урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Килина Елена Сергеевна

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта59 КБ
Office presentation icon презентация746.5 КБ
Microsoft Office document icon тест19 КБ
Файл правила работы155.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Класс  5

УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение,  2013. 

Тема:  И.А. Крылов.  «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни. 

Тип урока:  урок комплексного применения УУД при выполнении  компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

формирование читательского мастерства:

умение дать доказательное суждение о прочитанном,

определить собственное отношение к прочитанному,

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

работать индивидуально и в группе: находить общее решение

составление перечня основных признаков басни, словарная работа,

составление ассоциативных рядов,

осмысленное чтение и адекватное понимание,

осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,

планировать пути достижения целей,

 устанавливать целевые приоритеты

Технологии: развития критического мышления, элементы дифференцированного, исследовательского  обучения.

Приёмы смыслового чтения: составление синквейна, ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование:           

мультимедийная презентация

интерактивная доска

рабочий лист группы

документ-камера

ММП к УМК

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Психологический настрой детей на урок. Проговариваем фразу:

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Скажем про себя несколько раз:

Прозвенел для нас звонок, начинается урок!

Самоорганизация на учебную деятельность.

Оценивают готовность к уроку

Подготовка речевого аппарата к говорению

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

1. Проверка Д/З

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

слайды 1-4

1. Фронтальный опрос, парная работа (ознакомление с правилами работы в паре).

Учитель проверяет, насколько усвоили пятиклассники сведения по теории литературы: аллегория, мораль, «эзопов язык».

Чтение басен, данных на прошлом уроке по вариантам в качестве д/з (в паре, организует самоанализ прочитанных басен)[1]

2. Работа над формулировкой темы:

Предлагает послушать фрагмент Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока:

- Что изучаем?

- Что для этого надо знать?

- Что должны уметь?

- Что для этого надо повторить?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе. Организует коллективный анализ учебной задачи; фиксирует гипотезы. Объясняет целеполагание урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. 

1. Отвечают на вопросы учителя.

Парная работа

Каждая пара читает друг другу наизусть басню, определяет лучшего чтеца.

2. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

3. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности

Подготовленные ученики защищают проекты «Отечественная война 1812 года — историческая справка».

«Отечественная война 1812 года в произведениях художественной литературы».

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений;

коммуникативные УУД:

умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения;

регулятивные: целеполагание, планирование.

3. Выявление места и причины затруднения (5)

Цель: выявление и фиксация причины затруднения

Организует работу в группах (ознакомление с правилами работы в группе):

заполнение таблицы «Признаки басни»[2]

Исследовательская работа

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленные вопросы.

Проверяют по шаблону: слайды 5-7

Познавательные:самостоятельное создание алгоритмов действия, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция.

4. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.)

Цель: выбор способа и средства достижения цели.

 Слайды 8-11

«Волк на псарне»

 Первичное восприятие басни.  Организует прослушивание (аудиозапись)

Организует выразительное чтение (лучший чтец из группы представляет чтение басни)[3]

 - Скажите, о чем эта басня (тема)?

Организует словарную работу (объясняет значение слов заранее подготовленный ученик)[4].

Ведёт беседу:

-Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?

-Нарисуйте портрет Волка, какой он?

- Какова его речь?

-Назовите действия Волка  в басне, каковы его поступки?

-Каких людей подразумевает автор?

-Какие слова передают возникший на псарне переполох?

-Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

-Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?[5]

Характеристика Волка и Ловчего.

Организует работу - упражнение  в  подборе  качеств, характеризующих  героев  басни.

(Коварный – Волк

Опытный – Ловчий

Мудрый - Ловчий

Вероломный - Волк  

Хитрый – Волк

Предусмотрительный - Ловчий

Трусливый - Волк)  

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.  С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Один из учащихся группы во время беседы рисует портрет Волка и Ловчего, второй член каждой группы составляет синквейны Ловчего и Волка (в итоге беседы защищают свои рисунки и проецируют синквейны через документ-камеру)

5. Реализация построенного проекта (7 мин.)

Цель: построение и фиксация нового знания.

  1. Работа с текстом, беседа.

1.Беседа с одновременным заполнением примерами таблицы «Признаки басен» (работа в группах)

-Какие композиционные элементы мы можем выделить в басне?

-В каких строчках мы видим завязку конфликта? Где его развязка?

Что в басне служит развитием действия?

Где мораль в басне «Волк на псарне?»[6]

Отвечают на вопросы учителя. Дают развернутые ответы. Продолжают по ходу беседы заполнять  примерами таблицу «Признаки басен»

Личностные: стремление к речевому совершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4 мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Работа над басней

Анализ басни «Волк на псарне»

1) Докажите, что - это басня.

2) В чем проявилось мастерство И.А. Крылова в басне?

Приводят примеры

Личностные,

познавательные, коммуникативные.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин.)

Цель: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.

1. Организационная.  

2. Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.

Выполняет роль консультанта.

Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

1 группа:

Баснописец Крылов положил в основу своих басен разговорный язык, широко и свободно ввёл народную лексику. Многие фразы и выражения стали широко известными пословицами, поговорками. Приведите такой пример из басни Крылова «Волк на псарне». Запишите в тетрадь.

