урок в 5 классе по теме: "Р. Л. Стивенсон, "баллада "Вересковый мед"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Крюкова Наталья Васильевна

Открытый урок по теме Р. Л. Стивенсон,"Вересковый мед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»

Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством Р.Л.Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мёд».

Задачи:
Образовательные:  ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона; углубление знаний о литературной балладе; совершенствование  умений и навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, навыков выразительного чтения. Воспитательные: привитие интереса к литературе; воспитание патриотических чувств.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при организации групповой деятельности; способность к самооценке; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; любовь к Родине и уважение традиций народа.

Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера; извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, слайд); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; построение рассуждений для высказывания своей точки зрения.

Предметные: ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона;
овладение знаниями о литературной балладе; выделение  нравственной проблематики произведения как основы для развития представлений о нравственном идеале народа; овладение умениями  и навыками анализа поэтического текста.
 

Сценарий урока.

  1. Мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.

- Наш урок я хотела бы начать с четверостишья, текст которого перед вами на экране.

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Как вы понимаете эти слова? О чем я хочу вас предупредить перед началом урока?

- Мы не должны бояться трудностей, у нас что-то может не сразу получиться, но мы недолжны этого бояться.

- Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день.

Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

Готовы

  1. Актуализация

Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…

Звучит аудиозапись игры на волынке.

- Что вы представляли, слушая музыку?

- Какой инструмент звучал?

- Символом какой страны является волынка?

- Кто догадался, куда мы отправимся?

- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л. Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед».

Тема нашего урока – «Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

  1. Скажите, какие вопросы по этой теме вы можете задать?
  • Что такое баллада?
  • Кто такой Стивенсон?
  • Что такое вереск?
  • Как готовить мед?

Какие же наши задачи на этот урок?

  • Узнать, о чем эта баллада
  • Узнать, кто такой Стивенсон
  • Проанализировать балладу
  1. Организация деятельности

Молодцы. Прежде, чем начать читать балладу, мы должны познакомиться с вами со страной Шотландией, ее историей, географией, Узнать, что такое вереск и кто такой Стивенсон. Времени у нас мало, поэтому я разделила вас на группы: историки, географы, биологи, биографы и филологи.

Задачи групп: прочитать предложенный материал, выделить самое основное в тексте, подготовить небольшое сообщение. Составить кластер по своей теме. Напоминаю, что в центре кластера вы помещаете основное понятие, а ключевые слова размещаете под стрелками.

Ученики готовятся в группах.

Первым слово предоставим историкам. Выступление группы.

- Итак, скажите, какой вы представляете историю этой страны? В чем ее особенность?

Страна, которую часто завоевывали.

- Как вы считаете, какими качествами должны обладать жители такой страны?

Храбрые, мужественные, свободолюбивые, гордые.

Теперь выступят географы.

- Что вы выделите среди особенностей этой страны?

Гористая, много озер, пустошей, малозаселенная, красивая, суровая.

Слово биологам.

- Чем интересен вереск?

Заселяет каменистые почвы, делает их плодородными.

А теперь слово биографам. Что же за писатель родился в такой удивительной стране.

- Какие черты характера выделите у писателя?

- Трудолюбие, воля, любознательность, справедливость.

Почему события баллады Р.Л. Стивенсона происходят в Шотландии?

- Это была родная страна писателя, дух шотландцев был близок духу автора.

Итак, мы познакомились с Шотландией. Какие выводы мы сделаем?

Это северная страна с суровой, красивой природой, населенная гордыми, свободолюбивыми людьми.  Страна, имеющая богатую историю и культуру.

- Чем в достижении цели урока нам поможет знание сведений о Шотландии и биографии Стивенсона?

- Знание характера автора и шотландцев поможет нам понять характер героев.

А теперь обратимся к самой балладе.

- Мы будем читать ее в оригинале?

Нет

- А что же мы будем читать?

-Перевод.

-Верно. Перевод, выполненный уже знакомым нам С. Я. Маршаком. Он перевел  балладу в 1942 г. До него это стихотворение переводил известный вам К. И. Чуковский.

Вопрос на потом: почему Маршак еще раз перевел эту балладу?..

• Чтение с остановками

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый — на живом.

- Каким настроением проникнут зачин баллады?

- Какое отношение автора к пиктам мы чувствуем по первым строкам?

- Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

- С войной пришел король шотландский, он погубил множество пиктов.

- Автор рисует трагическую картину гибели защитников своей земли на вересковом поле, оно тоже стало боевым.

- Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили, истребили). Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?

(сочувствует, так как называет «бедными).

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

Вересковый мед.

В своих могилках тесных,

В горах родной земли

Малютки-медовары

Приют себе нашли.

Король по склону едет

Над морем на коне,

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:

«Опять в краю моем

Цветет медвяный вереск,

А меда мы не пьем!»

- Почему пикты перестали готовить вересковый мед?

- Почему именно в этом отказали они завоевателям?

- Что чувствует король? Почему он угрюм?

- Почему напиток из вереска так нужен был королю Шотландии?

- Он хотел владеть его секретом и пить вкусный мед.

- Они не хотели угощать им завоевателей.

- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не

покорены.

