Технологическая карта урока русской литературы в 5 классе
план-конспект урока (5 класс)

Кужугет Жанна Октябрьевна

 «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русской литературы в 5В классе учителя литературы Кужугет Жанны Октябрьевны

Тема:                         «И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

Авторы –                 

составители

учебника:                В. Я. Коровина

Цели:                        Предметные умения: 

                                    знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка,

                                    находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,

                                    определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и

                                    использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей); владеть навыками анализа живописного

                                    полотна.

                                    Метапредметные УУД:

                                   Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осуществлять способность к самооценке своих действий,

                                   поступков.

                                   Регулятивные: адекватно оценивать  свои достижения, осознавать возникающие трудности, выполнять  поиск причин и пути

                                   преодоления.

                                   Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять  для решения

                                   учебных задач операции анализа, синтеза,  сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения,

                                   выводы.

                                   Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с

                                   учетом конкретных учебно-познавательных задач

Основные                 

понятия:                Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение), художественно-изобразительные

                                    средства искусства (краски, тона, цветовая гамма).

Межпредметные        

связи:                        Изобразительное искусство, музыка, история.

Ресурсы:                Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация, интернет-ресурсы

Тип урока                Урок – обобщение

Форма урока                Урок – путешествие,

Форма работы        

обучающихся:        Групповая, фронтальная

Этапы урока

Презентация

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

Время

  1. Организацион-ный момент

Цель: включение в деятельность

1 слайд

2 слайд

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.

«Здравствуй»,-скажет он тебе в ответ

И, поверь, что не пойдет в аптеку,

А здоровым будет много лет.

-Сегодня у нас, ребята, необычный урок. А проведем его  вместе с вами мы,

Учитель искусства и литературы Бочкова Анна Владимировна.

Посмотрите на доску. Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке?  Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа.

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других

Полная готовность к уроку

1 мин.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

3 слайд

4 слайд

5-6 слайд

Звучит минус песни «Куда уходит детство?»

-Ребята, а  знакома ли вам эта мелодия? (пауза, дать дослушать).

- Откуда она? А где вы с ней встречались?

-А о чем или о ком эта песня?

- Вы, наверно, понимаете, что эта музыка прозвучала не просто так на нашем уроке. Как вы думаете, о чем или о ком  мы будем говорить сегодня на уроке? Посмотрите, у нас чего-то не хватает в названии темы. Давайте мы с вами поработаем, а затем еще раз вернемся к теме нашего урока.

- Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах.

- А почему?

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы совершить путешествие по великой русской реке Волге и по реке Мерген, насладиться живописной красотой русской и тувинской природы.

Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном.

- Ребята, почему мы отправляемся  в путешествие по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?

- Итак, в путь!

Речка очень широка,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Речка очень глубока.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Слово учителя

Эмоциональный настрой на урок.

Прием создания проблемной ситуации и ее решение.

Ответы детей:

- На уроках музыки, по телевизору.

- О детстве, о детях.

-Наверно, о детях и о детстве.

А мы только изучаем творчество Н.А.Некрасова, который  жил на Волге.

Познавательные УУД:

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Обозначенатема, цель урока.

3 мин.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Цель: развитие читательских умений.

7 слайд

8 слайд

9 слайд

15-16 слайд

17 слайд

18 слайд

(пауза,

19 слайд)

20-21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

Пауза

29 слайд

30-31 слайд

32 слайд

33-38 слайд

39 слайд

Пристань - село Грешнево Ярославской губернии.

Мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.

Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.

- Ребята, давайте поработаем с текстом этого стихотворения, а для этого нам нужно отправиться к следующей пристани!

Речка очень широка,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Речка очень глубока.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Пристань Рассуждений

- На прошлом уроке мы уже познакомились с композицией стихотворения и увидели, что Рассказчик к кому-то обращался.

- К кому? (К крестьянским детям).

- Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с  крестьянскими детьми. История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. А что же внутри этой картины? Давайте посмотрим. Так как мы еще юные исследователи обращаемся к опорным вопросам.

Вывести на слайд вопросы:

  1. Как Некрасов описывает внешность?

  1.  Глаза детей?

  1. Как Некрасов описывает труд детей?

  1. Какова роль цветовой гаммы?

  1. Как Некрасов передает динамику, движение?

- Какое же детство рисует, описывает нам Некрасов? Сделайте вывод.

  1. В стихотворении Некрасова «Крестьянские дети» видна его добрая улыбка, его стихи теплые.
  2. Для него дети – носители будущего, он утверждает, что духовный мир крестьянских детей богат, они живут в гармонии и согласии с миром природы.
  3. Настроение после знакомства со стихотворением – светлое.

- Молодцы, ребята, мы продолжаем свой путь!

Речка очень широка,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Речка очень глубока.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

 

-И перед нами …. Пристань Живописная.

- Ребята, перед нами картина Василия Григорьевича Перова «Тройка». Некрасов и Перов жили в одно время. Давайте обратимся к известной картине Перова «Тройка», которая была написана в 1866 году и находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее    

г. Москвы.

Так как мы учимся исследовать и понимать произведения искусства, обратимся вновь к опорным вопросам, которые нам помогут глубже понять замысел художника.

Вывести на слайд вопросы:

  1. Как описывает В.Г. Перов внешний облик детей?

  1. Как описывает Перов глаза детей?

  1. Как описывает Перов труд детей?

  1. Какова роль цветовой гаммы?

  1. Как передает динамику, движение?

- Какое же детство рисует нам художник? Сделайте вывод:

  1. У детей Перова нет будущего, они обречены на нищету и смерть.
  2. Картина В. Перова вызывает тяжелое, грустное настроение.

