ОБРАЗ «ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА
проект по литературе (9 класс)

Писарева Екатерина Владимировна

«Черный человек» - традиционный мифологический образ в мировой литературе. В нем воплощены  зависть и темные силы, мучающие и преследующие людей. К данному образу в своем творчестве обращались многие писатели. Но одним из самых загадочных произведений  двадцатого века в русской литературе считается поэма «Черный человек» С.А.Есенина. С первых строк она интригует, завораживает и читается на одном дыхании. Но после прочтения поэма оставляет больше вопросов, нежели ответов Цель работы: проследить динамику образа «черного человека» в поэме С.А. Есенина. Задачи: изучить происхождение данного образа в русской литературе; проанализировать поэму «Черный человек» С.А.Есенина; выяснить, кем или чем является Черный человек для поэта. В ходе исследования были использованы методы: описательный,  теоретический, творческий, метод анализа художественного произведения. В результате исследования были сделаны выводы: «черный  человек» у С.А. Есенина  - лирическое выражение терзаний души поэта, осознавшего собственную вину за свою «изломанную жизнь». Трактуя образ «черного человека» по-своему, поэт воплотил в нем не только злые силы, преследующие творческую личность, но и отрицательные начала души самого героя. Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование в дальнейшем можно использовать на уроках литературы в старших классах общеобразовательных учреждений, для подготовки к олимпиадам по предмету «Литература». Результатом исследования стало  стихотворение собственного сочинения  «Ночной гость».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip61.39 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ «ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА

Петрова Екатерина Сергеевна,

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Мегион, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 9 б  класс.

                                                 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

                                                         Введение 

        Добро и зло, гений и злодейство, черное и белое… Умы многих философов занимало противопоставление этих понятий, им посвящено немало научных исследований.

Добро – это цель человеческой деятельности, идеал, к которому следует стремиться. Религия воплотила идею высшего добра в Боге. Он творец всего доброго, вечного, разумного. Зло происходит от «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло влечет за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Черная душа, черная зависть, черная молва. В рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить «общую природу» добра и зла.

Традиционный мифологический образ в мировой литературе - это «черный человек». В славянской мифологии слово «черный» употребляется как эпитет злых духов, с черными божествами соединялось все старое, безобразное, лукавое и злое. В образе «черного человека» воплощены  зависть и темные силы, мучающие и преследующие людей. К данному образу в своем творчестве обращались многие писатели. Но одним из самых загадочных произведений  двадцатого века в русской литературе считается поэма «Черный человек» С.А.Есенина.

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны  изучается творчество этого величайшего русского поэта эпохи Серебряного века. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности человека велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения. Стихи и проза Есенина - это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа.

Гипотеза: образ «черного человека» у С.А. Есенина  - результат размышлений поэта о судьбе творческой личности в определенных социально-исторических условиях.

Цель работы: проследить динамику образа «черного человека» в поэме С.А. Есенина.

Задачи: изучить происхождение образа «черного человека» в русской литературе; проанализировать поэму «Черный человек» С.А.Есенина; выяснить, кем или чем является Черный человек для поэта.

Объект исследования: поэма «Черный человек» С.А.Есенина.

Предмет исследования: образ «черного человека»  в поэме С.А.Есенина.

                                                        Обзор литературы

        Литературного материала по данной теме достаточно много. Образ «чёрного человека» имеет глубокие корни в литературе. В «Толковом словаре В. Даля» синонимом слова «черный» являются нечистый, дьявол, черт. Другими словами, Черный человек — один из обликов, который принимает черная сила, сатана, дьявол, являющийся олицетворением зла, врагом рода человеческого. Еще в славянской мифологии, в предании о Чернобоге и Белбоге, противопоставляется черное и белое божество, и слово «черный» употребляется как эпитет злых духов. Сказочный Чёрный Всадник из русского народного фольклора, аллегорически «настигавший людей в пути», являлся предвестником Смерти. Образ «черного человека» проявлялся у разных народов в разные эпохи: черные великаны из скандинавского фольклора, «Фауст» Гёте [4].

