Методическая разработка урока- литературной гостиной, посвящённой Булату Окуджаве, « И друзей созову… »
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ермакова Наталья Владимировна

Познакомить обучающихся с одним из ярких представителей авторской песни

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока- литературной гостиной,

посвящённой Булату Окуджаве,

«  И друзей созову… »

Цели: познакомить обучающихся с одним из ярких представителей  авторской песни

Задачи: развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них умения выступать публично; воспитание эстетического восприятия действительности, художественного вкуса, любви к искусству слова и музыке, любви к Родине.

                                                                Я вообще-то счастливый человек. Несмотря ни на что

                                         … Моя жизнь была интересной. Я делал то, что хотел.

                                                                                                                  (Булат Окуджава)

Ведущий: вступительное слово о встрече Н.В.Ермаковой

Ведущий: При рождении он был назван родителями Дориа́ном, в честь Дориана Грея. Человек нелёгкой судьбы. За его плечами — арест и гибель отца, долгая разлука с матерью (она была в сталинских лагерях). Фронт с его тяготами и лишениями. Ранение. После войны – студенческая жизнь филологического факультета   и …   первая песня «Гори, огонь, гори…». Его всегда завораживала игра красок, но сам он рисовать не умел.

Ведущий:  Б. Окуджава. Это имя не нуждается в особом представлении. Известность его творчества создает иллюзию, что этого человека мы прекрасно знаем. А все-таки, что мы знаем о нем, человеке, настроившем на любовь свое сердце.

       

1 Чтец (                                ):

«Я— дворянин арбатского двора, своим двором введенный во дворянство».

2 Чтец  (                            ):

                  Упрямо я твержу с давнишних пор:

                  Меня воспитывал арбатский двор,

                  Все в нем – от подлого до золотого;

                  А если иногда я кружева

                  Накручиваю на свои слова,

                  Так это от любви. Что тут дурного?

Ведущий: Арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу.

3 Чтец (                              ):        

                 Тот самый двор, где я сажал березы,

                  Был создан по законам вечной прозы

                  И образцом дворов арбатских  слыл.

                  Там , правда, не выращивались розы,

                  Да и Гомер туда не заходил…

                  Зато поэт Глазков напротив жил.

                  Друг друга мы не знали совершенно,

                  Но, познавая белый свет блаженно,

                  Попеременно – снег, дожди и сушь,

                  Разгулы будней, и подъездов глушь,

                  И мостовых дыханье, - неизменно

                  Мы ощущали близость наших душ…

Просмотр видеоролика из кинофильма «Покровские ворота». Звучит песня:  «Песенка об Арбате».

Вед: Черные 30-е годы не обошли стороной и мирный арбатский дворик. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, тетю и мать. Девять лет она просидела».

4 Чтец (                                );

                        Убили моего отца

                        Не за понюшку табака.

                        Всего лишь капелька свинца –

                        Зато как рана глубока!

                        Он не успел, не  закричал,

                         лишь выстрел треснул в тишине.

                         Давно тот выстрел отзвучал,

                         Но рана та еще во мне.

Ведущий: Но какие бы ни были горькие воспоминания, связанные с Арбатом, Окуджава любил Арбат, помнил о нем всю жизнь.

               

Ведущий: Сын «врагов народа» уцелел… Он учился в школе… Ему было примерно столько же лет, сколько сейчас вам, когда настал 1941 год.

5 Чтец (                                    ):

                         Июнь, клонился к вечеру закат,

                         И белой ночи разливалось море,

                         И раздавался звонкий смех ребят,

                         Не знающих, не ведающих горя.

6 Чтец (                                      ):

                         Июнь! Тогда еще не знали мы,

                         Со школьных вечеров шагая,

                         Что завтра будет первый день войны,

                         И кончится она лишь в сорок пятом, в мае!

Звучит песня: Е. В. «О Леньке Королеве» ???

7 Чтец (                                         ):

У Булата Окуджавы есть автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр!», которую он посвятил своим сыновьям Антону и Игорю. В качестве эпиграфа поэт написал: «Это не приключения. Это о том, как я воевал, как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-нибудь, конечно, горько. Но я жив. Ничего не поделаешь. Всем ведь не угодишь…»

8 Чтец (                                  ):

                     Четвертый год подряд

                     война – твой дом , солдат.

                     Но хватит отгремела непогода.

                     Есть дом другой  -

                     Там ждут и там не спят

                     Четыре года, четыре года.

9 Чтец (                                     ):

                     Здесь словно годы дни,

                     а там в окне – огни

                     Горят, не позабытые в походах…

                     Когда б вам знать,

                      Как мне нужны они –

                      Четыре года, четыре года!

10 Чтец: (из  воспоминаний Булата Окуджавы):

«Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Тогда мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».

Чтение миниатюры под музыкальное сопровождение.

11 Чтец (                                      ):

«Помогите мне. Спасите меня. я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело не будет горячим?.. Пусть будут страдания. кто сказал, что я боюсь страдать? Это я дома много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал… Помогите мне. ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не закончил… У меня мама есть. Что будет с ней? А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове?.. Я еще не успел от этого отвыкнуть…»

12 Чтец: Из рассказа «Девушка моей мечты»: «Готовясь к встрече с мамой , я думал, что будет много слез и горьких причитаний, и я приготовил такую фразу, чтобы утешить ее: «Мамочка, ты же видишь – я здоров, все у меня хорошо, ты вернулась, и мы снова вместе…»  И вот я заглянул в ее глаза. Они были сухими и отрешенными, она смотрела на меня , и не видела… Она ничего не видела…»

         

Прослушивание песни «Не клонись-ка ты, головушка…» в исполнении Галины Хомчик.

