Самоанализ урока "Уроки нравственности" (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
материал по литературе (8 класс)

Примерный анализ урока для аттестации учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

                         Самоанализ урока

Класс: 8 А

Тема: "Уроки нравственности" (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

УМК: Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: В.Я.Коровина и др. ,М.:Просвещение,, 2016 ФГОС

В 8 А классе 10 девочек и 10 мальчиков, по итогам 1-ой четверти на "4" и "5" успевают 2 ученика. Ребята спокойные, медлительные, не уверенные в себе, требуется какое-то время, чтобы они включились в работу.

Данный урок является завершающим при изучении повести А.С. Пушкина. На нём учащиеся подводят итог прочитанному и подготавливаются к творческой работе по произведению.

На уроке решались следующие задачи:

- обучающие: развитие навыков находить и оценивать смысл и значение художественных деталей и композиции произведения в целом;

- развивающие: способствовать развитию речи, развивать навыки анализа текста, уметь обобщать и систематизировать материал, развивать ассоциативно-образное мышление;

- воспитательные: приобщать учащихся к урокам нравственности, побуждать к серьёзным размышлениям о значимости нравственности и морали в поведении.

В конце урока учащиеся должны были задуматься над тем, насколько близки проблемы, поднятые Пушкиным в повести, к современности.

Мною были использованы следующие принципы:

- воспитывающего и развивающего обучения;

- научности ( словарные статьи);

- преемственности, системности и последовательности ( опирались на знания, полученные в ходе предшествующего изучения творчества А.С. Пушкина; подготавливали базу для дальнейшего изучения  тем, подводила учащихся к выводам путём  анализа образов произведения);

- доступности (был реализован при составлении вопросов);

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых (был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (устная фронтальная работа; работа в группах, работы с книгой, цитирования и др.);

- наглядности (презентация, схема)

- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы (Обращение к групповой или индивидуальной форме определялось этапом урока и характером рассматриваемого на этом этапе материала);

- творческой активности и самостоятельности (воспроизведение сцены суда, работа с карточками);

- связи обучения с жизнью.

На уроке использовала следующие образовательные технологии:

- технологию критического мышления (стадия вызова - вопросы, составление "ломаной"линии - анализ жизненной линии героя (графическая организация материала);

- ценностно-ориентированные ( связаны с воспитательными задачами урока);

- индивидуальный и дифференцированный подход ( работа с карточками, индивидуальные задания при подготовке домашней работы);

- диалоговые (умение публично выступать (речь на "суде"), строить диалог, отстаивать свою точку зрения) ;

- информационно-коммуникативные (работа с текстом, с другими источниками).

 Поставленные цели урока в основном были достигнуты. Было сформировано представление о понятиях чести, долга, благородства и т.д., выявлены основные представления персонажей «Капитанской дочки» о нравственности. Однако работа над образами персонажей была проведена с разной степенью эффективности, что связано, в первую очередь, с нехваткой времени.

В качестве основной формы работы на уроке я выбрала индивидуальную, фронтальную. В начале урока она использовалась для психологической подготовки к работе над материалом, затем для создания необходимых установок, а в конце урока позволила подвести итог изучению «Капитанской дочки».

Основным методом, использованным на уроке, был частично-поисковый (эвристический), основанный на системе вопросов по анализу текста. Кроме того, в начале урока применялся словесный метод - рассказ, во время фронтальной работы использовалась беседа, во время ответов групп (в конце урока) – методы поощрения.

                            Структура урока

Структура урока определялась его целями и логикой материала. Урок состоял из следующих этапов:

- организационный момент (способствовал психологической  подготовке  учеников к работе),

- постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности. Учитель с помощью учеников озвучил цели и задачи урока. Рассказав историю, произошедшую когда-то в Лондоне между купцом и ростовщиком, заставил учеников задуматься над проблемой выбора, тем самым подготовил переход к теме урока. Ученики сделали вывод, что из любой безвыходной ситуации можно найти выход. Всё зависит от окружения, от обстоятельств и от самого человека;

- повторение опорных знаний, событий, фактов. На этом этапе урока перечислили основных героев произведения, дали им характеристику, вспомнили, как сложилась судьба каждого из них; восстановили сюжетную линию повести, с помощью иллюстраций (презентация), к которым нужно было подобрать заглавия, напомнили ключевые моменты повести, а также пришли к выводу, почему  произведение, в котором дано жизнеописание П. Гринёва, называется "Капитанская дочка");

- обобщение и систематизация понятий,   усвоение ведущих идей на основе широкой систематизации знаний. Опираясь на знание текста, анализируя значение символических деталей, которые использует автор в произведении (появление Пугачёва в произведении, буран в степи, сказка, рассказанная Пугачёвым и т.д.), выполняя домашнее задание (нужно было построить линию жизненного пути Гринёва и сделать вывод о том, как происходило формирование его характера), ученики с помощью учителя привели свои знания в систему: выяснили, какие герои и события повлияли на становление характера главного героя повести, когда и почему он практически перестал совершать ошибки. Работа с карточками позволила ребятам задуматься над тем, что испытывает человек, способный простить кого-то, как моральное наказание, а впоследствии прощение могут подействовать на человека. Учащиеся определили, какие качества характера отличают главного героя. Обратившись к словарной статье, выяснили значение понятия "благородство", как  можно достичь благородства.  Выполняя творческое задание "Герои на суде", учащиеся смогли лучше проникнуться эпохой  времени, описанного А.С.Пушкиным. На этом этапе урока учащиеся пришли к выводу,  что в жизни важно сохранить честь и достоинство, быть милосердным;

-  подведение итогов урока (на этом этапе работы ученики, отвечая на вопросы учителя, сделали выводы о том, чему учит повесть, какие даёт уроки нравственности, зачем надо читать подобные произведения) и домашнее задание (было дано задание  написать сочинение по теме итогового урока).

  Эти этапы соответствовали основным психологическим этапам усвоения материала. Этим определялось количество времени, отводимого на каждый этап.

При проведении урока удалось выдержать первоначальную структуру. Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок.

Содержание урока определялось требованиями программы. С одной стороны, я старалась выдержать необходимый научный уровень (н-р, обращение к данным толкового словаря при рассмотрении понятия благородство). С другой стороны, стремилась сделать изложение материала доступным для восьмиклассников, используя для этого, в том числе, средства наглядности, помогая сформулировать выводы в процессе ответов, выделяя логические связи в материале и т. д.

К числу достоинств в содержании урока, на мой взгляд, относится развитие самостоятельного мышления и умения анализировать литературное произведение. В содержании урока можно выделить ряд недостатков. Во-первых, следовало связать тему урока с жизненным опытом учащихся и их собственными представлениями о чести и достоинстве. Это позволило бы сделать урок более живым и  интересным. Во-вторых, я не продумала приём работы над понятием честь в начале урока. Можно было сразу поставить какой-либо проблемный вопрос, связанный с этим понятием, что позволило бы сделать работу целенаправленней.

Цели, поставленные на уроке, в основном были достигнуты. . В построении урока, выборе форм и методов работы были учтены основные дидактические принципы. Урок прошел в доброжелательной обстановке, на нём были созданы условия для свободного высказывания своего мнения по обсуждаемым вопросам. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.

Оценки учащимся объявлены.

Недочёты в работе:

В целях экономии времени не были зачитаны ответы учащихся, которые они давали во время работы с карточками. Думаю, некоторые ответы могли стать темой для продолжения дискуссии по проблеме, поднятой в начале урока, была бы установлена связь произведения с современностью.

Стоит продолжать работу над развёрнутым высказыванием при ответе на вопрос, учить строить логически законченные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Урок литературы на тему "Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести.

Тема: Б.Момыш-улы – легендарная личность. Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Цель: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной ...

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...