Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.

Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.

Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.

Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины»

  1. Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды

ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Вечер у А. П. Шерер

Ростовы

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения

между родителями –

взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по

законам сердца.

3. Отношение

к гостям

У Шерер есть определенная

иерархия

Ростовы встречают всех одинаково

радушно

4. Разговоры

Светская условность

Светская условность

5. Отношение

к войне

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта

тема действительно значима

ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание.
  1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»
  • Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2)
  • Что предпринимает Кутузов? (гл.14)
  • Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12).
  • Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.
  1. Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение (закладки)



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания

Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»

  1. Вступительное слово учителя.

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

  1. Сообщение учащегося

«Исторический комментарий»

  1. Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)
  1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа
  2. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  3. П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.
  4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Шерер.

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль,

«спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его

благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном,

«относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие. Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.

Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.

Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.

Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины»

  1. Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды

ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Вечер у А. П. Шерер

Ростовы

1. Старшее поколение

Ведут себя неестественно, фальшиво

Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения

между родителями –

взаимоуважение, почтение

2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

В салоне Анны Шерер нет детей

Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по

законам сердца.

3. Отношение

к гостям

У Шерер есть определенная

иерархия

Ростовы встречают всех одинаково

радушно

4. Разговоры

Светская условность

Светская условность

5. Отношение

к войне

Модная тема

На войну идут сыновья, поэтому эта

тема действительно значима

ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание.
  1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»
  • Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2)
  • Что предпринимает Кутузов? (гл.14)
  • Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12).
  • Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.
  1. Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение (закладки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок литературы в 10 классе "Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)"

Открытый урок по литературе с использованием элементов критического мышления....

Изображение войны 1805-1807 гг. в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока литературы в 10 классе при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мри"...

Изображение войны 1812 года. Вопросы к зачёту по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Изображение войны 1812 года. Вопросы к зачёту по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"....

Изображение светского общества на страницах романа-эпопеи "Война и мир"

В данной презентации освещается композиция романа, проблематика, анализ основных героев,с которыми встречаются читатели в первых главах романа....

Презентация к уроку литературы "Светское общество в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"

В презентации содержится материал урока по теме "Светское общество в романе-эпопее "Война и мир" Л. Н. Толстого": вопросы для анализа эпизодов, вопросы для проверки знания содержан...