Обобщение педагогического опыта в творческой мастерской словесника
статья по литературе (9 класс)

Бурак Ольга Владимировна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konf_microsoft_word_3.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта в творческой мастерской словесника

 Бурак Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы,

 МБОУ «Бужаниновская СОШ», Московская обл.,

 г.о.Сергиево-Посадский,  e-mail: o.burak2012@yandex.ru

Обобщение педагогического опыта – одна из форм самореализации и самовыражения учителя.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются педагогом положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

 Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть профессиональную деятельность «как бы со стороны», то есть встать в позицию внешнего эксперта

Для описания и обобщения опыта необходимо ответить на вопросы:

 1. Что я делаю?

 2. Почему я это делаю?  

3. Для чего я это делаю?

 4. Как я это делаю?

 5. Что сделано до меня?

 6. Как это делают другие?

 7. Какой это дает (даст) результат?

 8. Вывод-предположение – за счет чего достигнут результат.

9. Трудности, которые возникают на этапах проектирования и внедрения опыта.

В качестве обобщения профессионального опыта может служить литературное творчество – развернутое педагогическое эссе, – на грани научно- популярного текста и текста художественного стиля речи

 В моем  случае – это книга «После точки в конце предложения», которая вышла в свет 27 ноября 2022 в День матери. И это очень символично, потому что я являюсь продолжателем  учительской династии.  Моя бабушка, Надежда Ивановна Лупанова, в годы Великой Отечественной войны работала учителем русского языка и литературы; мама, Светлана Яковлевна Морозова, проработала более 40 лет учителем математики. Я же сразу после школы попробовала себя в роли учителя музыки, физической культуры, а после окончания Владимирского педагогического университета вот уже 27 лет работаю учителем русского языка и литературы.

Поэтому я считаю, что написание книги — это своеобразная мастерская словесника по передаче опыта.

 Но ничего не зачинается и не рождается в состоянии покоя. И это я испытала сполна. Должны быть особые обстоятельства, которые выведут в другое измерение, лишат сна и отдыха, откроют невероятные тайны и высоты и будут переполнять тебя так, что уже невозможно будет удержать всё в себе. Вспоминаются строки А. С. Пушкина из стихотворения «Осень»:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…

Таким необычным обстоятельством в моей жизни стал конкурс «Учитель года — 2020». Сколько раз мне предлагали принять в нем участие! Но я всегда считала это самой высокой планкой. Не может неопытный педагог участвовать в конкурсах такого уровня. Нужно дойти до определенной кондиции, созреть, состояться как педагог. Это не конкурс «Дебют года», где есть право на ошибку. Здесь такого быть не может. Поэтому только на 25 году работы учителем русского языка и литературы я решилась покорить эту высоту. Конечно, ко всему нужен толчок. Спасибо моей дорогой администрации, которая выдвинула мою кандидатуру, поверив в мои силы и возможности. Конечно, силы у меня были, но вот возможности!.. Администрация же точно не знает, в каких условиях обитают их коллеги по работе. Муж, собаки, кошки, домашние хлопоты — это все дело житейское. Но вот маленькие внуки (их на тот момент было четверо), которые живут с тобой на одной территории и требуют к себе большего внимания, чем собственные дети, «ведь внучат любят больше детей», забирают массу времени и сил. Поэтому вся подготовка к конкурсу проходила ночами. Но этот процесс невозможно было остановить и во время работы в школе. Каждый обычный урок рождался в какой-то особенной творческой атмосфере поиска и эксперимента. Мозг не отключался ни на минуту и требовал от души и тела постоянной работы по отшлифовке рабочего материала и превращению его в нечто большее, чем конспект открытого урока. Вот глава из книги, в которой об этом рассказывается.

Люблю проводить уроки в своем 9 классе, когда они еще не такие шумные, пока еще не проснулись. Второй урок — это очень хорошее время для продуктивной работы. А у нас «Евгений Онегин», и мы близимся к завершению. Осталось только разобрать объяснение Онегина с Татьяной и сделать выводы. Последнее время у меня Пушкин в голове живет постоянно. И днем, и ночью, потому что через два дня мне давать открытый урок в 9 классе в незнакомой школе с незнакомыми детьми. Тему урока объявили вчера, после завершения 1 тура (внеурочное занятие). Те, незнакомые, девятиклассники немного отстают от программы. Остановившись на второй главе, они познакомились с жизнью Онегина в Петербурге и узнали о его приезде в деревню и о дружбе с Ленским. Это хорошо. Со своими я это уже «прокатала». Но чтобы дать урок на район, нужна какая-то «фишка», нестандарт. Мозг лихорадочно работает.

