Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева
методическая разработка по литературе (5 класс)

Монгуш Юлия Ивановна

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 9 класс.  

Тип урока: комбинированный

№ п/п

Параметр

Описание

Тема  урока

Образ Герасима в рассказе «Муму» И.С.Тургенева

Цель  урока:

Провести анализ образа главного героя (выявление  особенностей характера героя, авторской позиции, отношений других героев к Герасиму);

Задачи  урока:

1) Образовательная:

- анализ образа главного героя;

-формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас;

2) Развивающая:

-развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умение обобщать изученное;

-развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

3) Воспитательная:

-воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку;

- способствовать формированию нравственных позиций;

- уважения к труду;

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие образа Герасима  как человека безвольного; проследить изменения, произошедшие в главном герое; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

Метапредметные: провести связь с историей (историческая справка, обувь - лапти); провести параллель образа «богатырского стана» Герасима  с образом тувинского борца Маадыром Монгуш;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения;

Регулятивные:  планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций;

Познавательные: осознание познавательной задачи, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение её в материалах учебника.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдение правил речевого поведения.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

План урока, презентация, карточки для работы в группах

Мультимедийная презентация, текст.

Ход урока

Этап урока

Цель - результат

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к

учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность.

 

Организационный момент.

Приветствие. Эмоциональный настрой.    

- Здравствуйте, дорогие гости, дорогие ребята!

- Давайте  друг на другу улыбнемся. Садитесь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

  1. Актуализаци

я  знаний и постановка учебной задачи

Актуализация знаний учащихся и активизация мыслительной деятельности;

- раскрытие образа

Определение темы и целей  урока.

1. Частично-поисковый метод.  Работа с предметом (летняя обувь крестьян)

2. Словарная работа. (Лапти- низкая обувь, сплетённая из древесного лыка или берёсты.)

3. Метапредметная связь. Историческая справка

Итак, начнем урок.  

- А теперь,  обратите внимание на этот предмет, что это такое? (обувь)

- Кто носит? (крестьянин)

- Все правильно. Это летняя обувь крестьянина. Это распространённая летняя обувь крестьян.

Лапти -  низкая обувь, сплетённая из древесного лыка или берёсты. (Слайд)

- Как вы думаете, кто может носить такую одежду в рассказе «Муму»? (Герасим)

Герасим – крестьянин.

         

Одежда человека – это его внешняя оболочка. А внутренняя оболочка это -   ….. (мысли, переживания, мечты, чувства, эмоции)  - это духовный, нравственный мир.

-как вы думаете, способен ли был Герасим мечтать, выразить эмоции или  делать то, что ему хочется? (нет).

-почему?  (он был крестьянином).

Давайте послушаем материал о крестьянах  из Исторической справки  (читает Сайын-Маадыр)

Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Итак, крестьяне – это безвольные, несчастные люди. У них не было возможности делать то, что им хотелось.

Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Про кого мы сегодня будем говорить? (про Герасима)

Цель нашего урока: анализ образа Герасима;

Принимают участие в опросе.

Работая с понятием ЛАПТИ (обувь крестьян), постепенно сформируют мысль о безвольном положении главного героя.

Сформулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Практическая часть

Раскрытие образа Герасима; Проследить изменениями, произошедшими в главном герое; Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

 

Применение приёма «Правильных/неправильных вопросов»

Параллель образа Герасима с образом тувинского борца Маадыра Монгуша

(работа с фотографией)

Чтобы составить образ главного героя мы должны поработать с текстом. Давайте проверим ваши знания на знание художественного текста с помошью Правильных/Неправильных вопросов. (слайд)  Ваша задача – найти правильный ответ из данных примеров, доказать свою мысль. А для этого вы будете обращаться к хужожественному тексту.

  1. Кем был Герасим? (кузнец,

дворник, мясник, лесоруб)

  1. Почему барыня взяла  

Герасима в свой московский дом? («считался самым исправным тягловым мужиком»,   «славный он был мужик», «работал за четверых»)  ТЯГЛО

  1. Чем был одарен? (чудесным

голосом, тонким слухом, острым умом, необычайной силой)   эпитеты

  1. С кем сравнивает Герасима

автор, когда описывает его скуку в Москве? (с волком, с орлом, с быком, с собакой)  сравнение

  1. Где жил Герасим?

