Справочник для подготовки к ЕГЭ по литературе
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс)

Руденко Рима Васильевна

Справочник для подготовки к ЕГЭ по литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnik_dlya_podgotovki_k_ege_po_literature.docx58.48 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

  1. Тема стихотворения:
  • пейзаж;
  • общественно-политическая;
  • любовная/интимная;
  • философская.
  1. Сюжет:
  • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
  • без сюжета: образы чувств (...).
  1. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
'_ _ _      дактиль;
_ _' _     амфибрахий;
_ _ _'     анапест.

Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

-эпитет - художественное определение;

-сравнение;

-аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

-ирония - скрытая насмешка;

-гипербола - художественное преувеличение;

-литота - художественное преуменьшение;

-олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

-метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

-паралеллизм.

Стилистические фигуры:

-повторы/рефрен;

-риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

-противопоставление;

-градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

-инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

-умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика:

-аллитерация - повторение одинаковых согласных;

-ассонанс - повторение гласных;

-анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

-эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 

4.Образ лирического героя, авторское "Я".

5.Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

6.Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.


План анализа прозы

1.История создания.

2.Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

  • ДЛ (действующие лица);
  • события.

3.Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

-экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;

-завязка - начало или проявление и обострение конфликта;

-развитие действия; 

-кульминация;

-развязка;

-эпилог.

4Композиция:

-последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;

-способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;

-способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";

-точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;

-придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

5.Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

6.Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

-выбор темы и ее раскрытие;

-разработку любимых жанровых форм;

-язык;

-использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

7.Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
8.Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

-рассказ  - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);

-новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

а)  новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;

б) новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

-повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;

-роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

А) социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;

Б) морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;

В)исторический - о событиях прошлого;

Г)философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;

Д)роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);

Е)роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

-эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

Жанры стихотворений

Ода -Торжественное стихотворение, (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения.

Баллада -Сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-ис
орическом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

 Элегия Жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Призна
ие» Е. Баратынского  ).

Послание -Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее —
единичные стихотворения (В. В. Маяковский).

Эклога -(от греч. ekloge — отбор), жанр буколики: диалоги между пастухами, селянами. От Возрождения до нач. 19 в. — стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.

Песня -Род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом.

Сонет -итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец —
«Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

Басня -Короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими л
цами обычно выступают животные, растения, вещи.

Эпиграмма -(греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики.

Стихотворение -написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущест
енная форма лирики.

акростих -стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу

рондо -твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. Рифма), где r — нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо

анациклический стих -стихотворение, которое можно читать от начала к концу и от конца к началу

аполог -разновидность нравоучительной поэзии в России 18  – начала 19 века

белый стих -стихотворение без рифмы

идиллия -поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете  ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).

буколика -общее название двух часто смешиваемых жанров античной «пастушеской поэзии» — эклоги и идиллии; в новоевропейской поэзии то же, что пастораль. Название от заглавия цикла стихов Вергилия.

пастораль -жанр античной поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов, рыбаков, земледельцев.

буриме -стихотворение на заданные ранее рифмы

бурлеска -жанр комической поэзии, состоящий в снижении высокого и возвышении низменного

дифирамб -античная то
жественная лирика

дума -размышление поэта на философско-социальные темы

Кантата-жанр торжественной лирики, бытовавшей в России в 18-нач.19вв.Писалась на определенные торжественные случаи

Канты-жанр старой одической поэзии, стихотворное произведение, сочиненное по поводу какого-либо торжества; также полудуховные-полусветские стихи, распевавшиеся паломниками для получения подаяния

Мадригал-вначале -жанр идиллической лирики, порой фривольного характера; теперь- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено(чаще всего- к женщине)

медитативная лирика-философское стихотворение

Марш-лирический жанр гражданской поэзии

Мезостих-стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что отдельные буквы, расположенные в определенном порядке, составляют слово, выражение или имя адресата стихотворения

Миниатюра-небольшое стихотворение строго законченной формы с глубоким содержанием

Надпись-малый стихотворный жанр

Ноэль-французская народная сатирическая песенка; стихотворение из 8 строчек

Палиндром-стихотворение, читающееся справа налево и слева направо

Панторим-стихотворение, в котором почти все слова рифмуются между собой((Кошечка в окошечке, кошурка в печурке)

Плач-жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии

Подражание-стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизованное в духе поэзии данного поэта

Романс-небольшое лирическое стихотворение напевного характера, преимущественно о любви

Рондель-стихотворение из 13 строк, в котором повторяются две рифмы

Рондо-стихотворение из 8, или13, или15 строк с двумя рифмами

Сицилиана-стихотворение из восьми строк с двумя перекрестными рифмами

Октава-стихотворение из 8 строк, построенное по схеме абаб абсс

Стансы-небольшое стихотворение из четырех стихов четырехстопного ямба с перекрестной рифмой; количество стихов колеблется от 4 до 12; это спокойное стихотворение, полное мысли

Тавтограмма-игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы

Ритурнель-Трехстрочная строфа. Стихотворный размер свободный, по выбору поэта; рифмуются между собой 1 и 3 строки, средний стих остается без рифмы (холостым).

