Материалы к уроку по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект. Схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc387.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Хлестаков и «хлестаковщина».

Цели: помочь учащимся найти ответ на главный вопрос урока; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать речь учащихся, формировать коммуникативную компетентность, подготовить мини-проект по созданию образа современного чиновника; воспитывать гражданский долг и чувство ответственности за своё дело.

 

Планируемые результаты.

 

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

 

Метапредметные:

  регулятивные: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы;

  познавательные:  умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, понимать проблему;

  коммуникативные:умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Предметные:умение анализировать произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев.

 

Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», карточки с заданиями для групп, вырезки из современных журналов, клей, ножницы, лист формата А3, проектор,компьютер,  электронная презентация, жетоны.

 


1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации.

— Я пригласила вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие… Нет, к нам не едет ревизор. Дело гораздо хуже. Проверив ваши тесты, я поняла, что комедию многие из вас прочитали невнимательно, а некоторые, похоже, и вовсе не прочитали.

Мне очень жаль. Потому что произведение это удивительное. Хочу представить вам книгу литературоведа Юрия Манна «Смелость изобретения». Черты художественного мира Гоголя.

Она начинается с эпиграфа (на слайд).

Почему же исследователь творчества писателя именно эти слова взял в качестве эпиграфа к своей работе? Постараемся в ходе наших следующих уроков по «Ревизору» дать ответ на этот вопрос.

3. «Интрига».

Чтение письма.

Любезный друг и благодетель Антон Антонович! Спешу тебя уведомить о том, что я премного благодарен за столь неожиданный приём.

Я знаю: за тобою, как и за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет тебе в руки…

Но как же ты, голубчик, ты опростоволосился! Хоть ты и тёртый калач, а я всё-таки обвел тебя вокруг пальца

-Кому, по вашему мнению, адресовано это письмо?

(Городничий,слайд.)

-Как вы думаете, кто является автором письма?

(Хлестаков, слайд )

4. Запись темы. Итак, первое слово в теме — Хлестаков.

— В чём его загадка, как же случилось, что он обманул весь город, какие превращения с ним происходят в пьесе?

5. Дома вы перечитывали комедию, скажите, на какие сцены мы должны обратить внимание, чтобы ответить на эти вопросы?

Итак, что мы узнаём о Хлестакове из первых явлений второго действия?

— Посмотрим, как же из «простого елистратишки» Хлестакова превращается в ревизора.

6. Исследовательская работа в парах.

— Вы видите на столах карточки с заданиями. У вас 15 минут на выполнение. Работаем в парах.


1 группа

1. Прочитайте явление 8, выполните задания:

О чём говорят ремарки, сопровождающие речь городничего и Хлестакова?

Чего боятся герои?

Что понимают городничий и Хлестаков из реплик друг друга?

Драматург неоднократно прибегает к приёму, когда персонаж говорит как бы для себя («в сторону»). Какова роль этого приёма?

Почему городничий не замечает, что тот, кого он принимает за ревизора, робеет?

В каком эпизоде разговора страх Хлестакова вызвал ещё больший страх городничего?

Почему городничий, человек хитрый и опытный, всё больше впадает в ошибку, принимая правду Хлестакова за ложь?

Почему несообразности и странности (рассказ об отце) в поведении столичного гостя никак не озадачивают городничего?

Почему, находясь в бедственном положении, Хлестаков легко принимает «обхаживание» городничего за выражения глубокого уважения и почтения к его личности?

Похож ли Хлестаков в сцене разговора с городничим на сознательного обманщика?

Что объединяет городничего и Хлестакова в этой сцене? Проанализируйте цитаты. Заполните первую часть таблицы.

Что объединяет

Городничий

Хлестаков

«Протянул руки по швам, робея, дрожа»

«Сначала немного заикаясь…»

«Зашли нарочно в гостиницу, чтобы осведомиться, хорошо ли содержатся проезжающие»

«Я, право, заплачу, мне пришлют из деревни…»

«Извините, я право, не виноват…»

«Да как вы смеете? Я служу в Петербурге»

«Что касается унтер-офицерской вдовы, которую я будто бы высек, то это клевета…»

«Особливо если гость —  просвещённый человек»

«Мне очень нравится ваша откровенность»


2 группа (1)

1. Перечитайте начало третьего действия.

Составьте схему: Хлестаков/общество (добавьте стрелки). Где его место? Внутри уездного общества или вне его? Испытывает ли он его воздействие?

Свою мысль докажите.

                                 


2 группа (2)

Перечитайте явления 5 и 6 третьего действия и выполните задания:

Почему герой начинает так вдохновенно врать?

Чего ждут от Хлестакова собравшиеся? Удалось ли ему соответствовать ожиданиям семьи городничего и его гостей?