Но вот его вассалы

Приметили двоих

Последних медоваров,

Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,

Щурясь на белый свет, —

Старый горбатый карлик

И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнес.

Сидел король шотландский,

Не шевелясь, в седле.

А маленькие люди

Стояли на земле.

Гневно король промолвил:

— Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовили мед!

Сын и отец молчали,

Стоя у края скалы.

Вереск звенел над ними,

В море – катились валы.

- Какие слова, характеризующие героев, вы подобрали?

Пикты маленькие, тихие, очень трудолюбивые и мирные люди, но они горды и независимы.

- Как ведут себя герои во время этой сцены?

Король высокомерный, жестокий.

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя.

- Чем грозит король последним пиктам?

Смертью и пытками

- Чем ответили ему пикты?

Молчанием

- Каково отношение автора к пиктам и шотландскому королю? Как текст помогает нам

его выявить?

- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди"). Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

- Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (2-3 варианта продолжения сюжета).

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.

- Прочитайте строфы 15-21 и сравните свои предположения с тем, что написал автор.

Чтение 4 части до слов: «А я научу шотландцев  Готовить старинный мед!»

• Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына?

Чтение произведения до конца

Беседа по произведению

• Понравилась вам баллада Л. Стивенсона?

• Думали ли вы, что так закончится произведение?

Какие слова оказались для вас незнакомыми?

Словарная работа с элементами беседы

Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

• Что вы можете сказать о них после прочтения произведения?

(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).

Учитель: Я уже говорила, что Вереск — это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами.

•Чем же является вереск для пиктов?

(Вереск для пиктов – это жизнь.)

• Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.

(На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.)

Учитель: Ребята, Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.

Предмет обсуждения –

• Ребята, кто является главным героем баллады? ( Старик пикт).

• Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»).

• Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?

• Ваше отношение к такому поступку?

• Ребята, обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж? Сначала хорошо подумайте, потом ответьте.

Представьте, что существует 2 мнения

1-ое мнение

старик – отрицательный персонаж.

2-ое мнение:

старик – положительный персонаж.

Выскажите свое мнение и докажите, правильность того или иного мнения.

1 . Мнения учащихся

(Я отрицательно отношусь к старику пикту,

Потому что он не попросил шотландского короля …

Он жестокий, так как…

Старик думает только о том, чтобы…

Это сумасшедший человек, потому что…

Его поступок … нельзя было…

Мнения учащихся (дополните ответы учеников)

(Я положительно отношусь к старику пикту, потому что

•Он храбрый….

•Старик был хитрый….

•Пикт хотел достойно умереть, как…

•Король хотел…, а старик….

•Пикт любит своего сына….

•Он перехитрил шотландского короля…

Выскажите своё мнение.

Наши мнения разделились. Почему?

Как вы думаете, старику было легко? Перед чем оказался он? Перед выбором. Этот выбор непростой.

- Как автор относится к выбору старика? По каким признакам мы это понимаем?

- Автор гордится решением старика.

- Можно ли назвать поступок старика подвигом?

- Да.

- А что такое подвиг? И кого мы называем героем, совершившим подвиг?

- Подвиг – это смелый поступок, часто приносящий в жертву жизнь того, кто его совершает,во имя общего блага

- Какова основная мысль (идея) баллады? Ради чего Стивенсон решил написать в 19 веке балладу о событиях глубокой древности?

- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.

- Запишите главную мысль баллады в тетради.

Вопрос на потом: почему Маршак еще раз перевел эту балладу?.. В какое время? Вов. Справедливы слова баллады для того времени? А для нашего?

А теперь слово филологам. Они нам напомнят, что такое баллада.

- Это стихотворное произведение, в основе которого лежит история или легенда, баллада имеет напряженный сюжет

– Дайте определение жанра баллада

– Какие особенности балладного жанра присутствуют в этом произведении?

(Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

Учитель: Ребята, давайте определим элементы сюжета

Перед вами части сюжета, определите, что экспозиция, что зачин, а что концовка.

Экспозиция: Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей»

Завязка: Король истребил всех пиктов.

Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.

Кульминация Смерть пикта, который ничего не сказал королю. 

- Ребята, во имя чего старик совершил подвиг?

- В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. (Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе).

В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.

Заключительное слово учителя

Ребята, сегодняшний урок, я думаю, заставил вас о многом задуматься. Трудно понять сначала, почему старик пикт делает такой выбор. Он решает за своего сына. Правильно ли он поступает? Подумайте об этом.

  1. Рефлексия

Я думаю, что вы сегодня многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.

Оцените вашу работу в группах в оценочных листах.

Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть любые 4 строфы (16 строчек произведения)  Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…» По желанию можно подготовить иллюстрацию к балладе.

СПАСИБО всем, кто сегодня упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! А закончить урок мне хотелось бы афоризмом Р.Л. Стивенсона: «Желание и любопытство — два глаза, магически преображающие мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастер-класс по теме "Решение уравнений" 8-9 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний, решение линейных уравнений с одной переменной и задач на составление уравнений с использованием алгоритма решения уравнений, раскрытия скобок, уравнений содержа...

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской

урок истории Класс:  5 Тема урока: В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую)....

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...