         От невзгод и обид.

         Мама , белая голубушка,

         утро новое горит.

         все оно смывает начисто,

         все разглаживает вновь…

        Отступает одиночество,

        возвращается любовь.

Ведущий: слова о любви

После такого романса грех не перейти к лирической теме – теме любви
В 80 – х годах вышел фильм «Нас венчали не в церкви», в котором прозвучал романс на стихи Б.Окуджавы «Любовь и разлука». Сегодня мы прослушаем его в исполнении.
Исполнение романса «Любовь и разлука» (Ковалева, Титова).

Лобанов И. А.:
Литературная судьба Б.Окуджавы. Какая она? Свою судьбу он считает счастливой.
«…У меня, в общем, счастливая литературная судьба. Она сложилась из многочисленных трудностей, препятствий, конфликтов – это ли не счастье? Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился – не мне судить. Во всяком случае, я очень старался. Если б я умел обольщаться на свой счет, я бы считал, что мне предстоит теперь написать самую значительную свою вещь. Но, к счастью, я научился не обольщаться…»

Вед: А в Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году после реабилитации родителей.

Вед: первые песни Окуджавы появились в 1957 году. Они были необычны, непривычны, и поэтому вызвали не только доброжелательный интерес, но и резкие уничтожительные отклики. Б. Окуджава вспоминал: «Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 г. тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил — так как я писал стихи — написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа «Быстры, как волны, дни нашей жизни» или что-нибудь в этом роде».

13 Чтец (                                        ):

В газетах появились статьи: «О чем Окуджава поет?» Вспоминая те времена, поэт Юрий Ряшенцев свидетельствует:

          Когда во всех концах державы,

          Магнитной лентой шелестя,

          Возникли песни Окуджавы,

          Страна влюбилась в них, хотя…

          Какая брань, какие клички

          Тем песням выпали в свой срок!...

Вед: Но вот «в свой срок» все стало на свои места. И эти песни, и проза Окуджавы теперь широко известны. Никто туже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем.

 Вед: Поэт Окуджава как бы берет на себя наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас и учит, и вселяет надежду.

 

14 Чтец: Сам Окуджава говорил о своих песнях: «Это просто способ исполнения стихотворений»

15 Чтец «Для нас магия Окуджавы заключена в музыке, в звучании. Это и неповторимая окуджавовская интонация, и органическое слияние русского романса с грузинским распевом, это скупое, но мастерское использование гитары… Есть еще и такой экспериментальный факт: иностранные слушатели , часто не понимая стихов и всего, что за ними стоит, покупают пластинки Окуджавы и слушают его просто как музыку.

Лобанов: Говорит историк Натан Эйдельман: «Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам… Если захочется потомку… познать не только факты и логику, но и дух , нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон… и услышит «Не оставляйте надежду, маэстро»

Ведущий:
Немало у Окуджавы песен, которые имеют огромный философский смысл. Песни о жизни, о смерти, о любви, о месте человека в этом мире, о том, для чего живет человек? его стихи могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения

Музыкальная композиция. «Молитва» в исполнении Ермаковой Н. В.

 ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

16 Чтец (                                   ):

Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: « Я вообще-то счастливый человек. несмотря ни на что… Жизнь моя была интересной. Я делал то, что я хотел. что мог, я совершил. Самое лучшее мне предстоит еще совершить»

17 Чтец (                                ):

В 1997 году свое 73-летие и День победы Окуджава решил встретить в германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды больше не существует»,- без всякого пафоса заметил писатель-фронтовик.

 а потом был Париж… И газеты сообщили, что 12 июня 1997 года под Парижем в военном госпитале скончался Булат Окуджава. а ведь он когда-то написал:

   

                  Париж для того, чтоб ходить по нему,

                  Глядеть на него, изумляться,

                  Грозящему бездной концу своему

                  Не верить и жить не бояться.

Чтец (Чистякова Юлия): стихотворение «»

Звучит заключительная песня «Виноградная косточка»  

Вед: Наша литературная гостиная подошла к концу. Сегодня мы познакомились с авторской песней Булата Окуджавы, прослушали песни и стихи Булата Окуджавы и других исполнителей. Многие стихи Б. Окуджавы могут  стать поэтическими цитатами о духов  ности, человеческом достоинстве, умении  прежде всего спрашивать с себя.

В творчестве Б. Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства.

Б. Окуджава — целая эпоха в истории авторской песни. Два-три часа на сцене, очень близко от зрителей, стоит человек с гитарой и поёт свои песни. рассказывает о себе, отвечает на записки, импровизирует, шутит. Дистанция между исполнителем и теми, кто пришёл его слушать, предельно сокращена. В зале вдруг возникает атмосфера дружеской симпатии и взаимного доверия.  
Новаторство Окуджавы заключается в том, что он расширил границы традиционного романса. І Писать он начал рано, первое его стихотворение относится к 1945 г., а первая песня была написана год спустя. «Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился своим новым званием и, так как я писал стихи, решил написать обязательно студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна быть очень грустной, типа «Быстры, как волны, дни нашей жизни...» — что-то в этом роде... и вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам «Неистов и упрям, гори, огонь, гори...» Получилась песенка. Друзья ее подхватили», — так рассказывает бард о своем первом опыте авторской песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная, посвящённая А.А. Олениной

Литературная гостиная, посвящённая 200-летию Анны Алексеевны Олениной, раскрывает историю взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина и его возлюбленной, которой поэт посвятил истинные шедевры любов...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить  детей с жизнью и творче...