Литературоведческое исследование: основы теории и практики
рабочая программа по литературе (8 класс)

Тузова Елена Николаевна

Аннотация 

к методической разработке  программы внеурочной деятельности «Литературоведческое исследование: основы теории и практики»

 

В  пособии представлена  программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-11 классов, целью которой является формирование навыков проведения литературоведческого исследования.

 

Актуальность. Организация научно-исследовательской деятельности вообще и по литературе в частности является одним из приоритетов современного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения подчеркивается необходимость увеличить количество учебного времени на исследовательскую деятельность. Это предполагает значительные изменения в целях и задачах обучения, смещение акцентов на формирование общеучебных умений, ведущее место среди которых занимают исследовательские умения. Необходимо стремиться к тому, чтобы любое обучение  заканчивалось выходом на поисковую, творческую работу.

 

Место и роль курса в основной образовательной программе. Это интегративный курс, учитывающий и обобщающий результаты и лингвистических и литературоведческих исследований. Он  устанавливает  межпредметные связи и находится на пересечении таких дисциплин, как поэтика, лингвистика текста, стилистика.

       Предлагаемый курс позволяет расширить представления обучающихся в области литературоведения посредством формирования следующих метапредметных результатов:

-  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

-  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-  овладение навыками формулирования цели деятельности, планирования её, осуществления библиографического поиска, нахождения и обработки  информации из различных источников, включая Интернет и др.;

-  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

 

Программа содержит следующие  разделы:

-Учебно-тематическое планирование

-Содержание изучаемого курса

-Методические рекомендации

 В приложении к программе есть образец выступления на тему

«Картина мира сельского поэта» с презентацией.

 

Пособие предназначено для учителей словесников, педагогов дополнительного образования, заинтересованных лиц

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturvedcheskoe_issledovanie.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЮЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Тузова Е.Н.

Литературоведческое исследование:

основы теории и практики

Программа  внеурочной деятельности

                          Большая Черниговка - 2021

УДК 371

ББК 74.204

Разрешено внедрение в учебный процесс на основании экспертного заключения

Тузова Е.Н.

Литературоведческое исследование: основы теории и практики. (Программа  внеурочной деятельности).- Большая Черниговка, 2021.

Рецензент:

Рыбакина Н.А.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о. Самара.

В  пособии представлена  программа по внеурочной деятельности для учащихся 8 классов, целью которой является формирование навыков проведения литературоведческого исследования. 

Пособие предназначено для учителей словесников, педагогов дополнительного образования

УДК 371

ББК 74.204

Пояснительная записка

Актуальность. Организация научно-исследовательской деятельности вообще и по литературе в частности является одним из приоритетов современного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения подчеркивается необходимость увеличить количество учебного времени на исследовательскую деятельность. Это предполагает значительные изменения в целях и задачах обучения, смещение акцентов на формирование общеучебных умений, ведущее место среди которых занимают исследовательские умения. Необходимо стремиться к тому, чтобы любое обучение  заканчивалось выходом на поисковую, творческую работу.

Место и роль курса в основной образовательной программе. Это интегративный курс, учитывающий и обобщающий результаты и лингвистических и литературоведческих исследований. Он  устанавливает  межпредметные связи и находится на пересечении таких дисциплин, как поэтика, лингвистика текста, стилистика.

       Предлагаемый курс позволяет расширить представления обучающихся в области литературоведения посредством формирования следующих метапредметных результатов:

-  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

-  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-  овладение навыками формулирования цели деятельности, планирования её, осуществления библиографического поиска, нахождения и обработки  информации из различных источников, включая Интернет и др.;

-  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель: формирование навыков проведения литературоведческого исследования. 

Задачи:

- формирование навыков анализа текста с точки зрения заданной проблемы;

- формирование навыков работы с научной литературой;

- формирование навыков написания научно-исследовательских работ;

-формирования навыков публичного выступления и ведения дискуссии

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов,  знакомых с приемами реферирования и конспектирования литературоведческих статей, с нахождением средств художественной выразительности в тексте.

Основные принципы отбора и структурирования материала. В основе отбора и структурирования содержания программы лежит проектный подход, предполагающий создание собственного продукта, выполненного с ориентацией на другого человека.  

         Данный курс рассматривает художественные тексты произведений XIX-XX века в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.).