2 группа:

Найдите в басне «Волк на псарне» изобразительно-выразительные средства  (эпитеты, сравнения, метафоры). Примеры запишите в тетрадь.

3 группа

Инсценируйте  разговор Волка с Ловчим (стихотворный текст надо передать своими словами). Используйте  детали костюма.

Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников, грамотно использовать речь;

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач.

8. Включение в систему знания и повторение (5 мин.)

Цель: включение новых знаний в систему знаний повторения и закрепления.

Организация и контроль:

Организует работу над тестом.

Решают тест

Познавательные: осуществлять обобщение  по заданным критериям;

Коммуникативные:  проявлять активность в решении познавательных задач

9. Рефлексия (2-3 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания.

  1. Рефлекия
  2. Самооценка
  3. Домашнее задание

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-Что удалось вам сегодня на уроке?

Что узнали нового для себя?

Что запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?

Высказывают своё мнение.

 Дают развернутый ответ на вопросы

Самоанализ

Дифференцированное Д/з :

1)Прочитать одну из басен И.Крылова, посвященных 1812 году.

2) Выучить наизусть басню «Волк на псарне»

3) Индивидуальное опережающее д/з

Регулятивные: рефлексия.

Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самооценка работы на уроке

Список использованной литературы:

1. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение,  2013.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1989

  1. 3. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с.
  2. 4. Интернет-ресурс: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/krylov/questions/volk-na-psarne/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-basne-i.-a.-krylova-volk-na-psarne


[1]         Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 63-67

[2]         Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 57

[3]         Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 60-62

[4]         Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1989

[5]         Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013, с. 35

    [6]
  1.          Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Волк на псарне»: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/krylov/questions/volk-na-psarne/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-basne-i.-a.-krylova-volk-na-psarne


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Слайд 2

Люблю, где случай есть, пороки пощипать… И.А. Крылов

Слайд 3

Цель урока: знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков инсценированного чтения и анализа литературного произведения ; прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма.

Слайд 4

Разминка

Слайд 5

Басня Басня – краткий рассказ ,чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей.

Слайд 6

Нравоучительный вывод ( мораль ) показывает главную мысль произведения. Басня – это эпический жанр

Слайд 7

Аллегория (иносказание ) Это изображение предмета или явления через какой-то образ; например ,под видом животных изображаются определенные лица, черты характера, общественные явления.

Слайд 8

Басня «Волк на псарне»

Слайд 9

Порок Ловчий Псарня Овчарня Хлев

Слайд 10

Кутузов - Ловчий Наполеон - Волк

Слайд 12

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Тест «И. Крылов «Волк на псарне»»

Выполнил(а)  учении___  5 класса ____

Ф.И. ______________________________

  1. Басня – это:
  • рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
  • краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
  • короткое стихотворение о жизни зверей
  1. Мораль басни – это:
  • начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
  • начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
  • заключительные строки басни, в которых читатель узнает, что стало с героями в конце
  1. Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я , приятель, сед…?»
  • «Волк на псарне»
  • «Свинья под Дубом»
  • «Ворона и Лисица»
  1. Какие события из истории России запечатлел в басне «Волк на псарне»?
  • Войну с Наполеоном в 1812 году
  • Войну с фашистами в 1941-1945 году
  • Войну с японцами в 1904-1905 году
  1. Кто из персонажей басни говорит: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: Забудем прошлое, уставим общий лад!»
  • Ловчий
  • Волк
  • Лисица
  • Ворон
  1. Выберите из списка характерные особенности басни:
  • зачин
  • мораль
  • повторы
  • присказка
  • постоянные эпитеты
  • особый стих (строки разной длины)
  • аллегория
  • концовка



Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Documents\Word\поурочн. 6 лит-ра\Меркин\Жуковский\Жуковский Светлана (открытый урок)\img2.jpgC:\Users\Татьяна\Documents\Word\поурочн. 6 лит-ра\Меркин\Жуковский\Жуковский Светлана (открытый урок)\img2.jpg

C:\Users\Татьяна\Documents\Word\поурочн. 6 лит-ра\Меркин\Жуковский\Жуковский Светлана (открытый урок)\img2.jpgC:\Users\Татьяна\Documents\Word\поурочн. 6 лит-ра\Меркин\Жуковский\Жуковский Светлана (открытый урок)\img2.jpg

  1. Говорить по очереди.
  2. Активно слушать.
  3. Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы.
  4. Вносить предложения и спрашивать, есть ли вопросы.
  5. Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других.
  6. Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других.
  7. Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения.
  8. Помогать и просить о помощи.
  9. Давать и просить пояснения.
  10. Пояснять и оценивать идеи.
  11. Принимать групповые решения и приходить к единому мнению.
  12. Подводить итоги обсуждения.
  13. Приводить убедительные аргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....

Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий

Это второй урок по басням И.А. Крылова  в 5-ом классе. Знакомство с произведением баснописца «Волк на псарне», его исторической основой. Большое внимание уделено развитию навыков анал...

Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок построен по  технологии критического мышления...