Интеллектуальная игра "Умницы и умники " по творчеству В.Г. Распутина
методическая разработка по литературе (9 класс)

Елена Саввельевна Малгатаева

Методическая разработка интеллектуальной игры "Умницы и умники" по творчеству В.Г. Распутина является  прямым руководством к проведению мероприятия интеллектуального, досугово-воспитательного характера. .Методическая разработка последовательно раскрывает ход мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnitsy_i_umniki.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Умницы и умники» по творчеству

В.Г. Распутина

Здравствуйте уважаемые друзья!

Сегодня мы начинаем первую встречу первого полуфинала среди учащихся 9 класса Покровской средней школы.

Как и всегда трое умников идут на дорожки. Мы их называем агонистами, от греческого слова «агон», что означает соревнования, состязания. Им помогают теоретики. Они отвечают на вопросы, с которыми не справились агонисты. Среди них ведется конкурс. За орден получают 1 балл, за медаль-полбала.

Победители этого состязания  становятся участниками финального тура игры «Умницы и умники»

И самое главное, позвольте мне представить судейскую коллегию, высокий ареопаг. Сегодняшнее состязание судит

  1. Учитель высшей квалификационной  категории, Дербеева Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы
  2. Судье помогают  секретарь судейской коллегии
  3. Секретарь ареопага

Мне помогает и вручает ордена и медали отличница учебы, Лось Олеся.

В зал приглашаются

  1. Барнаков Дмитрий, ученик 9 класса  МБОУ Покровская СОШ.
  2. Балдунова Раджана, ученица 9 класса МБОУ Покровская СОШ.
  3. Кондратов Владимир, ученик 9 класса, МБОУ Покровская СОШ.

Итак, пролог. В прологе один очень важный  конкурс – конкурс красноречия.

За 15 минут до  начало конкурса  я подошла к агонистам и спросила: «Как вы думаете, почему учительница играла со своим учеником на деньги?»

Слово вам высокий ареопаг. Кто первый выбирает дорожку?

Друзья мои! Мы продолжаем говорить о нашем земляке, который написал огромное количество замечательных  произведении, Валентине Григорьевиче Распутине, потому что юбилейный год, 85 лет со дня его рождения великого сибирского писателя.

1 этап.

Издательства

Наставники

Герои произведений

1 вопрос.

В штат иркутской газеты начинающего журналиста приняли ещё до защиты диплома. Именно там В.Г. Распутин  приобрел необходимый жизненный опыт и «набил руку» в писательстве. Как называлась эта газета?    (Советская молодежь)

2 вопрос.

Со своими первыми произведениями «Василий и Василиса», «Встреча» Валентин Григорьевич отправился в Читу, на собрание молодых литераторов. Среди руководителей там оказались талантливые прозаики, как Виктор Астафьев, Антонина Коптяева, Владимир Чивилихин. Какую роль сыграл Владимир Чивилихин в жизни  В.Г. Распутина?

(Именно он стал «крестным отцом» начинающего писателя. С его легкой руки рассказы В.Г. Распутина появились в  «Огоньке»  и «Комсомольской правде». Его произведения читали миллионы советских читателей)

3 вопрос.

1967 году  уже был виден «распутинский» стиль, его умение лаконично и в то же время удивительно глубоко раскрывать характер героев. Здесь появляется важнейшая деталь и постоянный «герой» всех произведений Валентина Григорьевича. Что за постоянный герой?  (Природа)

2 этап.

Награды

Семья

Политика

1 вопрос.

Это произведение о человечности и той трагедии, которую принесла стране Великая Отечественная война. О сломанных жизнях и силе русского характера, о любви и состраданиях. За это произведение Валентина Григорьевича наградили Государственной премией СССР. Как называется это произведение?

 («Живи и помни»)

2 вопрос

В каких родственных отношениях состоял Валентин Распутин с писателем Иваном Молчановым-Сибирским?

