Эпос народов мира. Былины. Вольга и Микула Селянинович
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epos_narodov_mira._byliny._volga_i_mikula_selyaninovich.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3. Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Цель: Расширить представление об особенностях жанра былины; дать представление об отличии былины от сказки; показать соотношение реальности и вымысла былины.

Планируемые результаты: умение различать жанры фольклора; знание понятия былина, особенностей этого фольклорного жанра, содержания былины «Вольга и Микула Селянинович»; умения характеризовать героев, объяснять значение устаревших слов.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Пересказ статьи о преданиях.
  2. Пересказ одного из преданий.
  3. Выразительное чтение предания «Петр и плотник», устное рецензирование выступлений.
  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя

. Три урока посвятим особенностям жанра устного народного творчества, с которым вы уже немного знакомы,  – жанра былин.  Былины, - как и предания один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Ученые установили, что создание былин закончилось в XVII веке, а активное их бытование. Постепенно угасая, продолжилось до середины прошлого, XX века.

Былины – это русский героический эпос. Величественные образы богатырей – защитников родной земли, поднимали дух воинов, поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором.  Вспомним лермонтовское: «Д, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри – не вы!» Богатыри олицетворяли важнейшие интересы, идеалы народа.

Само название говорит о том, что былины воспринимались народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

  1. Актуализация знаний, беседа.

– Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Примерный ответ. Герои-богатыри, особенности языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

- В чем отличие былины от сказа? (Примерный ответ. Сказка воспринимается и рассказчиком, и слушателями как чудесный вымысел, былина  - как рассказ о действительных событиях).

-  Каких богатырей вы помните? (Примерный ответ. Илья Муромец, Святогор-богатырь, Микула Селянинович и др.).

3. Чтение и обсуждение статьи ученого-фольклориста В.П. Аникина и статьи «О собирании, исполнении, значении былин» стр. 11-16.

В основе беседы вопросы 1-3 рубрики «В лаборатории народного творчества»

  1. Комментированное чтение и обсуждение былины «Вольга и Микула Селянинович»

Читает учитель.

- Кто герои былины?

- Кто такой Вольга Святославович? (Примерный ответ. Князь).

- Куда направляется Вольга? (Примерный ответ. Он едет в города, которые ему отдал во владение киевский князь).

Найти на карте Киевской Руси эти города.

- Какие качества проявляет Микула Селянинович, когда знакомится с князем? (Примерный ответ. Микула Селянинович превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Этот богатырь Микула является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей).

- Как изображен этот герой былины? (Примерный ответ. Микула одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин. В портрете Микулы иметно стремление украсить облик любимого героя).

Комментарии

«У оратая сапожки зелен сафьян» - это обувь очень богатых и знатных людей. Как и кафтан черного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры,/ Вот под пяту-пяту воробей пролетит, /Около носа хоть яйцо прокати» - высокий и тонкий каблук – как шило; острый, высоко загнутый носок.

Можно показать подобный фасон сапог у сказочного героя на иллюстрациям к сказкам В.М. Васнецова.

«А тут стали мужички с меня грошей просить» - в былине так называлась пошлина, которую взимают с путников горожане или – иронически – грабеж.

- Какое значение имеет такое описание? (Примерный ответ. Это описание дает представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины, а также о стремлении поэтизировать труд).

  1. Работа с толковым словарем.

Работа в группах. Необходимо, чтобы перед глазами у обучающихся были, кроме текста. Иллюстрации к былине. Объяснение значения незнакомых слов (по толковому словарю С.И. Ожегова).

Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Булатный – из булата- старинной, упругой, с уздечатой поверхностью стали.

Сафьян – тонкая мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

 Соловый -  масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой)

  1. Закрепление изученного материала.

Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 23.

 - Какие черты в Микуле подчеркиваются? (Примерный ответ. Необыкновенная физическая сила, воинская доблесть. Микула отличается мудростью и добротой, ему передоверяют управление городами).

-В чем смысл диалога Вольги и Микулы Селяниновича?

  1. Подведение итогов урока.

- Почувствовали ли вы отношение народа к Микуле Селяниновичу? Каково это отношение? Обоснуйте свое мнение

  1. Домашнее задание
  1. Вопросы и задания рубрики «Проверь себя» стр. 15, 4 рубрики «В лаборатории народного творчества» стр. 17, рубрик «Проект» и «Совершенствуем свою речь».
  2. Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».
  3. Прочитать былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник» и «Садко»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Подготовка к написанию сочинения по былине "Вольга и Микула Селянинович" с использованием ИКТ

Опубликованный на странице портала учебный материал  - это урок по  подготовке к написанию сочинения по русской литературе в школе-интернате V вида для детей с ограниченными возможностями зд...

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока

Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема:  Былина «Вольга и Микула Селянинович»...

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

Цели и задачи урока.        Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович...