Мои научные труды
статья по литературе (10, 11 класс)

Майны Чайзат Болатовна
здесь размещены: выпускная квалификационная работа, статьи, курсовые работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЕННАЯ ТЕМА В РОМАНЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

«ПАТОЛОГИИ» О ЧЕЧЕНСКИХ СОБЫТИЯХ

Майны Ч. Б., студентка 3 курса кафедры русского языка и литературы

Научный руководитель – Монгуш Е. Д., доцент кафедры русского языка и литературы, к.ф.н.

ФГБОУ ВО  « Тувинский государственный университет», Россия, Кызыл.

Аннотация: В статье рассматривается тема войны в современной русской литературе. Для анализа берется роман «Патологии» о чеченской войне одного из самых талантливых писателей России ХХI века.

Ключевые слова: Чеченская война, патологии, военная проза.

Война… Как много боли, горя и страданий в этом слове. Ни один здравомыслящий человек не пожелает войны или военных действий в своей стране. Но уж так сложилось, что от мирных жителей мало, что зависит. Война - отголоски политических конфликтов, а в частности непринятие компромисса одной из двух политических сторон. Чеченская война, на мой взгляд, самая тяжелая, жестокая и кровопролитная. Какие издевательства и пытки перенесли солдаты невозможно себе представить. Литераторы, творцы слова не остались в стороне от этой людской боли и посвятили этому трагическому историческому событию  многочисленные произведения, рассказы, повести и стихотворения.

В данной статье мы бы хотели рассмотреть такого замечательного автора, как Захар Прилепин и его до боли зловещее и пугающее произведение «Патологии». В этом правдивом до боли романе описывается весь ужас войны и личное отношение автора ко всему происходящему.

Главный герой романа "Патологии" - Егор Ташевский - не бесстрашный воин. Он попал на чеченскую войну - и поражен ее бесчеловечностью и нелогичностью, она не вписывается в представления о жизни, в которой добро торжествует, зло должно быть наказано, враг повержен, а дома ждет любимая. Егор - человек хрупкой психики, ломкой смелости, не сумевший вписать войну в свое представление о нормальном. Егор постоянно признается самому себе в нежелании выполнять задание, рисковать, проявлять инициативу в бою.

В романе «Патологии» воссоздано мироощущение человека до войны, на войне и после войны. Одно из главных состояний нормального человека, попавшего в патологические условия, – страх смерти. Прилепин показывает, как страх смерти, никуда не уходя, пробуждает в человеке невероятные силы для противостояния ей. И снова писатель готовит читателя к зрелищу поединка между человеком и смертью в «Послесловии», в сильнейшей сцене спасения героем сына из тонущего автобуса. Какие-либо душевные ощущения ему в эти долго тянущиеся секунды чужды. Егор признается: «Если бы я задумался на секунду – сошел бы с ума» [5, с. 11]. Инстинкт самосохранения – самый мощный двигатель человеческих поступков. Рискуя погибнуть физически, Егор стремится сохранить свою духовную сущность.

Спасение из реки — образ для романа не случайный. Образ воды в романе всегда сопутствует мотиву смерти. Закреплению этой ассоциации посвящен самый первый эпизод романа. Герой и его “приемыш” смотрят на реку.

“„Когда она утечет?” — спрашивает мальчик. „Когда она утечет, мы умрем”, — думаю я и, еще не боясь напугать его, произношу свою мысль вслух. Он принимает мои слова за ответ. „А это скоро?” — видимо, его интересует, насколько быстро утечет вода. „Да нет, не очень скоро”, — отвечаю я, так и не определив для себя, о чем я говорю — о смерти или о движении реки”.

Движение реки, глубина ливневых луж, течение крови, напоминающее герою о неизбежном его утекании из жизни, дождь в завершающих, трагических главах романа, глубоководный овраг, преодоление которого становится единственным путем к спасению из захваченной боевиками школы. Все это — знаки неотступно следующей за героями смерти.

Жизнь постоянно борется со смертью: в персонажах много беспечности, поглощенности теплыми заботами насыщения и отдыха, много надежды на то, что все-таки ничего страшного не случится. Напряжение в романе создается за счет ощущения прерывистого — от задания к заданию — движения к гибели. Эпизоды войны не чередуются бездумно, а подчинены логике сюжета о постепенно надвигающейся смерти и наивной самонадеянности жизни, не сумевшей предотвратить свое поражение. Композиционная выстроенность — одно из главных достижений Прилепина.

Можно утверждать, что «Послесловие» есть основополагающее звено романа, воспоминания главного героя о его детстве, его любимой и его отце выполняют сюжетообразую функцию в романе. Без возвращения героя в прошлое «военные» главы воспринимались бы без присущей им сейчас пронзительности. Воспоминания Егора наделяют роман Прилепина цельностью и единством. М. М. Бахтин писал: «Автор-создатель свободно движется в своем времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени в изображенном событии» [1, с. 287]. Мир войны в романе Прилепина осложняется еще и тем, что автор осмысливает происходящее и как творец, и как участник.

Война в романе то и дело перебивается воспоминаниями героя о сиротливом детстве и несчастливой любви.

На войну уходят, говорит Прилепин. Но с нее и возвращаются. Иногда. И необязательно калеками, отморозками или больными и несчастными на всю голову.

Как ни странно, книга Прилепина — это роман воспитания и надежды. Роста, ученичества и смирения. Смирения с тем, что уже произошло.

В заключении хотелось бы отметить, что боль войны не утихла и не утихнет никогда. Необходимо продолжать поиски захоронений, облагораживать памятники, а также братские могилы. Беречь память о героях и жертвах войны. На уроках истории и литературы объяснять учащимся историческую значимость военных действий, говорить правдиво, не приукрашая. Развивать патриотизм, чтобы с младшей скамьи было в крови заложено почитание невинно убиенных мирных жителей, женщин и детей, а также без вести пропавших солдат и всего военного командования и офицерского состава. Необходимо «тонкими ростками пшеницы» воспитывать у детей толерантное и демократическое отношение к чеченскому народу, не разжигая вражду между странами и поколениями. А наоборот подготавливать к сплочению и объединению русского и чеченского народа  с другими народами. Если вдруг наступит беда, у нее не будет ни национальности, ни цвета кожи, ни речевого диалекта, поэтому все народы должны объединяться против разрушающей силы войны, политических конфликтов и человеческой несправедливости.

Библиографический список:

  1. Курчатова Н. Рецензия СМИ. «Критическая масса» [электронный ресурс] / http://www.zaharprilepin.ru/ru/pressa/patologii/kriticheskaya-massa.html
  2. Прилепин З. «Патологии» [электронный ресурс]

https://nice-books.ru/books/proza/russkaja-klassicheskaja-proza/170300-zahar-prilepin-patologii.html

  1. Отзывы на роман З.Прилепина “Патологии”. Быков Д. http://www.zaharprilepin.ru/ru/otzyvy/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции

quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...

Статья " в сборнике научных трудов VIII всероссийской научно-практической конференции

quot;Проектная деятельность в профессионально-трудовом обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОСов системы специального образования"https://nsportal.ru/...