Литература, 5 класс - Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

План-конспект урока  по литературе 5 класса на тему "Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_5v_lit_-_turgenev_mumu.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

5 “в” класс

Тема: Образ Герасима .

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 

  • Проверить знание текста, обобщить наблюдения, сделанные на предыдущих уроках, по образу главного героя.
  • Осмыслить изменения в душе Герасима,
  • Развивать навыки анализа художественного текста;

Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить сжато излагать повествовательный текст.
5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас через работу в группах
6) развитие культуры речи школьников.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; 
2) умение работать в микрогруппе: умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

  1. Мотивация 
  • Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведением И.С.Тургенева «Муму».
  • В произведении есть система образов. Герасим какой герой? (Главный)
  • А все остальные? (Второстепенные – Капитон, Татьяна, Гаврила...)

Нарисовать кластер Главные герои и Второстепенные (на доске)

  1. Целеполагание
  • Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О том, как жилось Герасиму в окружении  многочисленной  дворни)
  • Как вы думаете, меняется ли повествование и характеры  Герасима и барыни  после появления Муму и почему?  Что нам необходимо сегодня узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
  1. Актуализация знаний

Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9

 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

9. Встреча Муму и барыни .

  1. Открытие нового знания.

Прочитать текст о крепостном праве:

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

- Что такое нравственность?

- Обладает ли такими качествами барыня?

- А какими чертами характера обладает Герасим?

Составление сравнительной таблицы Герасим-Барыня

  • С чем и кем автор сравнивает Герасима? (Мать, ухаживающая за ребёнком, дерево, ...

Выписать из текста примеры сравнения

  1. Творческая деятельность.

- Мы сейчас поработаем в группах и я предлагаю вам выполнить задания кейса № 3. Каждая группа должна выполнить своё задание:

1группа-ответить на вопросы

2группа- работа с термином СРАВНЕНИЕ

3 группа –работа с термином ГИПЕРБОЛА

4 группа- описание каморки Герасима

1 группа

Ответить на вопросы

- Как описывает автор Герасима?

- Как работал Герасим?

-  Как, на ваш взгляд, связаны между собой внешность человека и его душа?

- Как относится автор к своему герою? ( Ответы подтверждайте цитатами)

2 группа

- Что такое сравнение? 

- Найдите сравнения в описании Герасима  и его работы в деревне.

- Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, оказавшегося по воле барыни в городе?

 - Найдите сравнения в эпизоде возвращения Герасима в деревню. Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое?

- Продолжите фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…»

3 группа

- Что такое гипербола?

- Найдите в тексте примеры гипербол.

- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был?

4 группа

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё героя?

  1. Обобщение знаний.
  • Когда Герасим находит Муму? (После расставания с Татьяной)
  • Меняется ли Герасим после появления Муму?
  • Кто мешает счастливой жизни Герасима и Муму?
  •  Подумайте, кто виноват в смерти Муму? Почему так считаете?
  • Виновата Барыня или время, в котором жил Герасим – крепостничество?
  1. Итоги урока

-  Как вы сегодня работали на уроке? Оцените каждый сам себя. (Заполнение листа самооценки)

-       Чему научились сегодня? Что узнали нового?

        

1.

На уроке я работал

активно/пассивно, потому что…

2.

Своей работой на уроке я

доволен/недоволен, потому что…

3.

Урок показался мне

коротким/длинным, потому что…

4.

За урок я

не устал/устал, потому что…

5.

Моё настроение

улучшилось/не улучшилось, потому что…

6.

Материал урока был мне

понятным/непонятным;

полезным/неполезным;

интересным/скучным;

лёгким/тяжёлым, потому что…

7.

Домашнее  задание кажется мне

интересным/неинтересным, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачева в произведениях А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в произведениях А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)...

Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....

презентация по рассказу И.С.Тургенева "Муму" "Образ Герасима", 5 класс

Презентация для работы на интерактивной доске "SMART Notebook". Дана обобщающая таблица по образу литературного героя. Работа выполняется учениками при работе с текстом. Цитаты во второй кол...

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...