Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Царёва Мария Ермиловна

Урок построен по  технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»  5 класс

Ф.И. О. педагога

Царёва Мария Ермиловна

Предмет Литература

Класс 5

Тема «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»

Тип урока:  работа с художественным текстом

Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления)

Цель:  научиться выявлять в произведении конкретно-историческое содержание. Определять героев басни, работать над характеристикой персонажей.

Задачи:

 Личностные

  • формировать уважительное отношение к отечественной истории;
  • воспитывать чувство патриотизма

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение смыслового чтения текста;
  • развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению; 
  • развивать образное мышление
  • извлекать информацию из различных источников

Предметные

  • повторить  понятия «мораль басни», «аллегория»;
  • развивать умение определять основную мысль произведения;
  • развитие умения строить рассуждение на литературную тему
  • овладевать умением чтения и анализа художественного произведения

Оборудование:  раздаточный материал

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Методы, приемы работы: беседа, ИНСЕРТ, проблемные вопросы, кластер

Основные понятия: аллегория, мораль

Структура урока соответствует принятой в ТРКМ:

  1. стадия вызова
  2. стадия осмысления
  3. стадия размышления
  4.  рефлексия

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

  Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 1 минута

Стадия вызова

Беседа.

Чтение басни

Предлагает прочитать тему урока и ответить на вопрос: «Что знакомо и что необычно (ново) в формулировке темы?»

Учитель называет год создания басни – 1812г. Какое историческое событие относится к этому времени?

Спрашивает, появилось ли желание прочитать или прослушать басню, чтобы получить ответы на возникшие вопросы

Прослушивание басни в актёрском  исполнении (фонохрестоматия к учебнику литературы, 5 класс. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.)

О чём басня? Кто её главные герои?  Дайте им  краткую характеристику.

Отвечают, что знакомы с баснями И.А. Крылова. Знают, что в них автор высмеивает человеческие пороки. Непонятно, как исторические события могут найти отражение в басне, тем более басне о волке, который всегда ассоциируется со злым человеком.

Кто-то из учащихся, вероятно, назовет Отечественную войну 1812 года с Францией.

Предполагают, что после прослушивания всё станет понятно в теме урока.

Слушают

Отвечают на вопросы. Называют героев: Волк – злой, хитрый; Ловчий – опытный, знает, что Волку верить нельзя.

 Прослушивание басни не помогает разобраться в исторической основе басни

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

7 минут

Стадия осмысления

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Работа в группах

Предлагает  индивидуальную работу  с текстом

(Приложение 1)

Какие вопросы возникли у вас после чтения текста об истории создания басни «Волк на псарне»?

Информация, которую мы узнали из текста, поможет нам ответить на вопрос, как связана басня с историческими событиями?

Учитель предлагает учащимся как настоящим исследователям проверить свои догадки и предположения, работая в группе

Задания для групп:

  1. Сравните внешний вид Волка и его речь. Сделайте выводы. Кого изображает Крылов в образе Волка?
  2. Найдите цитаты, которые характеризуют Ловчего. Каким изображён Ловчий? Кому уделено больше места: Волку или Ловчему? Кого изображает Крылов в образе Ловчего?
  3. Объясните дополнительный, переносный смысл выражений: «Попал на псарню», «Поднялся двор», «Рвутся вон на драку», «И вмиг ворота на запор», «Расчесться за овец», «Ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «Пустился в переговоры, «Ты сер, а я, приятель, сед», «Выпустил на Волка гончих стаю»
  4. Найдите аллегорические параллели, объясните, почему вы так считаете:

Волк -

Ловчий -

Псарня -

Псы, гончие -

Псари –

Справочный материал для

4 группы:

«Аллегория – иносказание. Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления»

  После работы  в группе учащиеся заполняют опросные листы

Работают с текстом, используя прием ИНСЕРТ. На полях текста отмечают знаками:

 - знаю

+ - новая для меня информация

? – непонятно, нужны объяснения, уточнения

Задают вопросы

Пробуют ответить на вопросы одноклассников

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Работают в группах

Представители от  каждой группы выступают со своими исследованиями

Совместно составляют кластер на доске и в тетради ( в центре -«Историческая основа басни Крылова «Волк на псарне»)

Личностные УУД: выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; осознавать собственное отношение к героям басни

