Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Коновалова Светлана Михайловна

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно приобщить к темам по НРК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matera_rasputin.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Айлино

Конспект  урока по литературе

в  11 классе

                                    на тему  «Послужить Отечеству…»
                        ( по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»)

Разработала и провела

                                                                                          учитель русского языка и                      литературы

Коновалова  С.М.

                                                      2012г

                                         «Послужить Отечеству…»
                        ( по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»)

Цели урока: 1) познакомить  учащихся с биографией писателя; 2)ввести в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев; 3) выявить гражданскую позицию художника; 4) создать собственную точку зрения по одной из нравственных проблем автора, написать мини- сочинение

1.Слово учителя.

Валентин Григорьевич Распутин- один из ярких представителей «деревенской» прозы. Родился в 1937 году,  в селе  Усть-Уда Иркутской области. Провел детские годы в Сибири. Детство будущего писателя было трудным, ведь родился он всего лишь за четыре года до начала войны, а значит, детство его совпало с войной и тяжелыми послевоенными годами. Закончив филологическое отделение Иркутского университета, Распутин работал в газетах. В 1961 году опубликовали его первый рассказ  «Я забыл спросить у Лешки».

Самые известные его произведения—повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни»,  «Прощание с Матерой».

Все,  о чем пишет Распутин,  связано  с судьбой народа, с самыми насущными проблемами общества. Он пишет о судьбе родной земли. Ценность родины и родных людей для него незыблема.

Чтобы понять раздумья, чувства писателя, важно знать об истоках его жизни.

«Родину, как и родителей,  не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством,-  делится с нами писатель.- Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру  все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать…но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Ее сменить  нельзя.

«Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие  наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре  и зле,  о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например,  когда я испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя  на берегу старой Ангары, которой  теперь нет, возле моей  родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но умирать буду  с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел—от вошедшей в меня красоты обомлел, от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины. Художником человек становится лишь тогда, когда  свои собственные чувства он соединяет с общим народным и природным чувствилищем, в которые я верю не меньше, чем в совесть и истину, и в которых они, быть может, и проживают».

Мы с рождения  впитываем в себя картины своей Родины, они влияют на наш характер.

«Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг»,- пишет Распутин.

2. Беседа.

--А  мы впитываем в себя картины или только дышим воздухом родной земли, только пользуемся ее благами?

--А мы благодарны родной земле, испытываем ли  долг перед ней, влияние ее наш характер, о чем говорит Распутин?

--Может ли без этого состояться человек?

--Почему для писателя так важно, что мы берем из детства, из юности во взрослую жизнь?

И снова слова самого писателя: «Детство  мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить,  мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес—большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и пес

--Каким предстает перед нами писатель?

---Какие его убеждения близки вам? ( Выявление проблематики прочитанных произведений)

3.Работа с прочитанными произведениями.

Обратимся к высказываниям героев Распутина.

«Интересно, куда денется ее жизнь?—думала старуха Анна из «Последнего  срока».- Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скручивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только  для себя или для какой-то пользы еще? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась?»

Старая Дарья из «Прощания с Матерой» спрашивала себя и не  могла ответить: «Кто знает правду о  человеке: зачем она живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?»

Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь красотой вечера у реки, недоумевает: «Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе  едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге6 отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

--Это «вечные» вопросы. Но если ты не ставишь эти вопросы перед собой, ты вправе называться настоящим человеком?

4.Повесть «Прощание с Матерой». Работа по тексту.

Сила настоящего художника слова такова, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Мы видим Матеру глазами автора,  Дарьи,  Хозяина острова.

--Какой же мы запомнили  распутинскую Матеру?

Какой же талант писателя! Эти картины действительно зримы. Я увидела Матеру, и вы, уверена, представили ее, даже те, кто читал повесть не так внимательно. Казалось бы, такая отдаленность от столицы, от центров, сотни тысяч километров… но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матеры? (приметы времени, неразрывную связь прошлого и настоящего6бородатые казаки, острог, бой между колчаковцами т.д)

Течет жизнь, время… масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней—все тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению.

--Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Материнская земля»? Мы видим   деревню в последнее лето ее существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему, он считает,  мы должны об этом знать?

(Ответы: жалко героев;  нелегко расстаться с землей,  о памяти)

--Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем ближе они тебе и дороже.

-- Как писатель выявляет, кто есть кто? ( Ответы: через отношение к родной земле; «к малой родине»; к разным людям; к пожогщикам, к начальству, к могилам) (ответы: Гибель Матеры—это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время—это испытание для человека. Сразу становится  ясно: кто есть кто.  )

--Давайте вдумаемся, разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матеры? Ради кого, ради чего это делается?

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и еще, может быть, тысяч и миллионов. Сколько еще таких Матер до сих пор без света!  Кто- то сомневается, ведь автор тоже не одобряет затопление; надо по-человечески)

--А как это сделать? Давайте обратимся к сцене разорения  кладбища. Как автор относится к вроде бы благородным целям и средствам их достижения?

5. Чтение третья главы по ролям ( отрывок).

--Как вы назовете то, что происходит? Как вы к этому относитесь? Так можно поступать? Это по-человечески?

( это ерунда, прах; это надругательство)

--А если это касалось  бы тебя, твоих родных?

--Когда читаешь строки об обезображенных, сиротливо оголенных могилах, превращенных в одинаково немые холмики, о том, что старухи до ночи ползали по кладбищу, сердце разве это не трогает?