В русской классической литературе  и А.С.Пушкин, как знаток и собиратель народного фольклора, не обошел стороной эту тему. Вторжение сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь присутствует во многих произведениях поэта: сказочный Черномор, грозный Медный Всадник и другие. Но нигде этот образ не был таким таинственным и пугающим, как безликий человек в черном, заказавший «Реквием» Моцарту в драматическом произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»[4]. И хотя образ Сальери в произведении Пушкина исторически недостоверный, да и образ Моцарта отличается от своего исторического прототипа, поэт воспользовался фигурами двух композиторов, чтобы воплотить в них образы, теснившиеся в его творческом сознании. Это произведение о зависти и дружбе, об искусстве и ремесле, о гении и злодействе, такую оценку дают критики трагедии «Моцарт и Сальери». А.С.Пушкин признавал превосходство Моцарта над всеми прочими композиторами. Для него, да и для всего мира, Моцарт – гений, познавший саму сущность искусства, музыкант сверхъестественной одаренности, такие, как он, рождаются раз в сто лет. Убийство такого гения придает произведению трагичный тон [4].

Поэму С.А.Есенина «Чёрный человек» отделяет от произведения А.С.Пушкина почти сто лет. Эта поэма — загадка, споры о ней продолжаются и сегодня. Закончив поэму в ноябре 1925 г., уже через полтора месяца Сергей Есенин умирает. Официальная версия: в ночь на 28 февраля в ленинградской гостинице «Англетер» С.Есенин покончил жизнь самоубийством. Сейчас поэма «Черный человек» многими воспринимается как своеобразный реквием поэта. Её название - это прямая цитата из пушкинской «маленькой трагедии», да и сам Есенин, говоря о своей поэме, признавал «Моцарта и Сальери» ее литературным источником и тем самым подчеркивал, что в образе «черного человека» воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие самого поэта, как пушкинского Моцарта [2]. Так  кем же был   «черный человек»  для С.А. Есенина? Какой смысл вложен в этот образ?

Поэма С. А. Есенина «Чёрный человек» – одно из самых загадочных, таинственных и неоднозначных произведений поэта. Она «вырастает» из творчества Есенина в целом, ее мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились», «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…»[2].

С первых строк поэма интригует, завораживает и читается на одном дыхании. Но после прочтения «Чёрный человек» оставляет больше вопросов, нежели ответов. Может показаться, что поэма написана в один вечер:  в одну ночь вдруг вырвалось из души поэта всё то, что терзало его на протяжении многих лет. На самом деле «Чёрный человек» создавался довольно долго. Замысел появился ещё в 1922-1923 года, во время зарубежных поездок, где Сергею Есенину стало невыносимо тяжело. Он понял, что его основная публика находится в стране, которой он не нужен, в стране, где у власти стоят «страшные негодяи», которым его поэзия кажется чуждой. Европа и Америка ему не понравилась, он не представлял, чем бы мог здесь заниматься, ибо все, что он мог и хотел бы делать, — литература. Но заниматься литературой на другом языке, кроме родного, он не мог, да и не хотел. Есенин все чаще заглушал душевную боль алкоголем, а в трезвые дни к нему приходило отчаяние. Поэтому поэма впитывала в себя всю горечь и боль тех дней. Окончательный ее вариант он прочитал в 1923 году, сразу после возвращения в страну «самых великих негодяев». Почти все, кто вспоминал тот вариант, уверяют, что она была намного длинней и куда более мрачной и страшной. В ноябре 1925 года поэт переработал поэму до конца, оставив ее такой, какой мы ее видим сейчас.

Так кем же  был ночной гость поэта? Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек в одноименной поэме? Обратимся к тексту.

Начинается поэма с исповеди лирического героя, который признается в душевной болезни читателю: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен…». Он подкрепляет свои высказывания метафорой, сравнивая голову с птицей, что стремится улететь: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». В очередную бессонную ночь к герою приходит и садится на постель тот самый, загадочный и мистический,  Черный человек:

Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх
[1] .

Чтобы показать всю сущность незваного гостя, лирический герой, словно в бреду, несколько раз повторяет «черный». Его прожитая жизнь - это и есть «мерзкая книга», которую читает Черный человек, ругая его  за содеянные грехи и называя  «прохвостом и забулдыгой». Важно отметить, что Черный человек вычитывает из книги лишь самые отрицательные и мрачные моменты. Он с глубоким отвращением повествует о жизни героя. Читателю становится понятным то, что за образом героя поэмы скрывается личность  самого Есенина. В лице Черного человека автор высмеивает сам себя за то, что не смог воплотить «много прекрасных мыслей и планов», за свою простоту души, за открытость, честность, или даже, детскую наивность. Черный человек так же затрагивает шаблоны общества, против которых выступал Есенин совершенно один, стараясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь:

 Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов
[1].