Триолет-Твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB, где стихи А и В повторяются как рефрены.

Центон-Стихотворение, составленное их известных читателю стихов одного или нескольких поэтов.

Экспромт-Небольшое стихотворение, чаще шуточного характера, сочиненное поэтом устно или письменно, без подготовки, под влиянием непосредственного чувства.

Эпистола-Стихотворение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

Ямбы-Жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написан ямбическими стихами.

Синквейн -Пятистишие, каждая строка имеет своё значение, но все они объединены темой, которая заявлена в первой строке.

  • 1. строка – существительное
  • 2. строка – два прилагательных
  • 3. строка – три глагола
  • 4. строка – фраза
  • 5. строка – вывод – существительное

Эгоизм

Самоуверенный, равнодушный;

Скучает, служит, не любит;

Смирился со всем окружающим миром;

Эгоист.

Антонимы в названиях литературных произведений

Война и мир

Л.Н.Толстой

Отцы  и дети

И.С.Тургенев

Дни и ночи

К.Симонов

Живые и мертвые

К.Симонов

Толстый и тонкий

А.П.Чехов

Что такое хорошо и что такое плохо

В.Маяковский

Преступление и наказание

Ф.М.Достоевский

Принц и нищий

Марк Твен

Волки и овцы

А.Н.Островский

Барышня-крестьянка

А.С.Пушкин

День и ночь

Ф.И.Тютчев

Виды рифм

РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы:

Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог» (Пушкин).

В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают
три рода рифмы:

Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС);
Женскую рифму, где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ;
Трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение — на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА).

Также существует разделение:
Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)
Сквозная рифма — проходит через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Рифмы бывают точные и неточные.
В точной достаточной рифме совпадают:
а) последний ударный гласный,
б) звуки, начиная от последнего ударного гласного.
Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен).
Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы):

Приятно, катану сжимая,
Врага превращать в винегрет.
Катана – мечта самурая,
Но лучше ее – пистолет. (Гарет)

В
неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих.

Системы стихосложения

 Тоническое стихосложение

Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами).
Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет.
Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.

Силлабическое стихосложение

Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги.

Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах.

Силлабо-тоническое стихосложение

Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими.

Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими.

В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.

На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.

Размеры стихосложения

Хорей
Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.):
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Ямб
Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)

Дактиль
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)

Амфибрахий
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)

Анапест

Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. 
ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. 
ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера. 
ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме. 
ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание. 
ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме 
ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в 
произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении. 
ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. 
ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение. 
ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. 
ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя. 
ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. 
ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии. 
РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. 
РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. 
РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни. 
РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения. 
РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. 
РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого. 
РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. 
РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). 
РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. 
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. 
РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. 
РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. 
РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки. 
САРКАЗМ — язвительная насмешка. 
САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. 
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха. 
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. 
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. 
СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. 
СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. 
СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. 
СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. 
СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. 
СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 
СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. 
СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. 
СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. 
СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная 
речьСТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. 
СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. 
СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. 
СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. 
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного 
произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением. 
ТЕМА — объект художественного отражения. 
ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения. 
ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. 
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. 
ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. 
ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. 
УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе. 
УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования. 
ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. 
ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. 
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. 
ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. 
ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами. 
ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом 
слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. 
ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. 

АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. 
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. 
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. 
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. 
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. 
АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. 
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. 
АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания. 
АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. 
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. 
АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. 
АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги. 
АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя. 
АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 
АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов. 
АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. 
АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. 
АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно. 
БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. 
БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. 
БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения. 
БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы. 
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания. 
БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. 
БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. 
БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. 
ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема. 
ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения. 
ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. 
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. 
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. 
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. 
ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. 
ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя. 
ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. 
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. 
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям. 
ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления. 
ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. 
ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. 
ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. 
ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы. 
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей. 
ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей. 
ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера. 
ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. 
ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания 
ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. 
ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. 
ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. 
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. 
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения. 
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. 
ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. 
ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов. 
ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. 
ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной 
подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение. 
ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок. 
ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения. 
ИРОНИЯ — скрытая насмешка. 
КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. 
КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. 
КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. 
КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или 
лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. 
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности. 
КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. 
КОДА — заключительный, добавочный стих. 
КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой. 
КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы. 
КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения. 
КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. 
КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. 
КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. 
КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения. 
КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений. 
КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой. 
КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. 
ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли. 
ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. 
ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. 
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. 
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники. 
МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. 
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. 
МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. 
МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. 
МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. 
МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. 
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение. 
МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение. 
МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. 
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. 
МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. 
МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. 
МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. 
МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. 
МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. 
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха. 
НЕОЛОГИЗМ — новое слово. 
НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов. 
ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. 
ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю. 
ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. 
ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами 
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. 
ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. 
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. 
ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. 
ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. 
ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. 
ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения. 
ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении. 
ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. 
ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. 
ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения. 
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. 
ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. 
ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа. 
ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено. 
ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. 
ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более 
мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. 
ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. 
ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. 
ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки. 
ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. 
ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. 
ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. 
ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. 
ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. 
ЭПИТЕТ — образное определение. 
ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. 
ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.
КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. 
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. 
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных. 
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни. 
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д. 
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. 
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование. 
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. 
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные. 
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. 
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие. 
ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. 
ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. 
ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. 
ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Конец формы

Псевдонимы

Аксаков С.Т.        

 Сер-й Ак-въ

200-1

 Подражаев

 Рдр (редактор)

Любитель русского театра(Л.Р.Т.)

 П.Щ., А-въ, Ак-въ,...овъ, С.А., С.А-въ

Андреев Л.Н.

Пацковский

 Джеймс Линч

 Гораций Ч. Брюква

Бабель И.Э.                        

Лютов Кирилл Васильевич

Белинский В.Г.   

В.Б-й, Б., В.Б., Б-ъ, В.Б-ий, -нский, …ъ, …й, -он –инский, Петр Бульдогов, Геннадий Симоновский

Бугаев Борис Николаевич

 Белый Андрей

Булгаков Михаил Афанасьевич

Эмма Б.

Бунин И.А.                                 

Чубаров

Брюсов В.Я.                     

Аврелий, Бакулин, Нелли, Ира Ялтинская, Мария Райская

Вересаев В.В.                     

Смидович

Виленкин Н.М.                     

Н.Минский

Вогау Б.                               

Борис Пильняк

Вольнов Иван Егорович           

Иван Вольный

Воровский Вацлав Вацлавович     

Важный,В.В.,П.Орловский,Кентавр,Мухомор, Ю.Адамович, Оптимист, Профан, Тарантул, Фавн, Фантазер, Черномор

Герцен А.И.       

Искандер, Ал.Гер…, А.Г., И **, И.р., И.Огурчиков, И.Нионский

Гиляровский В.А.                

Дядя Гиляй

Гинзбург А.                           

Александр Галич

Гиппиус З.Н.                     

Антон Крайний, Антон Кирша, Лев Пущин

Гликберг А.                           

Саша Черный

Гоголь Н.В.

В.Алов, ОООО (Гоголь-Яновский), П.Глечик (полковник Глечик),  Рудий Панько, Г.Янов, ***, N.N.

Горенко А.А.                   

Ахматова

Гриневский А.С.                 

Грин Александр, А.С.Г., А.А.М., А.Степанов, Эльза Моравская, Виктория Клемм, Один

Даль В.И.

Казак Луганский

Данилевский Григорий Петрович   

А.Скавронский

Добролюбов Н.                   

Анастасий Белинский, Лайбов, Николай Александрович, Н.-бов, Волгин, Н.Турчинов, Андрей Критский, Свиристелев, Кондратий Шелухин, Яков Хам, Конрад Лилиеншвагер, Станислав де Канард, Аполлон Капелькин

Достоевский Ф.М.           

Ф.Д., N.N., Н.Н., Д., Зубоскалов, М.-ий, Летописец, Друг Козьмы Пруткова, Пружинин

Екатерина II

Патрикей Правдомыслов, Петр Угадаев, Любомудров из Ярославля, Разнощик Рыжий Фролка

Есенин С.А.                               

Аристон

Жуковский Василий Андреевич

Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышащий экс-президент старого огорода. Кавалер трех печенок и командор Галиматьи.

Кириенко-Волошин М.А.           

Максимилиан Волошин

Климентов А.П.               

Андрей Платонов

Корнейчуков Николай                

Корней Иванович Чуковский

Куприн А.И

 А.К-ринъ, Киевлянин, А.К., А.И.К., К-ъ, К., Алеко, Заратустра

Кручёных Алексей Елисеевич     

Александр Крученых

Иван Андреевич Крылов

НАВИ ВОЛЫРК

Лесков Н.С.    

М.Стебницкий, Лесков-Стебницкий, М.П.(Меркул Праотцев), Псаломщик, Свящ. П.Касторский, См.Е.Н.(Смиренный ересиарх Николай), Доктор Фрейшиц

Лешенков С.А.                   

Клычков Сергей Александрович

Лотарев И.В.                     

Игорь Северянин

Лохвицкая Н.А.                

Теффи

Луначарский Анатолий Васильевич

А.,А-н, А.Анютин, А.Воинов,А.Д.Т.,А.Д.Тур, А.Л., А-й,Александр Барсов, А.Лун-й,Ан.Анютин, Анат.АнютинАнтон, Антон Левый, Антон Новый, Антонов, А.Т., Воинов, В., Г.Антонов, Л-ский

Михайловский Н.Г.                 

Гарин Николай

Набоков В.                         

Сирин

Некрасов Н.А.         

Иван Бородавский, Наум Перепельский, Феклист Боб, Чурмень, Ник-Нек, Литературной биржи маклер Назар Вымочкин, Петербургский житель Ф.А.Белопяткин, Савва Намордников, Граф де Гаранский; Русский барин, долго живший за границей, Н.А.Н., Н.Н., Феоклист Онуфрич Боб , Феклист Бородавкин

.Панаева Авдотья

Н.Станицкий

 Катаев Евгений Петрович

Евгений Петров

Петров Степан                 

Грааль Арельский

Пешков А.М.                    

Максим Горький, Паскарелло, Иегудиил Хламида, Некто, Некто Х., Н.Х., Дон Кихот, Гек, Самокритик Словотеков, Метранпаж Горячкин, Аристид Балык, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Unicus, Pacatus

Плещеев Алексей Николаевич

Александр Плещепупович Чернобрысов, действительный мамелюк и богдыхан, капельмейстер коровьей оспы, привилегированный гальванист собачьей комедии, издатель топографического описания париков и нежный компонист различных музыкальных чревобесий, в том числе и приложенного здесь нотного забывания( Под критическим примечаниями к шуточной балладе Жуковского «Греческая баллада»)

Попов Александр   Серафимович      

Серафимович

Придворов Ефим Алексеевич                     

Демьян Бедный

Пушкин А.С.               

 Александр Н.к.Ш.П., Феофилакт Косичкин, Иван Петрович  Белкин, Сверчок

Рабинович Ш

Шолом- Алейхем

Салтыков М.Е.                

Салтыков-Щедрин, С-въ, С., М.С., М.Непанов, Н.Щедрин, М.М., Т-н-ъ(Тверянин), Посторонний сатирик К.Гурин, Н.Г., Мих. Змиев-Младенцев, Стыдливый библиограф, Посторонний наблюдатель, Молодой человек ;Бывший председатель казенной палаты, разных орденов кавалер, а ныне помещик Мастодонтов, Dixi,  Nemo

Соловьев Вл.             

Вольдемар Люсциниус

Тетерников Ф.                    

Федор Сологуб

Толстая Т.Л.                     

П.Полилов

Толстой А.Н.             

Мирза Тургень

Тургенев И.С.                     

 ---въ, Т.Л., Т.-Л., Т., -е-, И.Т., И.С.Т.,отставной учитель  Российской словесности Платон Недобобов

Файнзильберг Илья

Илья Ильф

Фонвизин Денис Иванович

Фалалей

Фофанов К.                   

Олимпов, граф Амори

Хвощинская Н.                

В.Крестовский

Ходасевич Владислав Фелицианович

Елена Арбанская

Чернышевский Н.Г.  

Волков, Панкратьев, Н.Ч., купеч. сын Бадейкин, Эфиоп, Н.П-ъ, Дензиль Элиот, Андреев, Старый трансформист

Чехов А.П.                    

 А.П., А.Ч., Ан.Ч., Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч***, Антоша  Чехонте, Анче, Б-в Г., Балдастов, Борисов Н.Н., Брат моего  брата, ***въ, врач без пациентов, вспыльчивый человек, Гайка №5 3\4, Гайка №6, Грач,Заведующий календарем «Будильника»Антоша  Чехонте, Кисляев, Ковров М., Крапива, Лаэрт, Некто,Павлов А., Панько, Полковник Кочкарев Прозаический поэт,  Рувер, Рувер и Ревур, Тарантулов Акакий, Улисс, Человек без селезенки, Чехонте, Шампанский, Z,А.П.Ч-в, Ц., Ч., Ч.Б.С., Ч.безС., Ч-е Ан., Чел. б. селез., Ч-те А-н, Ч-х-в А.

Чурилова Лидия               

Чарская

Шеншин А.А.

Фет А.А.

Ювачев Д.                          

Даниил Хармс

Алексей Толстой, Алексей и Владимир Жемчужниковы

Козьма Прутков

Литературные направления

Название

Когда и где

сформировалось

Манифест

Основные жанры

Герой

Основные признаки

Русские представители

Зарубежные представители

Классицизм

(от лат. Classicus – образцовый)

17 век, Франция.В России 30-60 годы 18 века)

Н.Буало трактат «Поэтическое искусство» 1674

Высокие-трагедия,ода, эпическая поэма

Средние-

элегия, идиллия, послание

Низкие-сатира, комедия, басня

Подчиняет себя служению высоким идеалам

(характеры – маски)

1.Основная задача – утверждение централизованной власти (абсолютной монархии)

2.Осн. конфликт – между долгом и чувством, разумом и сердцем.

3.Подражание «образцам» античности

4. Нормативность:

строгая жанровая система, «теория трех речений» (Ломоносов),

«теория трех единств» - времени, места и действия.

А.Д.Кантемир

В.К.Тредиаков-ский

М.В.Ломоносов

А.П.Сумароков

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

Корнель

Мольер

(драма-турги)

Сентиментализм

(от фр. чувствительный)

Середина 18 века –

Европа

90-е годы 18 века в России

Лоренс Стерн

«Сентименталь-

ное путешествие по Франции и Италии»,

Руссо

«Эмиль или О воспитании»,

Гете «Страдания молодого Вертера»

Лирика-

элегия, послание, наставление.

Проза

повесть, роман, путевые заметки, наставления

Человек, замечательный не подвигами и служением идеалам, а своими душ. качествами, богатой внутренней жизнью.

1.Особое значение придается «жизни сердца»

2.Внимание к пейзажу.

3.Проблема возрождение человеческой натуры, на которую пагубно влияет цивилизация.

4.Ценность человека не измеряется его общ. ста-тусом, основным героем является человек третьего сословья.

М.М.Херасков

М.Н.Муравьев

Н.М.Карамзин

Л.Стерн

Ж.-Ж. Руссо

И.-В. Гете

Романтизм

(от фр. – песня о чувствах)

Первая треть 19 века

Новалис – теоретические труды, поэзия Байрона

Лирика-

поэма, элегия,

стансы,

баллада,

послание,

песня.

Проза-

ист. роман

Человек с богатым внутренним миром,, печальный, ищущий, благородной привлекатель-ной внешности, одинокий, судьба его зачастую трагична.

1.Исследование противоречий человеческой души

2.Двоемирие

3.Тяга к мистике, экзотике

4.Обращение к национальной истории и фольклору.

5.Незаурядная личность в особых обстоятельствах

В.И Жуковский

К.Ф.Рылеев

А.С.Пушкин

М.Лермонтов

Байрон

В.Скотт

Гофман

Ф.Купер

В.Гюго

Реализм

(от лат. realis – вещественный)

19 век

Проза –

роман, роман-эпопея,

повесть, рассказ

Поэзия – эпическая поэма

Типичный представитель определенного сословья, социальной группы, носитель идеи, но наделенный яркой индивидуальностью, характером.

1.Реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах.

2.Поиски жизненных закономерностей, попытка объяснения происходящего.

3.Типизация характеров и явлений.

4.Внимание к социально-бытовому фону, правдивость детали.

5.Историзм.

6. Типичный герой в типичных обстоятельствах, показан в развитии.

А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой

Ф.Достоевский

и др.

Бальзак

Драйзер

Лондон

и др.

Виды рифм

1. По расположению ударения.

 Мужская рифма

подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:

Зима весёлая пришла

И много снега принесла.

 

 Женская рифма

как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):

 

Пусть счастье будет ярче света,

А радость станет жарче лета.

 

  • Дактилическая рифма

отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:

 К малышу сегодня в садике

Приходили вновь солдатики.

 

  • Наконец, самая сложная – это

гипердактилическая рифма

. Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):

 

Берёзу день расчёсывает,

Берёзу день причёсывает…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку.

Данный материал предназначен для   учащихся 9 классах, который  поможет им  самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку....

Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку.

Данный материал предназначен для   учащихся 9 классах, который  поможет им  самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку....

Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии

Справочник для подготовки к ЕГЭ по географии...

справочник для подготовки к ГИА

Справочник для подготовки к ГИА...

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (для 9 классов)

Электронный справочник «Подготовка к ГИА»( для 9 классов) в нем представлены тесты, тексты  для прослушивания  , а также  емкий, доступный справочный материал для учащихся, в котором ве...