--Такое равнодушие—явный признак сердечной недостаточности. Давайте приведем доводы одной и другой сторон, ответим на вопрос: какая из них утверждает справедливость, гуманизм, добро? Каждый из нас по какую сторону находится?

--Мне приказали, я делаю.                                             –А ну-ка марш отседова, нечистая

Нужны мне ваши покойники.        сила!...-закричала  Дарья.

--Мы-то что? Мы-то что?        --Поганая твоя душа!  Могилы

Вы поймите. Нам дали указание..        зорить…А ты их тут хоронил?

Мы не сами.                                                                                   Отец, мать у тебя здесь    лежат?

                                                                                                                      Ребята лежат?

                                                                   Не было у   тебя,

                                                                                            поганца, отца с матерью. Ты не

человек! У какого человека духа

                                                        хватит?

                                                                                                                     --А о нас вы подумали?..

                                                                                             Мы живые люди, мы пока здесь

                                                                                                 живем. Вы загодя о туристах

                                                                                                  думаете, а я счас мамину

                                                                                                 фотокарточку на земле…

                                                                                                подобрала. Это как? Где я  теперь

        ее могилку стану искать?

--Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Но жители острова- не тот же народ? Благо миллионов за счет пусть даже немногих соотечественников—оправдано? Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов?

6. Обобщение сказанного

Обобщению помогает критик Ю.И.Селезнев:

«Если земля—территория, и только, то отношение к ней соответственное. Землю –родную землю, Родину—освобождают. Территорию захватывают. Хозяин—на земле; на территории—завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит—кто до нас был и кто после нас придет», не скажешь: «После нас хоть потоп… Человека, видящего в земле только «территорию», не слишком интересует, что было до него, что останется после него…

Так кто же нам эта земля—земля-землица, кормилица, земля тысяч «Матер», с их собственными, родными, единственными для кого-то именами, Родина, вся Земля? Земля или «территория»? кто мы на этой земле—хозяева или временные пришельцы: пришли. Побыли и ушли сами по себе—ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп. «маленький»,  «материнский» или «всемирный»   (Селезнев Ю. Златая цепь. М, 1985-стр 247-248)

--Как в чувствах, поступках персонажей проявляется отношение к «малой» родине? Насколько эти чувства понятны вам?

(Пересказ, готовящийся заранее, страниц: отъезд Настасьи и Егора, сенокос, прощание Дарьи с родной избой)

7. Слово учителя. Выводы.

Чувство тревоги, несправедливости и даже бесчеловечности свершаемого подчеркивается поведением Настасьи. Не находит она себе места, суетится, мечется по избе, кидается к каждой вещи, к каждой обращается с ласковым или оправдывающим ее, хозяйку, словом: «Оно хорошо бы взять,  дак не выйдет. Оставайся – че ж делать. Я приеду—мы с тобой ишо повидимся».  Еще очевиднее эта боль разлуки на фоне ярко описанного разыгравшегося летнего дня: все вокруг звенит, сияет,  горит красками, свидетельствует  о красоте жизни на родной земле.

Распутин  показал себя тонким психологом. Он точно передает состояние людей в эти минуты. И на их чувства нельзя не откликнуться, их понимаешь; в последний раз – это чувство единения. Все соединяется: и боль, и радость, и любовь;

У нас чувство страха перед кладбищем, у нее – другое.

Вы заметили, что все, что делает Дарья теперь, никак не понятно пожогщикам. Это люди из другого мира. Они не понимают и тех, кто защищал от них родные могилы, и сейчас не понимают бабку.

Деревенский неграмотный человек думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего живем? Что должен чувствовать  человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская  рать отдала для нее все, что «правда- в памяти». Она уверена: «У кого  нет памяти, нет жизни»

Разговор наш вывел нас к уровню  нравственных требований к самому себе. Помогла нам в этом повесть Распутина.

--Как  мы оцениваем Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?

(Позиция Павла сводится к смирению: надо- значит надо, жить везде можно.

Андрей что-то потерял в жизни. Нет ему пристанища, покоя. Он  все ищет, где интереснее. Тревожно за него.»Он душу свою не подвинул», - говорит о нем Дарья. Это и есть главная его потеря.)

8. Подготовка к сочинению. Запись домашнего задания.

--Понимая, что художественное произведение- целый мир и воздействие его огромно, все же попытаемся каждый для себя выделить главное: что дала нам встреча с Матерой?

На родине, как в космосе, не счесть

Огня и леса, камня и простора,

Все не вместишь, не потому ли есть

У каждого из нас своя Матера,

Своя Ока, где тянет холодок

В предзимний день от влаги загустевшей,

Где под ногой еще хрустит песок

Крупнозернистый и заиндевевший…

Прощай, Матера!  Быть или не быть

Тебе в грядущей жизни человечьей—

Нам не решить, но нам не разлюбить

Твоей судьбы непостижимо вещей.

Я знаю, что необозрим народ,

Что в нем, как в море, света или мути,

Увы, не счесть… Да будет ледоход,

Да будут после нас иные люди!

Прощай, Матера, боль моя, прощай,

Прости, что слов заветных не хватает,

Чтоб вымолвить все то, что, через край

Переливаясь, в синей бездне тает…

                                                                                  Станислав Куняев  «Прощание с Матерой»

--На что отозвалось сердце поэта при чтении «Прощания с Матерой»? Можете ли вы, как и поэт, сказать, что у вас есть «своя Матера, своя Ока» или «Матера, боль моя…прости…»?»

Д/З  Написать  сочинение.