Система уроков по творчеству А. Платонова в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Жукова Раиса Михайловна

Предлагаемый методический материал включает вводыный урок ("В прекрасном и яростном мире"), урок по рассказам "Никита" и "Цветок на земле".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukova_r.m._sistema_urokov_po_platonovu_v_5_klasse.odt70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Постижение мира  детской души в рассказах А.П. Платонова

        Методическое пособие содержит систему уроков литературы в 5 классе по творчеству А.П. Платонова (УМК для 5 класса в 2-х частях Г.С. Меркина). Наряду с традиционными подходами, автор предлагает новые  приёмы и методы работы с художественным текстом, что позволяет глубже проникнуть в идею произведения. Пособие адресовано школьным преподавателям русского языка и литературы.

Ключевые слова: А. Платонов, волшебная сказка, сопоставление, воображение, любопытство, мудрость.

        Изучение творчества А.П. Платонова в школе происходит поэтапно: от детских рассказов — до философских вершин автора (повесть «Котлован», роман «Чевенгур» и др.) Важность первого восприятия платоновских произведений состоит в том, чтобы не закрыть для детей писателя «странного» и «необычного», а наоборот, через знакомство с его биографией, мировоззрением, творческим методом  проникнуть в души его героев — маленьких «философов», открывающих мир вокруг себя.

        Современный урок трудно представить без средств аудиовизуального сопровождения, что значительно расширяет возможности учителя. Но гораздо важнее найти новые подходы, позволяющие отрыть путь к раскрытию художественного пространства произведения. Нам представляется важным обратиться к жанрово-родовой специфике рассказов, «сказок», «сказок-былей», «сказочных легенд» А.П. Платонова, на что обращают внимание многие исследователи его творчества (Н.В. Корниенко, И.Б. Городецкий, М.Б. Хорькова и др.). Использование элементов структурного анализа текста, поиск интертекстов,  ассоциативных связей, наряду с традиционными формами и методами работы, позволяет вовлечь учеников в исследование текста, открытие новых «смыслов».

Содержание:

1. Вводный урок. В «прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова.

2. Рождение сказки (жанровые особенности рассказа А.П. Платонова «Никита»).

3. «… что самое главное на земле бывает» (рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле»).

Вводный урок. В «прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова        

Домашнее задание к уроку: прочитать статью в учебнике (стр. 79 - 80); прослушать аудиокнигу «Рассказ А. Платонова «Никита»; записать в тетрадь все образы, которые представлял Никита, используя две краски  — чёрную и цветную; подготовить мини-проект «Во что играли дети войны» (индивидуально).

        Организационный момент начинается  с создания благоприятной обстановки, мотивации обучающихся, сообщения темы урока. Учитель опирается на читательский опыт пятиклассников и нацеливает их на более глубокое знакомство с разными гранями личности и творчества писателя. Обращается внимание на годы жизни Платонова, эпитеты, которые он нашёл для определения своего мира - «прекрасный» и «яростный». Учитель просит  назвать исторические события, которые пришлись на этот период времени.[Революция, гражданская война, строительство новой жизни (создание колхозов, стройки...)]

        Ученикам предлагается прочесть эпиграф к уроку [“Дети — это время, созревающее в свежем теле” (А. Платонов) [1:  372], соотнести его с темой и высказать суждения, о чем пойдёт речь на уроке. [О биографии писателя. О произведениях, в которых раскрывается мир детства.] В ходе эвристической беседы ребята сами формулируют цели урока, сравнивают с целями, поставленными учителем.

        На этапе актуализации субъективного опыта учитель предлагает ученикам, знакомым с творчеством А. Платонова, поделиться своим мнением [Несколько  устных сообщений на тему «Моё первое знакомство с творчеством писателя»].

         Следующее задание выполняется с опорой на презентацию, отражающую этапы жизни и творчества А. Платонова. Ребятам предлагается рассказать  сведения о писателе, которые они узнали из статьи учебника. Учитель поясняет и дополняет биографические факты. Совместно составляется план в тетради.

[1. «Я родился в слободе Ямской при самом Воронеже...»

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 20 августа 1899 года. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав её от фамилии отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Впечатления нелёгкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семён» (1927), в котором главный герой, трогательный семилетний мальчишка,  все дни напролёт нянчит своих младших братьев и сестру. Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище.

2. «Я уже тогда понял, что всё делается, а не само родится».

Работать будущий писатель начал в 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет), чтобы поддерживать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Платонов признавался: «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности». В 1918 год он вновь пошёл учиться — в Воронежский политехникум. Но учёбу прервала гражданская война, на которую Платонов ушёл в 1919 году.

3. «Теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта...»

Первая его книга — сборник очерков «Электрификация» (1921). Книга стихов «Голубая глубина» (1922) получила положительную оценку В. Брюсова. В 1921 году засуха усугубила тяжёлое положение народа, привела к массовому голоду. Платонов считает своим долгом быть там, где он может помочь. С 1922  по 1926 г. писатель работает в Воронежском губернском земельном отделе, профиль его работы — мелиорация и электрификация сельского хозяйства.

4. Работа военного корреспондента.

