Фестиваль учительских проектов, посвящённых юбилею В.А. Закруткина «Овеянный славой путь»
учебно-методический материал по литературе

 

Описание сценария литературно - музыкальной композиции по произведениям В.А. Закруткина с методическими рекомендациями по её организации и подготовке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oveyannyy_slavoy_put.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»

Фестиваль учительских проектов, посвящённых юбилею

В.А. Закруткина

         «Овеянный славой путь»

Номинация «Внеурочная деятельность»

Описание сценария литературно - музыкальной композиции по произведениям В.А. Закруткина с методическими рекомендациями по её организации и подготовке

Автор: учитель русского языка и литературы

             Целинской средней общеобразовательной

школы №8 И.С.Юнкина

п. Целина

2018 год

Цель:

  1. Приобщить учащихся к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы великой отечественной войны;
  2. Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании;
  3. показать ведущую роль женщины-матери в жизни общества.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую позицию и патриотизм;
  2. развивать творческие способности обучающихся.

 Оборудование:

- портрет В. Закруткина;

- тема литературно-музыкальной композиции «Овеянный славой путь»;

- фотографии «Женщина на войне»;

- выставка иллюстраций к повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»

Предварительная подготовка включала в себя:

  1. знакомство с текстом повести;
  2. определения отрывков для сценария;
  3. выбор творческого проекта с последующим его представлением.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Кто сказал: «Всё сгорело дотла?»

   Ведущий 1: Кто поверил, что Землю сожгли?!

                     Нет, она затаилась на время…

   Ведущий 2: Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Звучит песня «Бухендвальдский набат»

   Ведущий 1: У каждого из вас, ребята, наверняка есть полка, на которой стоят любимые книги. Те, с которыми вы не хотите расставаться. Среди них своё место занимает произведение В. Закруткина «Матерь Человеческая».

   Ведущий 2: В. Закруткин, прошедший тягчайшую жизненную школу на полях сражений, пишет о войне беспощадно правдиво. Невозможно не проникнуться чувством гордости за простую, русскую женщину, которая на своих плечах вынесла тяготы страшной войны, прошла огромный жизненный путь с потерями и невзгодами.

   Ведущий 1: Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, в полном одиночестве пережившая те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием.

На фоне траурной музыки

Чтец 1: Да разве об этом расскажешь
             В какие ты годы жила!
             Какая безмерная тяжесть
             На женские плечи легла!..

Чтец 2: В то утро простился с тобою
            Твой муж, или брат, или сын,
             И ты со своею судьбою
             Осталась один на один.

Чтец 3: Один на один со слезами,
           С несжатыми в поле хлебами
           Ты встретила эту войну.
           И все - без конца и без счёта -
           Печали, труды и заботы
           Пришлись на тебя на одну.

На фоне спокойной музыки

   Ведущий 2: Был тёплый июльский день. Сквозь листья яблони пробивались солнечные лучи. Под лёгким ветерком ветки дерева слегка шевелились. Подмостив под голову стеганку, Иван лежал с закрытыми глазами.  Мария сидела рядом, держа горячую руку мужа в своей руке.  Рядом на корточках сидел Васятка.

Взрыв гранат

Иван: Нам надо уходить.  Это они.

Мария: Кто они?

Иван: Немцы.

Мария (испуганно): Что ты, Ваня? Какие немцы?

Иван: Те самые. Видать по всему, они скоро будут здесь. Надо уходить.  Иначе будет поздно.

   Мария: Куда ж ты такой пойдёшь? Погляди на себя! Ты весь в жару, рука у тебя горячая, как утюг.

   Иван: Всё равно надо уходить. Ты понимаешь это? Уходить надо отпроклятых зверей! Они никого не милуют, убивают старых и малых. Ты не видела, а я видел, что они творят… Людского в них ничего нет. Понимаешь?! Ничего! Они ребятишек расстреливают, раненых добивают, грабят. Нам надо уходить, Маруся!  Слышишь? Надо уходить.

Мария заплакала

   Мария: Как же мы уйдём, Ваня? Ты совсем больной.  Куда мы пойдём и кому мы нужны?

Мария приникла щекой к груди Ивана.  Иван ласково гладил волосы жены.

   Иван (шепчет взволнованно): Ну хорошо, хорошо, Маруся. Подумаем. Завтра, может, мне станет лучше, я съезжу до председателя, с ним посоветуюсь. Я ведь коммунист. Я много могу сделать. Это ничего. Что у меня одна рука. Стрелять можно и одной.

   Мария: А что если тебя…если на тебя донесут, Ваня? Если найдётся какая-нибудь сволочь, пойдёт к немцам и докажет: так, мол, и так, есть у нас в хуторе один-единственный коммунист, и к тому же красноармеец. Что тогда будет?

   Иван: Этого не может быть. Сволочей у нас нет, да и хуторяне-то почти все наши родичи.

А всё-таки, Маруся, лучше мне съездить до председателя и в райкоме побывать… Жалко, сил у меня нет, с ног валюсь. Один не доеду, упаду на дороге.

Иван лежит без сознания. Васятка плачет. Мария прикладывает к голове Ивана смоченное холодной водой полотенце, целует ему руки, плачет. На её голос сбежались хуторяне, жалостно смотрят на Ивана. Когда он пришёл в себя, две женщинв помогли ему сесть, поддерживая под руки.