- Может картина «Тройка» быть иллюстрацией стихотворения Н.А. Некрасова? (Нет, не может).

- Итак, мы побывали с Вами в 19 веке и увидели, как изображали детей в литературе и живописи в это время. Но нам пора вернуться в 21 век и поможет нам в этом  

Пристань Творческая.

 

Песня «Куда уходит детство»

- Слушая Ваше пение о детстве, мне вспомнились слова Н.А.Некрасова

«Играйте же, дети, растите на воле,

На то вам и красное детство дано».

-Как вы понимаете эти слова Н.А. Некрасова?

-Что значит красное детство?

Ролевая игра

Выступление учащихся.

1 учащийся: Детство Некрасова прошло в имении отца (10 слайд). Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава.(11 слайд) Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Он не раз защищала сына и простых людей. Все это очень сильно волновало будущего поэта.

2 учащийся: (12 слайд) В детстве Некрасов все свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.

3 учащийся: (13 слайд) Самым сильным увлечение была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».(14 слайд)

1.У мальчика Власа

большие сапоги, овчинный полушубок, большие рукавицы

2.Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы, глаза внимательные

в этих глазах "покой, свобода и ласка", в них "святая доброта"

3.К Ванюше труд оборачивается сначала "нарядной своей стороной"

4. Глаза детей - серые, карие, синие, синеющие, беленький бледно-лиловые, красные, темные

синеющая лента реки

венок беленький, чистенький, бледно-лиловый

цветок красный

туча темная

5.Влас не "идет", не "бредет", не "шагает", но "шествует" ("шествует" - торжественное слово, которое использует поэт, чтобы показать, что этого мальчика - труженика надо уважать)

  • Влас ведет лошадь "в спокойствии чинном" (он не суетится, не подпрыгивает, как сделал бы любой ребенок"
  • Влас рванул под уздцы, дети кинулись прочь, дети делают грибные набеги, раскапывают листья, обшаривают пни, ловят пиявок, колотят белье.

1.

  • одежда детей не по их росту
  • старая, потрепанная
  • шарф, веет на ветру, мальчика, и сползший от порывов ветра с девочки платок
  • нет варежек или перчаток, руки девочки покраснели от холода

2.

  • глаза мальчика устремлены на зрителя, но он нас не видит, ему так тяжело, что его взгляд как бы остановился
  • взгляд маленького мальчика - в сторону от зрителя, взгляд девочки - из полуоткрытых глаз задумчивый.

3.Перов показывает труд детей не с "нарядной стороны", а с темной - изнуряющей, губительной

4.

  • цвета темные, серые, черные, грязно-белые
  • небо - серое, грязное, мрачное, давящее
  • одежда - черная, грязная, серая, коричневая, розоватая
  • обувь - грязная, черная, блеклая
  • бочки - блеклые, заиндевелые
  • стена - заиндевелая, коричневая
  • рогожи - светло-коричневый цвет
  • дорога, небо, стена - все в каком-то мареве
  • город - в полумраке, кажется страшным чудовищем

5.

  • дети на картине тоже не "идут", они "бредут", а не шагают, их обгоняет собака, шаги тяжелые медленные, делаются с усилием
  • ветер на картине бьет им в лицо, сбивает с ног, сдувает платок, срывает шарф, развевает волосы, отлетающие от ветра полые одежды, бегущая собака, наклонившейся под порывом ветра кустик, с которого вот-вот оторвутся три оранжевых листочка

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной  форме

Размышляют, приводят примеры

Размышляют, приводят примеры, делают выводы

5мин

7  мин.

1-2 мин.

7 мин.

3 мин

IV. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока

40 слайд

41 слайд

42 слайд

- Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно детям. Крестьяне – бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение богачам и ремесленникам. Учеников-мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-то изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.

- Некрасов и Перов жили  во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этих мастеров искусства отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.

- А какое детство Ваше? Мы предлагаем Вам выразить это в синквейне на тему «Детство».

  - Вспомним, что такое синквейн.

Опорный конспект по синквейну.

Защита синквейнов.

- Прочтите, что у вас получилось.

        

-Так давайте  же, ребята, определим тему нашего урока, исходя из того, что мы делали на сегодняшнем уроке.

Групповая работа.

Защита минипроектов.

Детство.

Солнечное, беззаботное.

Бегаем, прыгаем, веселимся.

Для меня детство – это мама.

Радость.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Сочиняют и защищают полученные синквейны.

Формулируют окончательный вариант темы урока с помощью учителя

10 мин

V. Домашнее задание (интегрированное)

43 слайд

- В дальнейшем наша работа буде строиться следующим образом:

  1. Выучить отрывок

  1. Задание на выбор:
  • Нарисовать на листе А-4 иллюстрацию
  • Подобрать песни на тему детства

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Записывают выбранный вариант домашнего задания

2 мин

  1. Этап рефлексии.

Цель - подвести эмоциональный настрой урока

44-45 слайд

46 слайд

Сюрпризный момент. Звучит музыка из ЕРАЛАША тема детства. Входит ребенок с гелиевыми шарами, читает стихотворение.

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок. 
Их не заработать, это не награда, 
Их по благодати взрослым дарит Бог.


- Спасибо огромное нашему герою.

- Наше путешествие завершилось. Мы надеемся, что вы получили массу впечатлений и удовольствия.

Благодарим вас за участие и работу на уроке  и просим сказать спасибо и до свидания гостям нашего урока. Но прежде, чем выйти из класса, поделитесь своим настроением при помощи стикеров-сердечек.

На слайде:

Зеленое сердечко – я узнал много нового, и у меня нет вопросов.

Желтое сердечко – я активный участник группы.

Красное сердечко – я слушатель, и у меня остались вопросы.

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

1 мин

47 слайд

Конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...