  И чуть ниже следуют строки, ставшие крылатой фразой, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем мире:

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство
"[1] . 

Герой пытается прогнать Черного человека:

« …Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай
"[1].

Поэт умело замечает и  то, что происходит вне дома, за окном, даже в минуты терзания души. Это и «ветер, что свистит над пустым и безлюдным полем», это «всадники – деревья», это «плач ночной зловещей птицы».

К концу поэмы появляются намёки на то, кто же приходил к лирическому герою в бессонную ночь. Слово «окно» по истории происхождения, так или иначе, связано со словом «око». Это глаз избы, через который в неё попадает свет. Ночное окно схоже с зеркалом, где каждый видит своё отражение. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани», о крестьянском мальчике «желтоволосом, с голубыми глазами».

Лирический герой словно находится в замкнутом кольце, из которого не может выбраться, ходит по кругам пытки Черного человека. Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяет своё обращение: «друг мой, друг мой», и снова дважды Черный человек шепчет ему: «слушай, слушай…». Герой не в силах справиться с внутренними противоречиями и вырваться из внешнего кольца реальности.

Ответ на вопрос, мучающий читателя на протяжении всей поэмы, кто же такой Черный человек, наконец, открывается, когда трость «взбешенного и разъяренного» героя летит в переносицу мучившего его дьявола. Зеркало разбито вдребезги. Двойник исчез. Герой остаётся один в комнате. «Один и разбитое зеркало».

 «Синеет в окошке рассвет», ночь и её ужас, окутавший лирического героя, отступает, однако одиночество по-прежнему остаётся, противоречия никуда не ушли. Они всё так же будут бредить, не давая покоя герою. А разбитое зеркало даёт понять, что Черный человек – это не воплощение черного «я», взявшегося  из ниоткуда. Это зеркало души самого поэта. В Чёрном человеке собрались все пороки и отрицательные качества Есенина. Освободившись от Черного человека, он принимает себя таким, какой он есть. И опять цилиндр…опять круг…

Существует несколько версий на тему: кем же был есенинский чёрный человек.

Один из исследователей этой темы в своей работе «Чёрный ангел-хранитель Есенина» М.П. Свириденков рассуждает: «А что если Чёрный человек был ангелом-хранителем Есенина, его совестью, знавшей, что поэт крестьянской Руси был «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки»? Кто знает, возможно, Есенин увидел в чёрном человеке беса, потому что в стране, где вместо икон на стенах висели портреты безбожников и стали нетленными мощи кровавого вождя, нельзя было не перепутать святое и грешное…» [3].

Исследователи выдвинули еще одну версию, связывая образ «черного человека» с историческим лицом, а именно – с Троцким. Основана эта гипотеза на воспоминаниях художника Ю. Анненкова, которому в 1923 г. правительством было поручено написать портреты вождей революции. Одним из первых он писал портрет Троцкого: «Когда все мои эскизы к портрету Троцкого были закончены, и я должен был приступить к холсту, Троцкий сказал полушутя, полусерьезно:

— А как же мне нарядиться для портрета? Позировать в военной форме мне бы не хотелось. Могли бы вы набросать что-нибудь соответствующее для нашего портного?

Я набросал карандашом темную непромокаемую шинель с большим карманом на середине груди и фуражку из черной кожи, снабженную защитными очками. Мужицкие сапоги, широкий черный кожаный кушак и перчатки, тоже из широкой черной кожи, с обшлагами, прикрывавшими руки почти до локтей, дополняли этот костюм.

Вспоминаю, как во время одной из примерок я сказал:

— В этом нет ничего военного.

Троцкий улыбнулся:

— Но в этом есть что-то трагическое.

— Не трагическое, — ответил я, тоже рассмеявшись, — но угрожающее». Не эта ли «одежда революции» подсказала Есенину название поэмы — «Человек в чёрной перчатке» (Берлин, 1923 г.) и, наконец, «Чёрный человек»? На это указывают даты, общие знакомые. На это указывает портрет Есенина работы Ю. Анненкова, помеченный 1923 годом [2]. Но за недоказательностью эта версия исследователями была отвергнута.

