ПУТЬ ИСКАНИЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО. АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И ПЬЕР БЕЗУХОВ
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Качмазова Светлана Казбековна

Цели: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpuu7bbl_put-iskaij-glavyh-geroev-l.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЬ ИСКАНИЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО.
АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И ПЬЕР БЕЗУХОВ

Цели: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Путь исканий князя Андрея и Пьера – это путь сближения с народом. А народ – есть носитель лучших человеческих качеств.

Т. Г. Браже

I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.

1. Чтение сочинений, рецензирование.

2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.

II. Беседа  с  учащимися  по  теме  «Путь  исканий  главных  героев Л. Н. Толстого».

Вопросы:

1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым?

2. Что примечательно в их внешности? (А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)

3. На  какие  черты  характера  героев  обращает  внимание  писатель? (Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно.

Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных».)

4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого? («Андрей Болконский и Пьер Безухов – натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути – бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).)

5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить? (Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.

– На первом этапе – отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.

– Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату.

– Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих близких».

– Встреча  с  Наташей  Ростовой.  Решение Болконского «жить для других».

– Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).

– Любовь к Наташе.

– Под Бородиным – чувство единения с народом.

– В последние часы жизни – глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)

6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?

7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их духа? (Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)

8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Платоном Каратаевым?

9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?

10. Кто ближе из них автору? А вам?

Болконский – сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен. Добрый и искренний с теми, кого уважает.

У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие.  Его путь – путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.

Пьер Безухов – натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят  непосредственность  и  простота,  то  есть  те  качества,  которые  «более  всего  роднят  его  характер  с  народным».  Настоящее  сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям декабризма.

Домашнее задание.

1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».

2. Сообщение «Любимая героиня Толстого – Наташа Ростова».

3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».

Индивидуальные задания (доклады) по темам:

1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?

2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.

3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова"

Урок может быть использован на уроках литературы в 10 классе...

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....

Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Евдокимов О.В.

Изучаемый фрагмент романа Л.Н. Толстого на уроках литературы в 10 классе предоставляет учащимся возможность усовершенствовать имеющиеся у них навыки анализа текста посредством обращения к поступкам и ...

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

конспект занятия по литературе на тему : "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова."...

Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"

Презентация к уроку литературы в 10 классе  " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе  "Война и мир"....