Можно ли сказать, что Хлестаков в этой сцене «гениален»? Чем?

Почему чиновники верят подобным глупостям?

Верит ли саам Хлестаков в этот момент в то, что его персона вызывает страх у окружающих? Найдите реплику Хлестакова — ответ на этот вопрос.

О чём размышляет автор комедии, показывая «превращения» Хлестакова?

Вывод запишите.


3 группа (1)

Каким предстаёт Хлестаков перед зрителем в явлении втором четвёртого действия? Отличается ли он от Хлестакова действия третьего?

Прочитайте явление третье четвёртого действия.

Что мы узнаём о судье?

Как он ведёт себя с Хлестаковым?

Как меняется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?

Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег? Меняется ли его поведение? Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова?

Понимает ли Хлестаков смысл происходящего?

Заполните второй и третий столбик таблицы.

Хлестаков и…

Цитата

Манера повед

ения Хлестакова

Аммос Фёдорович


3 группа (2)

Прочитайте 4 явление действия четвёртого.

Изменилось ли поведение Хлестакова в сцене с почтмейстером?

Что, по мнению героя, достойно в поведении почтмейстера? Как это характеризует Хлестакова?

Заполните таблицу.

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения

Хлестакова

Почтмейстер


3 группа (3)

Прочитайте явление 5 четвёртого действия.

Почему Лука Лукич соглашается с мнением «великого» Хлестакова о том, что ни одна женщина не устоит перед его взглядом?

Как ведёт себя Хлестаков с этим героем?

Заполните таблицу.

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения

Хлестакова

Лука Лукич Хлопов


3 группа (4)

Перечитайте явление 6 четвёртого действия.

Какая фраза в диалоге с Земляникой свидетельствует о беспардонной наглости Хлестакова?

Почему Хлестаков позволяет так себя вести с немолодым человеком?

Почему именно в разговоре с Земляникой Хлестаков дошёл до крайней наглости?

Заполните таблицу.

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения

Хлестакова

Артемий Филиппович Земляника


3 группа (5)

Прочитайте 7 явление 4 действия.

Почему в сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков без лишних разговоров попросил взаймы целую тысячу?

Заполните таблицу.

Хлестаков и…

Цитата

Манера поведения

Хлестакова

Бобчинский и Добчинский


3 группа (6)

Перечитайте сцены с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.

Какие обещания он даёт этим героям? Как это его характеризует?

Заполните таблицу.

Обещания купцам

Обещания слесарше и унтер-офицерше

Ответ многочисленным просителям



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Прочитайте первое и второе явления пятого действия и ответьте на вопросы:

О чём мечтают городничий и Анна Андреевна?

Изменятся ли городничий и его жена, если осуществятся их мечты?

Результаты отметьте в таблице.

Мечты

Цитата

Вывод:


Карточка 2

Перечитайте сцену поздравления чиновниками городничего и ответьте на вопросы:

Как раскрываются характеры чиновников в сцене поздравления?

Как они относятся к городничему?

Заполните таблицу:

Чиновник

Отношение к городничему

Вывод:


Карточка 3

Прочитайте восьмое явление пятого действия. Найдите сходства в завязке и развязке действия.

Заполните таблицу.

Завязка

Развязка

Слова

Реакция

Интонации

Ответьте на вопросы:

Какие чувства испытывает городничий?

Какие чувства испытывают чиновники? Предвидят ли чиновники возможные последствия обмана?


Карточка 4

Прочитайте выразительно последнее явление.

Почему так поражены чиновники?

Каково значение «немой сцены»?

Как соотносятся эпиграф комедии и её развязка?

Запишите ваши размышления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка 5

Исследуйте речь городничего. Заполните таблицу.

1. Лексический состав речи городничего.

Вульгаризмы

Канцеляризмы

Просторечия

Варваризмы

2. Фразеология речи городничего.

Вид

Цитата

Вульгарная

Бюрократическая

Книжная

Просторечия

Интонация речи городничего

Событие

Интонация

Цитата

Известие о приезде ревизора

Первая встреча с Хлестаковым

Разговор с Осипом

После помолвки дочери с Хлестаковым

Разговор с купцами

В последнем монологе

Вывод:


Карточка 6

Исследуйте речь Хлестакова. Заполните таблицу.

Признак

Цитата

Отсутствие логики, «перебои»

Просторечия

Смешение «прозаизма» и салонной «утончённости»

Вывод:


Карточка 7

Проанализируйте речь чиновников. Заполните таблицу.

Чиновник

Особенности речи

Цитата

Лука Лукич Хлопов

Ляпкин-Тяпкин

Почтмейстер

Земляника

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе

В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....

Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.

1. Урок- викторина на лучшего читателя   комедии  Н.В. Гоголя  "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...