Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Сорокин Дмитрий Вячеславович

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не простая задача - приобщить человека к современным жемчужинам литературы, когда он далек даже от общепринятых классических ее ценностей. Особенно сложно это сейчас, когда проводится необдуманная реформа образования, а у большинства коллег возникает ощущение, что определенным кругам в стране выгодно растить примитивных потребителей субкультуры. Данный урок проводился в период номинации на конкурс "Учитель года 2011" и в числе других удостоился гранта префекта ЮЗАО Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-uroka.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Сорокин Дмитрий Вячеславович

«Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»

Творческий мир и поэтика Иосифа Бродского

Цели и задачи:

- постижение творческого мира поэта

- выработка стремления к мотивации поэзии второй половины 20 века, определение ее истоков и места в мировой культуре

Бродский Иосиф Александрович

1940 – 1996

  1. Вступительная часть

2010 год был богат на юбилеи талантливых и ярких личностей, обогативших русскую и мировую литературу. Чехов, Есенин, Блок, Пастернак…

Эти имена значимы и весомы, о них создано множество монографий, разработок, исследований, большинство подробно изучается в школьной программе.

Однако более подробно хотелось бы остановиться на творчестве другого «юбиляра» Иосифа Александровича Бродского. Этому есть ряд веских причин. В хронологическом и лексическом отношении он гораздо ближе к современнику, хотя его творчество включает литературные традиции 18 – 19 века (Державин, Баратынский, Пушкин), первой половины 20 века (Цветаева, Мандельштам, Георгий Иванов)…

Не выработана система отношений с творческим наследием поэта, несмотря на массу публикаций, надо заметить, достаточно бессистемных и хаотичных, передач по телеканалам и банальной спекуляции на имени художника. Не так давно в «Новой газете» опубликована статья о подготовке к обязательному включению в школьную программу

Творчества  А. И. Солженицына. Безусловно, важный шаг в качестве прививки от повторения тоталитарной трагедии. Впрочем, не менее значим, как прививка от лжи, ханжества и пошлости вклад его младшего современника, о котором идёт речь.

2.Основная часть

а) Вопрос: как вы считаете, нужна ли поэзия современному человеку? Будем ли мы читать стихи, если это не повлияет на нашу оценку по литературе? (Предполагается дискуссия).

б) Назовите самого читаемого, самого известного поэта! (Пушкин)

в) Чем объяснить, что это именно Пушкин? В чем секрет его популярности?

(В индивидуальности поэтики, в творческой универсальности)

Слово учителя

Так и не совсем так. До появления романа в стихах «Евгений Онегин» русский поэтический и язык прозы были далеки от разговорной речи. Так получалось, что творили на одном языке, молились на другом, а общались на третьем… Впрочем, дворяне предпочитали изъясняться на французском. Пушкин объединил в своих лучших произведениях наиболее «читабельную» лексику из этих трех источников, создав такой поэтический язык, который вот уже почти двести лет радует своего читателя.

Многие ученые - литературоведы (Ю. Лотман, М.Бахтин) считают, что Бродский повторил в своем творчестве достижения великого Пушкина. Приведем для сравнения «Я вас любил» Пушкина и «Сонет к Марии Стюарт» Бродского». Бродский, в отличие от Пушкина, позволяет себе жаргонизмы. Недопустимое в 19 веке превратилось почти в норму, а у Бродского весьма гармонично. «Чтоб пломбы в пасти плавились от жажды…»

Вопрос: Меняется лексика, мода на одежду, власть, но есть качества, которые всегда должны оставаться в творчестве художника неизменными. Как вы думаете, о чем идет речь? ( предполагаемый ответ: честь, порядочность, неприятие фальши и лжи, поиск справедливости, и еще одно, которое присуще истинному художнику – дар пророчества).

Биография поэта

А теперь обратимся непосредственно к творчеству к творчеству поэта, который по мнению большинства отечественных и зарубежных читателей воплотил в своем творчестве все эти качества.

До 15 лет учился в школе, бросил ее, сменил несколько профессий. Стихи начал писать с 15 лет, избежав периода подражания. К 1960 году был хорошо известен среди ценителей литературы. В особой манере читал стихи на публике. (Демонстрация видео с чтением стихов поэтом).

Вопрос: чем отличается чтение поэта от привычной нам декламации?

(Бродский мотивировал «монотонное» чтение нежеланием отвлекать слушателя от содержания стихотворения… «Слышать не чтеца, а поэтику!», вникая в его содержательный и звуковой ряд.)

Литературные чиновники не признавали поэта, но его творчество высоко ценили Ахматова и Маршак. В 1964 году Бродский по доносу был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Но благодаря заступничеству Ахматовой и Шостаковича освобожден.

В последующие годы поэт достигает высочайших достижений в творчестве и переводах, но его по-прежнему не публикуют в СССР. В 1972 году Бродского высылают из страны.

В 1987 году он удостоен Нобелевской премии по литературе. Но родители не дожили до этого дня. На похоронах своих близких поэт не смог присутствовать, потому что власти сочли визит поэта на Родину нецелесообразным. Он жил в США, преподавал в различных университетах, занимался переводами, писал стихи на русском и английском.

Первым и наиболее ярким сборником стала «Остановка в пустыне», а последним, изданным за год до смерти, «Пейзаж с наводнением». Сердце поэта не выдержало постоянных стрессов и переживаний, хотя в последние годы жизнь его была относительно благополучной.

В годы перемен лично М. С. Горбачев позвонил поэту и предложил вернуться, но Бродский отказался что-либо менять в своей жизни. Он, как многие русские художники, вернулся на Родину своим творчеством.

Чтение стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку»

Мог ли поэт представить, что его стихи будут изучаться в школьной программе?

 Часто спорят, русский поэт Иосиф Бродский или американский. Что определяет национальную принадлежность поэта? Вероятно, система ценностей: религия, язык, отношение к культуре. Что является основой, фундаментом культуры? Вероятно, духовность.

Чтение стихотворения «Натюрморт».

Понимание проблем «маленького» и обычного человека.

В стихах поэта, как мы говорили выше, присутствуют и христианские образы, и то лучшее из русской лексики, что составляет духовную основу его творчества.

Чтение стихотворения «Чаепитие», «Сегодня ночью снился мне Петров».

Вывод

Бродский – поэт мирового уровня, поэт русский, обозначивший в своем творчестве высочайший уровень литературы 20 века и завершивший 20 век русской литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?

Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского"

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского" была создана под руководством учителя русского языка и литературы Окуневой Е...