Такой системно-интегрирующий подход и произведению позволяет решать приоритетные задачи в обучении литературе в связи с появлением новых форм итоговой аттестации и сокращением учебных часов на изучение предмета в старших классах. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

Методы и формы  работы. 

Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, основными формами работы становятся:

- индивидуальная  работа;

- самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и сопоставительного анализа

В процессе работы над анализом художественного текста используются различные методы и приемы. Основными из них являются следующие:

- метод лингвистического комментирования;

- сравнительно-сопоставительный метод;

- семантико-стилистический метод;

- метод лингвистического эксперимента;

- количественно-статистический метод;

- метод разложения текста на уровни;

- метод концептуального моделирования.

При подготовке исследовательской работы  используются такие формы, как конспектирование, реферирование, работа со словарями, подготовка доклада.

Курс рассчитан на преподавание 1 раз в неделю, на 34 часа в год.

Планируемые результаты

Предполагается, что  изучение данного курса внеурочной деятельности позволит обучающимся достичь следующих результатов обучения:

1.Работа с  литературоведческими источниками:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких  литературоведческих источниках;
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  • составлять список литературы;

2.Анализ, объяснение:

  • знать различные подходы к филологическому анализу художественного текст, различные приемы его интерпретации;

3.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • готовить выступление по материалам исследования;
  • вести научную дискуссию.

Способы оценки  результатов

Способом оценки результатов деятельности будет написание учащимися

конспектов литературоведческих статей, реферата,  исследовательской работы и публичная ее защита.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Всего

В том числе

Формы контроля

лекц

практ

1.

Знакомство с особенностями курса

Структура и содержание научного исследования по литературе

1

1

2.

Подготовка исследования

27

4

23

2.11

Выбор темы исследования

2

1

1

Практикум

2.12

Составление плана работы

1

1

2.13

Подбор и изучение литературы

4

1

3

Конспект,

реферат

2.14

Работа над Введением

4

1

3

2.15

Работа над Основной частью

6

1

5

2.16

Работа над Заключением

2

2

2.17

Составление списка литературы

1

1

2.18

Оформление ссылок

1

1

2.19

Подготовка приложений

2

2

Приложения

2.20

Работа над докладом

2

2

2.21

Подготовка презентации

2

2

Презентация

3.

Выступление на конференциях различного уровня

5

5

Выступление

4.

Подведение итогов. Обсуждение направлений деятельности на будущее

1

1

Итого

34

6

28

Содержание изучаемого курса

1.Знакомство с особенностями курса. Структура и содержание научного исследования по литературе. Постановка целей и задач курса. Основные этапы научно-исследовательской работы.

Формы организации занятий: вводная лекция

2.Подготовка исследования

2.11Выбор темы исследования. Определение периода, автора и произведения. Знакомство с различными темами литературоведческого исследования.

2.12 Составление плана. Структура литературоведческого исследования.

2.13 Подбор и изучение литературы. Составление библиографеского списка об авторе, самом произведении. Конспектирование и реферирование

2.14 Работа над Введением. Понятия актуальности выбранной темы, цели, задачи, предмет, объект исследования, методы.

  1. Работа над Основной частью. Понятие концептуального исследования, проблемно-аналитического, реферативного
  2. Работа над Заключением

2.17 Составление списка литературы. Алфавитный способ группировки литературных источников. Примеры библиографического описания различных источников.

2.18 Оформление ссылок. Способы оформления ссылок.

2.19 Подготовка приложений. Таблицы. Схемы

2.20 Работа над докладом. Принципы отбора материала для выступления

2.21 Подготовка презентации. Визуальные способы подачи исследования

Формы организации занятий: исследование

3.Выступление на конференциях различного уровня. Клише для начала и завершения выступления. Тренинг вопросов.

Формы организации занятий: конференция

4.Подведение итогов.

Формы организации занятий:  рефлексивный анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников по информатике

Основы теории и практики  разработки тестов для оценки знаний школьников по информатике...

Основы теории и практики художественной обработки лозы

В данном материале описывается теория и практика художественной обработки лозы...

программа элективного курса по английскому языку «Перевод: основы теории и практика»

Предлагаемый курс предназначен для интенсивного развития коммуникативной компетенции  и специальных учебных умений учащихся 10-11 классов филологического профиля, а также для учащихся старших кла...

Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.

Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...