дальнем сарае, в подвале,  в каморке над кухней, на чердаке)

  1. Герасим вернулся в дом

хозяйки после смерти Муму... (вернулся, уехал в другой город, возвратился назад в родную деревню)

  1. Как он трудился? ( «в полчаса у него всё

было готово»,  «усердно исполнял свои обязанности»,  «работал без устали»)

Герасим – в переводе с древнегреческого языка – “уважаемый”, “чтимый”

Общая характеристика  (слайд)

А теперь внимание.  Кого мы видим? Кто он? (мастер спорта по вольной борьбе, отличник физической культуры России, Заслуженный работник Республики Тыва, АРЗЫЛАН-МОГЕ) Пареллель с образом Маадыра Монгуш(тувинский борец).  Герасим – русский богатырь, Маадыр Монгуш – тувинский.

Вывод:         таким образом, каким человеком представился нам Герасим?

Устные ответы учащихся:

-дворник;

-исправный тягловый мужик (крестьянин, который был  обязан или работать на барщине, или платить оброк);

-необычайной силой

-с быком

-в каморке

-вернулся

-усердно исполнял свои обязанности

Физминутка.   Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев):

                          Мизинец – сердце,

                          Большой палец – легкие, печень,

                          Средний палец – система кровообращения,

                          Указательный палец – пищеварительный  тракт,

                          Безымянный палец – нервная система.

                          ЛАДОНЬ – точка повышения активности

  1. Закрепление

изученного

Активизация мыслительной деятельности;

Прием ТРКМЧП – «Шесть шляп мышления»

-Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими.

Давайте определим отношение других героев к Герасиму. Для этого разделимся на 6 групп. У каждой группы красивые, цветные шляпы.

  1. Команда КРАСНОЙ шляпы

определяет отношение Хозяйки к Герасиму.

  1. Команда СИНЕЙ  шляпы

определяет отношение Автора  к Герасиму.

  1. Команда БЕЛОЙ  шляпы

определяет отношение Татьяны  к Герасиму.

  1. Команда ЖЕЛТОЙ  шляпы

определяет отношение Муму  к Герасиму.

  1. Команда  ОРАНЖЕВОЙ

шляпы определяет отношение Капитона Климова к Герасиму.

  1. Команда ЗЕЛЕНОЙ  шляпы

определяет отношение домашнего скота к Герасиму.

Для этого вы обращаетесь к тексту.

Вывод:   несмотря на безвольное положение Герасима, многие из героев побаивались его. Потому что он – сильный, похож на богатыря.

Учащиеся работают с текстом.

Сделают общий вывод о том, что окружающие побаивались Герасима из-за его «богатырского» вида.

Ответы на вопросы ребята выстраивают сообща.

Работа в группах.

  1. Подведение итогов урока

  Развитие абстрактного и логического мышления.

Работа с фразеологизмами.

Рефлексия

Выставление оценок

Какое из этих фразеологизмов показывает конечное решение Герасима?

  • Сидеть сложа руки
  • Ждать у моря погоды
  • Плясать под чужую дудку
  • Брать быка за рога

-Что повлияло на такое решение ?(Приказ хозяйки. Смерть Муму).

Вывод:  Хоть и поздно, хоть и проходя все трудности Гераисм смог выйти из безвольного положения. Из-за таких сильных людей, постепенно изменилась жизнь людей. Таких несчастных, бесправных людей не стало

Отмена крепостого права (слайд)

ИТАК, давайте, подводим итог нашему уроку.

- смогли ли мы достичь поставленной цели урока?

- носит ли этот рассказ поучительный характер? Чему учит?

Ответы на вопросы.

Работа в группах.

  1. Рефлексия

Рефлексия и выставление оценок.

Домашнее задание.

Если вам урок понравился,  встаем, если нет – сидим.

Д/З. –

подобрать пословиц рассказу «Муму»

-написать сочинение «Герасим – сильный герой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)...

Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....

Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе

laquo;И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»....

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...

Литература, 5 класс - Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"

План-конспект урока  по литературе 5 класса на тему "Образ Герасима в произведении И.С. Тургенева "Муму"...

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....