Вероятнее, что Чёрный человек – это лирический герой поэмы. Конечно, в создании этого образа, вполне возможно, участвовали и впечатления от встреч с реальными людьми, и весь текстовой массив предшествующей литературы, переосмысленный и переработанный сознанием художника, и осознание собственной личности. И именно все это в совокупности делает эту поэму значимой не только для творческой индивидуальности одного поэта, но и для всей литературы в целом. Критики творчества С.А.Есенина усматривают также аналогии между поэмой «Черный человек» и «Портретом» Н.В.Гоголя, ищут ее корни в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и в «Черном монахе» А.П.Чехова. Это еще раз доказывает, что русскую литературу всегда отличало внимание к духовному поиску человека. А за душу человека всегда боролись две силы: тёмная и светлая.

       Методы исследования.  В своей работе мы использовали описательный метод, метод анализа художественного произведения, теоретический метод, творческий метод.  Для начала мы изучили историю происхождения образа «черного человека» в литературе и выяснили,  что его история уходит своими корнями в далекое прошлое. В ходе исследования установили, что в русской классической литературе впервые обратился в своем творчестве А.С. Пушкин. С целью реализации поставленных нами задач подробно исследовали поэму «Черный человек» С.А. Есенина. Результаты исследования мы воплотили в стихотворении собственного сочинения  «Ночной гость»  (см. Приложение 1).

         Результаты исследования.   В процессе  исследования мы выяснили, что образ «черного человека» динамичен, то есть меняется, развивается в определенных социально-исторических условиях. У С.А.Есенина  этот образ показан как результат размышлений поэта о судьбе творческой личности.

Проанализировав поэму  великого поэта, можно сделать вывод, что образ «черного человека» в творчестве Есенина трансформировался. Неизменным осталось его (Черного человека) неприятие такого творчества, которое заставляет людей думать, затрагивает за живое, не оставляет равнодушными. «Черный  человек» у С.А. Есенина  - лирическое выражение терзаний души поэта, осознавшего собственную вину за свою «изломанную жизнь». Трактуя образ «черного человека» по-своему, поэт воплотил в нем не только злые силы, преследующие творческого человека, но и отрицательные начала души самого героя.

.

                                                                 Заключение

«Черный человек» есть у каждого, вернее сказать: есть у каждого, кто задумывался над смыслом жизни и о нравственных ценностях, кто имел свой собственный взгляд на вещи, свое мнение и характер.

Одна неизвестная поэтесса Вера Кондрат написала, что "стук сапог" черного человека услышит тот, кто:

... жизнью был хоть малость озабочен,

Кто шел вперед и жил не между прочим,

Кто написал хотя бы пару строк [4].

Мы считаем, что история образа «черного человека» не заканчивается на классической литературе. Тема добра и зла, черного и белого волновала и будет волновать умы творческих людей, неравнодушных к судьбе своей страны, к будущему людей. История этого образа может быть развернута и в дальнейшем, так как она до конца не изучена. Многие авторы пытались и будут пытаться познать человеческую сущность, понять, что делает нас людьми.

Наша гипотеза оказалась верной: образ «черного человека» у С.А. Есенина  - результат размышления поэта о судьбе творческой личности в определенных социально-исторических условиях.

Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование в дальнейшем можно использовать на уроках литературы в старших классах общеобразовательных учреждений, для подготовки к олимпиадам по предмету «Литература».

                             Список использованных информационных источников

  1. Есенин С. А. Собр. Соч.: В 2 т. – Т. 1.– М, 1992.
  2. Пашинина В.С. Неизвестный Есенин. Факты и документы. Литературно-историческое исследование. – М., 2013.
  3.  Свириденков М.П. «Чёрный ангел-хранитель Есенина», статья. – М., 2004. – URL: http://esenin.niv.ru/esenin/articles/article-3.htm.
  4. www.bibliofond.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.  Как бы там ни было, о...

Урок-проект по поэме Есенина "Черный человек"

Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?На эти вопросы мы должны ответить себе в конце работы над нашим проектом.  Как бы там ни было, о...

"Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа "Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"...

Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала...

Народный защитник или злодей? (Образ Пугачева в фольклоре, повести А..С. Пушкина "Капитанская дочка", поэме С.А.Есенина "Пугачев")

Сопоставление образа Пугачева в исторических песнях, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина...

Поэма С. Есенина «Черный человек»

Класс: 11Место урока в системе уроков: первыйЦели урока: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способ...

Общие мотивы в стихотворениях С. Есенина "Черный человек" и Г. Афзала "Үзем турында"

Научно-исследовательская работа по творчеству С.Есенина и Г.Афзала...