(Жена Светлана была дочерью Ивана Молчанова-Сибирского)

 3 вопрос


Годы перестройки и безвременья Валентина Григорьевича Распутина   избрали в депутаты парламента, и работа в составе Президентского совета при  М. Горбачёве, по его словам, «ничем не кончилось» и было напрасным. Услышать писателя не захотели…
Как писатель назвал своё избрание в депутаты?

 («Хождение во власть»)

3 этап.

« Уроки французского»

«Деньги для Марии»

«Прощание с Матерой»

  1. вопрос

Почему магазин в деревне был «гиблым» местом?
(У всех продавцов рано или поздно обнаруживалась недостача, одна из последних продавщиц получила срок, а судьба её детей никого не интересовала.)


2
вопрос

Почему Вадик допустил героя в игру, после того как они его избили и выгнали?

Ответ: Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, поэтому, чтобы пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры, он и решил допустить меня в игру.

3 вопрос

Что такое Матера?

Деревня Матера и остров посреди Ангары, тоже Матера, в связи с строительством Братской ГЭС, деревню пришлось затопить.

4 этап

Чувства

Одежда

Книги

1 вопрос

 О чем мечтал герой  из произведения «Уроки французского» , когда жил в райцентре?

( Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой.)

  1. вопрос

 В какой обуви ходил герой  в рассказе «Уроки французского»?

(Из всего класса в чирках ходил только я. (обувь, сшитая из одного куска кожи).

3 вопрос

 В альманахе «Ангара» начали публиковать первые литературные очерки молодого прозаика. Позже они вошли в первую книгу Распутина. Как она называлась?

(«Край возле самого неба».)

Эпилог. В этом конкурсе участвую только  теоретики, и получают только медали.

Вопрос 1

На берегу могучей сибирской реки в трёхстах километрах от Иркутска существует небольшой посёлок городского типа. Сегодня его название стало известным, потому что там родился Валентин Григорьевич Распутин. Как называется этот посёлок?

(Поселок Усть-Уда)

 Вопрос 2


Когда Валентину Распутину исполнилось 2 года, его родители переехали на родину отца, в деревню на берегу Ангары. Здесь прошли детские годы будущего писателя, здесь он окончил начальную школу. Как называлась деревня, в которой прошло детство В. Распутина? (Аталанка)

 

Вопрос 3

Герой «растерянно улыбается. Во время этого разговора он не один раз вспомнил про …(жену)… и остро, до боли почувствовал, как она ему нужна. Всё, что было у них хорошего и плохого, теперь куда-то пропало, они остались одни, будто ещё не начинали свою жизнь, но он,., уже знает, что без… (жены)… ему жизни не будет.» Кто вспоминал и из какого это произведения?

 (Кузьма, «Деньги для Марии»)

Вопрос 5

  1. Какой путь спасения Марии предложил ревизор?


(Жалея Марию и ее семью, предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.)

Вопрос 6

Решаясь на этот невероятный с точки зрения догматического мышления акт, Лидия Михайловна пожертвовала своей педагогической репутацией, уважением коллег и работой. Что совершила героиня рассказа «Уроки французского» и ради кого (чего) она это сделала?

(Во имя спасения вечно голодного мальчика – своего ученика - она предложила ему играть в «пристенок» на деньги)

Подведем итоги:

Победитель сегодняшней  игры  становится участником финальной игры «Умницы и умники».

Среди теоретиков награждается

Орденом за  1 место -

Орденом за 2 место -

 Орденом за 3 место –

Спасибо за внимание! Будьте счастливы и все у вас будет хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Жизнь и творчество В.Г.Распутина

Цели урока: знакомство с творчеством В. Г. Распутина; развитие речи и обогащение словарного запаса; выработка навыков выразительного чтения; создание положительной мотивации учения; нравственное...

интеллектуальная игра "Созвездие умников" 5-7, 8-11 кл

Внеклассное мероприятие в основной школе....

Интеллектуальная игра для умников и умниц

Материал содержит интеллектуальные и занимательные вопросы в формате "Своя игра"...

Интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»

·        Использование знаний и умений обучающихся, приобретённых на уроках математики.·        Привитие интереса к предмету, углу...