Грохот истребителей

   Иван: Ну, вот и всё. Это немецкий десант.  Они, видать, хотят отрезать путь отхода нашим войскам.

Хуторяне стоят испуганные, безмолвные.

   Иван: Что ж, дождались и мы гостей. Теперь остаётся одно: всем быть за одного, а одному за всех, иначе пропадём. Слушайте, чего надо делать.

   Иван (медленно, спокойно): У кого есть продукты - мука  или сало, сахар или чего другое, схороните всё чисто, они загребут под метлу. Поросят, овечек, гусей порежьте, мясо засолите и держите где-нибудь в тайнике, иначе с голода ноги протяните. Все фотокарточки фронтовиков в красноармейской форме, а так же письма с фронта схороните.

(обращается к Фене): Ты, Феня, прихоронила свой батарейный приёмник, не сдала, когда приказ вышел все приёмники сдать, теперь береги его, он нам пригодится.

(обращается к деду Корнею):  Ты, дед Корней, закопай свою двустволку так, чтобы только ты один знал, где она закопана.

 (обращается к тётке Варе): Ты, тётка Варя, не обижайся на меня. Но я тебе скажу прямо: язык у тебя дюже длинный, и ты своим языком людям вред можешь причинить, лучше держи его за зубами.

- Самое главное – не разводите панику и крепко держитесь один за другого. Не век мы будем под немцами, всё равно наша возьмёт, и советские бойцы вернутся.

   Ведущий 2: Писатель создаёт исключительную ситуацию: каратели сжигают хутор дотла, жителей убивают и угоняют в неволю. Мария, потеряв мужа и сынв, остаётся на пепелище одна.

   Ведущий 1: «Я не могу жить, - давясь слезами, шептала Мария. – Я не хочу жить. Разве можно так жить?» и всё же героиня находит в себе силы, чтобы жить, не потеряв ни милосердия, ни сострадания, ни человеческого достоинства.

Звучит фонограмма песни Михая Волонтира

«Нас не нужно жалеть» 

Ведущий 2: Пополнели, стали матерями

Тоненькие девушки страны,

Те, что проходили вместе с нами

Сквозь большой огонь большой войны.

   Ведущий 1: Героиня В.Закруткина  - «чистая душа, характер  глубокий и добрый». «Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая всех и всё, по-матерински любила людей». Любовь к ним стала мерилом её отношения к миру, мерилом её поступков.

   Ведущий 1: Повесть В.Закруткина мы называем прекрасным гимном русской женщине, Матери Человеческой, одержавшей победу нвад смертью, ставшей символом жизни, любви, созидания.    

 Ведущий 2: Писатель, следуя завету Максима Горького, прославил «в мире женщину – Мать, едину силу, перед которой покорно склоняется смерть!»

На фоне музыки

Чтец 1: Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.

Чтец 2: А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.

Чтец 3: Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

   Ведущий 1: Проходят годы. Уходят от нас книги нашего детства. Но вдруг совершенно случайно вы вспомните, что у вас есть книга, которую с удовольствием можно прочитать ещё раз и окунуться в ту атмосферу, в которой жили её герои.

   Ведущий 2: Читайте и перечитывайте любимые книги. Мне кажется, что такой книгой сегодня стала и повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».

Звучит песня Леонида Утёсова «Вернулся я на Родину

Методические рекомендации:

     На страницах многих литературных произведений представлены герои, способные к смелым действиям,  персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

     Смелость и трусость - темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях.  Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи.

     Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

     В сентябре 1941года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.

     Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

     Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души  просто и ясно показан автором в этой сцене.

     Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

     Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты,

Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агиттеатра, посвящённый юбилею победы в Великой Отечественной войне.

Уже давно отгремели взрывы той далёкой войны, но память о ней должна сохраниться в наших сердцах. Этот сценарий о мальчиках и девочках сороковых, на долю которых выпали разлука, боль, смерть....

Концертно-игровая программа, посвящённая юбилею образцового детского коллектива ансамбля эстрадного танца «Миллениум» «КАК НА НАШИ ИМЕНИНЫ»

Программа может использоваться руководителями творческих коллективов, педагогами-организаторами к юбилеям и дню рождения танцевальных коллективов....

Урок истории "Народ и Отечество", посвящённый юбилею Отечественной войны 1812 года

Этот урок немного выходит за рамки школьной программы и может быть использован как дополнительный урок по теме "Отечественная война 1812 года", или как внеклассное познавательное занятие по предмету. ...

Сценарий праздника , посвящённого юбилею области

8 февраля 2013 года исполнилось 70 лет со дня образования Курганской области. Этот сценарий написан для этого праздника....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого юбилею С. Ковалевской

Разработка данного сценария подходит для проведения предметной недели, для проведения внеклассного мероприятия по математике...

Диплом участника фестиваля Учительская книга

Диплом участника фестиваля Учительская книга...

Фестиваль "Учительская книга"

6 ноября 2014 года Пирогова Елена Викторовна приняла участие в установочно-методичсеком фестивале "Учительская книга"  День предметов естественно-научного цикла....