Развитие творческой самостоятельности на уроках литературы в условиях введения ФГОС
статья по литературе (8 класс)

Нагаева Юлия Витальевна

На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой самостоятельности на уроках литературы в условиях введения ФГОС

(заседание ММО учителей русского языка и литературы г.о. Химки)

Автор: Нагаева Юлия Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №29 г. Химки

Уроки русского языка и литературы  всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором.

Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Но нельзя не учитывать реалии сегодняшнего дня: сокращается число читающих людей, книга вытеснилась «экранным досугом», гипертекстом Интернета,  изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя. 

В последние годы у школьников резко повысился интерес к развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей. 

Русский язык засоряется канцеляризмами, жаргонизмами и словами иностранного происхождения. Падает уровень грамотности населения. На фоне этой мрачной статистики учитель-словесник становится в своем роде миссионером, призванным вывести общество из тупика, в который его загоняет массовая культура.

   Целью новых подходов в обучении должно быть раскрытие запаса творческих способностей и возможностей посредством приобщения учащихся к искусству слова. Только такое обучение позволит решать следующие задачи:

1. Не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера;

2. Дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;

3. Повысить качество знаний обучающихся;

4. Вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

 Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений  только на формирование знаний,  умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.

В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:

- в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке;

- выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;

- дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.

Отсюда меняются задачи как образования в целом, так  и филологического образования в частности. 

    Цель литературного образования - приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника. 

Проблема развития творческих способностей учащихся требует как разработки системы учебных занятий по русскому языку и литературе с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий  оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения  филологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.

Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.

Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...

Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...