Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
статья по географии

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivanova_m.a.doc.docx8.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС

Иванова Маргарита Алексеевна, учитель географии

ГБОУ СОШ с углубленным изучением математики №1360 города Москвы

Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные на уроках.

Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии:

  • Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса.
  • Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.
  • Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.
  • Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся.
  • Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.
  • Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Географические викторины считаются универсальной формой работы, так как они позволяют охватить значительное количество участников.

Викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим, относят викторины краеведческой тематики, их хорошо использовать для закрепления материала по определенным темам. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний и дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию. Подобные викторины  проводим  во время предметной недели. Следует отметить, что распространенной формой географических викторин является устная викторина. Отвечает тот, кто первым поднимает руку.  Устные викторины можно проводить в любых условиях (в классе и вне его).            

Наиболее ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов. Вопросы географической викторины по содержанию и характеру должны быть неоднозначными. Условно их можно разделить на группы.

К первой группе отнесем вопросы на знание фактического материала: Какое озеро в Африке самое глубокое?

Ко второй группе отнесем вопросы, которые потребуют от учащихся правильного определения путешественников, знания их биографических данных и открытия. Кто из португальских путешественников набрел на заветный мыс и нарек его мысом Бурь в память чуть не погубившего его шторма?

 К третьей группе отнесем вопросы на  знание  флоры и фауны или географической номенклатуры: Какой крупный остров в Индийском океане принадлежит Африке?

Данная группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся: По определениям, учащимся надо отгадать географический термин или объект. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот и считается выигравшим. Логическое мышление развивает память  и внимание. Крупный, толстокожий, ленивый, тяжелый, рогатый (носорог).

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся по предмету география. В результате проведения викторин мы  имеет возможность следить за общим развитием школьников, их любознательностью, начитанностью и интеллектуальностью.

Мотивация учеников обусловлена стремлением к результату, к самой деятельности, независимо от результата, стремлением получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).

         Географические игры позволяют нам моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели в  получение конкретных результатов.

В подготовительном этапе - определяем цели, программы, методики проведения игры. Скрупулезно подбираем необходимый материал, знакомим учащихся с замыслом и условиями игры. Учащиеся, получив определенное задание, подбирают необходимую литературу, анализируют ее.

В игровом этапе -  мы учителя, выполняем, роль ведущих, являясь одновременно и участниками коллективных действий. В начале игры  озвучиваем  тему, цели, знакомим с содержанием и  правилами игры всех участников. Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия. Заключительный этап. Анализ полученных результатов, подведение итогов и награждение.                                                  

Учебная игра, предполагающая взаимодействие всех участников в едином эмоционально значимом игровом пространстве предъявляет высокие требования к уровню культуры общения каждого из участников, к его умению понять партнёра, с уважением отнестись как к его точке зрения, так и к его эмоциональным потребностям в игре. Если соответствующие навыки ранее не были сформированы у учащихся, то требуется применение определённых психолого-педагогических техник, направленных на развитие коммуникативных навыков детей.