Разбираем сцену объяснения Онегина с Татьяной. И тут мне приходит мысль:

— Ребята, а у Онегина отчество есть? Мы весь роман прочитали, но ни разу Пушкин не назвал имени его отца!

Идет лихорадочная работа с текстом. Отвечают:

— О дяде знаем: «Мой дядя самых честных правил»!

— Об отце тоже знаем: «Давал три бала ежегодно и промотался, наконец».

И вдруг одна девочка говорит:

— О матери ничего нет! Что, у него матери не было? Подкидыш?

— Ничего себе, а давайте посмотрим у других. У кого есть семья?

— Ларины, конечно! Мать, отец, «солили на зиму грибы»... У Ольги и Татьяны отчество есть — Дмитриевны!

— Значит, у них корни есть. Не без роду и племени русские люди!

— А Ленский?

— «Он из Германии туманной привез учености плоды».

— Он не наш! Какое отчество?

— Стоп! Давайте к Онегину вернемся! Воспитывается аббатами, французами, отец — транжир. Раз матери нет, значит, дядя по отцовской линии — брат отца, скопил состояние. Но это брат, не отец.

В голове играют буквы. Отец, Отчество, Онегин, Остался, Один.

— Он «О» — ноль; пустое место, без корней! Это Ноль!

— Кто еще в этом романе «О»?

Дети сразу отвечают:

— Ольга.

— Почему?

— Потому что пустая, ветреная, легкомысленная, но красивая. Нет внутреннего стержня, опоры!

— А у кого есть такой внутренний стержень?

Все буквально хором отвечают:

— У Татьяны!

Опять играем с буквами. «Т» — Татьяна.

Значит, не просто так Пушкин называет свою любимую героиню Татьяной.

«Т» — внутренний стержень.

Кто-то из детей заступается за Ольгу. Я тоже хочу, чтобы она была лучше, потому что сама Ольга, и совсем не хочется быть пустым местом.

— У Ольги есть отчество, в отличие от Онегина. И вообще, Онегин — это фамилия, а имя у него — Евгений!

Да, мы немного заигрались с Онегиным, но сейчас нас интересует Ольга.

— Что вы ее Ольгой называете, сами нам говорили, что всё начинается с детства. Вас, Ольга Владимировна, как в детстве называли?

— Оля, а папа вообще называл Оле, потому что футбол очень любил смотреть и всегда кричал, когда болел за свою команду. «Оле-Оле-Оле-Оле!»

— Точно! Давайте напишем имя ОЛЯ и попробуем разгадать шифровку Пушкина.

«О» — ноль.

«Л» — Ларина, то есть фамилия есть. И последняя буква — «Я», значит, самим собой буду!

«Д» — Дмитриевна: отчество, корни, это даже лучше, чем фамилия, потому что девушки фамилию при замужестве меняют, а отчество всегда остается при ней. «Д» — дом, основа, фундамент, семья.

— Я додумался! Додумался! Я разгадал шифровку Пушкина! — кричит с дальней парты сильный по математике ученик-логик. — Только тогда «ноль» станет «я», когда обретет семью!

— Здорово! — закричали все. — Мы согласны!

Как нам понравилось разгадывать шифровки! А мы вовсе не думали этого делать в начале урока. Но логически выстроенная цепочка мыслей дошла до истины. Как здорово!

Дети довольные уходили из класса, с чувством, что они что-то очень важное для себя открыли, чем-то обогатились и теперь обязательно расскажут об этом другим, потому что удержать открытие в себе невозможно, оно несет, оно хочет вырваться наружу, как звезда. И хочется высоко поднять эту звезду над головой и осветить путь людям.

И такие маленькие открытия совершались не только на уроках. Они происходили и на переменах, и в столовой, и в учительской, и в электричке по дороге на работу и с работы, и дома.  Я очень ценила те минуты, когда во всей этой невероятной гонке могла просто пообщаться со своими коллегами, поделиться эмоциями, впечатлениями, той радостью от открытия, которая меня переполняла. Но немногие могли слушать и понять. У всех ведь свои проблемы. Да и всё время находиться в состоянии полета тяжело. Надо иногда опускаться и на грешную землю. И тогда я решила написать книгу. Это и стало обобщением опыта в творческой мастерской словесника. Так появилась книга «После точки в конце предложения».  

Взлеты и падения, накал страстей и бури эмоций, тайны слов и разгадки образов литературных героев увлекут читателя в водоворот событий школьной и нешкольной жизни. Что будет после точки в конце предложения? Новое слово? Новая книга или новая жизнь?

 Книга будет интересна преподавателям, студентам педагогических вузов, школьным психологам, ученикам и их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...