Регулятивные УУД : принятие учебной задачи, планирование работы группы

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, осуществлять сотрудничество в группе сверстников

Познавательные УУД: владение основами смыслового чтения, умение осуществлять сравнение, анализ с выделением признаков

30 минут

Стадия размышления

Беседа

Учитель задает вопросы:

Есть ли в этой басне мораль? В чем особенность морали этой басни?  (мораль вложена в уста Ловчего)

Что же хотел сказать Крылов этой басней? Чему  учит басня? (учитель обязательно выводит учащихся на патриотизм басни) Актуальна ли басня?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: осознавать собственное отношение к морали басни

Познавательные УУД: определять идею басни

4 минуты

Рефлексия

Опросные листы

Предлагает заполнить опросные листы. Приложение 2

Заполняют опросные листы.

Умение формулировать свою точку зрения на работу группы

2

минуты

Домашнее задание

На выбор:

  1. Прочитать басню И.А. Крылова «Ворона и Курица», найти отражение исторических событий 1812 года  в басне.
  2. Нарисовать иллюстрации к басне «Волк на псарне»
  3. Подготовить  выразительное чтение басни «Волк на псарне» по ролям.

Записывают домашнее задание в дневник

1

минута

Приложение 1

              И.А. Крылова без сомнений можно назвать самым известным и любимым русским баснописцем. Басня – это лиро-эпическое произведение, в котором автор чему-то учит читателя. Чаще всего басня излагается в стихотворной форме, а главными действующими лицами в произведениях этого жанра выступают животные и насекомые. Басня традиционно делится на 2 части. В первой автор передает сюжет произошедшего события, а во второй приходит к некоторому выводу. Этот вывод в литературе называют моралью.  

             Мораль призвана учить и наставлять читателя. Одной из наиболее поучительных и интересных его басен является басня «Волк на псарне». Она написана в 1812 году, в разгар Отечественной войны 1812 года с Францией.

В сентябре 1812 года И.А. Крылов был у приятелей Олениных. Там же оказался государственный деятель, историк Тургенев. Он рассказал о том, что Наполеон, заняв Москву, понял, что оказался в ловушке, и отправил в ставку Кутузова графа Лористона с предложением о мире. Вот какой разговор произошёл между Лористоном и Кутузовым:

Лористон: «Мой государь Наполеон искренно желает навсегда положить предел несогласиям между двумя великими народами».

Кутузов:  «Меня проклянет потомство, если признают меня первым виновником какого  бы  ни было примирения: таков действительный дух нашего народа».

И.А Крылов был очень взволнован, услышав эту историю. Через несколько дней в гостиной Олениных он прочитал басню «Волк на псарне» и собственноручно передал её жене Кутузова, а она отправила это письмо в действующую армию. М. И. Кутузов собрал вокруг себя солдат и офицеров и прочитал эту басню. Когда он дошёл до слов: «Ты сер, а я, приятель, сед», он снял фуражку и продемонстрировал свои седые волосы. Так Иван Андреевич Крылов стал выразителем не только своих мыслей, но и тех чувств, которые были в сердце каждого русского человека.


Приложение 2

Оценка сотрудничества ученика в группе.

Оцени, насколько хорошо каждый работал в группе: используйте знаки + или - .

Фамилии участников группы

Критерии оценки

  • Активно участвовал в работе группы.

  • Брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.

  • Внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

  • Подавал группе конструктивные идеи, высказывал предположения

  • Общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

  • Выступал с результатом работы группы.

  • Дополнял выступления других групп.

  • ИТОГО


Если у вас от 6 -7 + , то ваша оценка «5»

Если у вас 4 – 5+ , то ваша оценка «4»

Если у вас 2-3 +, то ваша оценка «3»

Если у вас всего 1+, то ваша оценка «2»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Историческая вертикаль (краткая версия исторических событий России с древнейших времен до XIX века)

Единый государственный экзамен по истории проводится с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и ср...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся  с историей создания повести  "Капитанская дочка"; сформирует мение  работать с архив...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...

Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий

Это второй урок по басням И.А. Крылова  в 5-ом классе. Знакомство с произведением баснописца «Волк на псарне», его исторической основой. Большое внимание уделено развитию навыков анал...