В годы Великой Отечественной войны прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворённые люди » (1942), «Смерти нет!» (1943), «Афродита» (1944) и др.; вышло 4 книги). В ноябре 1944 года он прибыл домой с тяжёлой формой туберкулёза, но сумел ещё «сбежать» на фронт, встретив окончание войны в Берлине. Только в феврале 1946 года Андрей Платонов был окончательно демобилизован по болезни.

5. «В чём тайна детства?»

Юность Платонова, созревание его литературного таланта выпали на тяжёлые времена — революцию, гражданскую войну. Именно из этого периода выносит писатель свою невероятно нежную любовь к детям — таким беззащитным, чистым. Не удивительно, что именно в детях Платонов увидел посланников добра и света. Детство стало одной из центральных, излюбленных тем его творчества.

6. Обращение к фольклорному наследию.

Воронежская земля славилась глубокими фольклорными традициями, здесь проживали знаменитые сказочницы А.К. Барышникова и А.Н. Королькова, родился собиратель и издатель народных сказок А.Н. Афанасьев, начинали своё творчество поэты А.В. Кольцов и И.С. Никитин. А.П. Платонов обратился к «пересказу» сказочного наследия в 1940 — 1950-е годы. В 1945 году была издана сказка «Волшебное кольцо», позже - «Финист — ясный сокол». В 1947 году вышла книга «Бащкирские народные сказки» в «обработке» А. Платонова. Народную мудрость и сказочные мотивы писатель перенёс во многие свои произведения. [2]

7. Преодоление смерти. Сказка-быль «Неизвестный цветок» (1951).

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулёзом, которым заразился от собственного сына, спасённого им из лагерей. По свидетельству жены писателя, именно в 1950 году больной писатель написал сказку-быль «Неизвестный цветок». «Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья… Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости...» Писатель определил жанр своей книги как сказка-быль, совместив реальность с фантастикой, что так любят дети. «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живёт в цветке — и в авторе! - застенчиво явление их в мир с извинениями за свою непохожесть на других», - написал В. Чалмаев.] [3: 218]

        Работа над первичным восприятием рассказа «Никита» начинается с уточнения истории его создания. [Произведение создано в 1945 году, опубликовано в журнале «Мурзилка», первоначальное название «Добрый кит»]

Учитель предлагает определить тему и главную мысль рассказа. Вводится понятие сквозная тема и совместно делается обобщение: тема становления детской души проходит через всё творчество А. Платонова.

        Следующий этап работы — проверка творческого задания с элементами исследования, основанного на ассоциативном восприятии. Ученики называют образы, созданные воображением Никиты, распределяя их на две группы по цвету. Учитель просит объяснить свой выбор, выясняет, были ли затруднения. [По итогу работы делается вывод: мир вокруг мальчика «населён» добрыми и злыми героями]

        Автор мини-проекта «Во что играли дети войны?» знакомит класс с основными положениями своей работы.  Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Что общего в судьбе детей войны из документальных историй и рассказа «Никита»?

        Учитель подводит итоги урока, выясняет уровень личностного восприятия материала: «Изменилось ли ваше отношение к творчеству А. Платонова после знакомства с его биографией?» Ученикам предлагается задать вопрос, на который они не получили на уроке ответ.

Литература

1. Платонов А.П. «Чевенгур: Романы и повести». - М.: Советский писатель, 1989.  C. 372  

2. Зарицкая И. Андрей Платонов (краткая биография) https://spadilo.ru/biography/andrej-platonov/

3. Чалмаев В. А. Платонов. Очерки жизни и творчества. -  Воронеж, Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1984. С. 218

Рождение сказки (жанровые особенности рассказа А.П. Платонова «Никита»)

Домашнее задание к уроку: прочитать материал в учебнике (стр. 90 — 93), нарисовать иллюстрацию (или цветовую абстракцию) к образу из рассказа «Никита» (по желанию); найти в словаре толкование устаревших и диалектных слов (индивидуально).

        Учитель мотивирует обучающихся на работу, сообщает тему урока. Продолжение знакомства с творчеством А. Платонова, писателя «странного» и «необычного», как определили его пятиклассники на первом уроке, начинается с беседы. Учитель предлагает поразмышлять над вопросами: «Верит ли кто-нибудь из ребят в сказки? А если нет, тогда для чего придумывали и до сих пор придумывают сказки? Кому они прежде всего адресованы? Что может узнать в сказке современный читатель, который не верит в скатерть-самобранку и сапоги-скороходы?» Беседу завершают слова А.Н. Толстого: «Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». [1]

        Обращаясь к ученикам, учитель нацеливает их на совместную исследовательскую работу,  подчёркивая, что понадобится их опыт, так как заглавный герой рассказа — ребёнок. [Запись даты и темы урока в тетради]

        Дальнейшая работа сопровождается презентацией. Учитель предлагает поразмышлять над проблемой, скрытой в теме. [С одной стороны, речь идёт о фантастическом вымысле, а с другой — о реальной жизни] В ходе беседы дети формулируют цель урока, сравнивают с целью, поставленной учителем. [Сопоставить строение народной сказки и рассказа А.П. Платонова]

        Учитель обращает внимание учеников на слайд с эпиграфами к уроку, которые подскажут, о чём пойдёт речь. [“… в первые дни — годы ребёнок переживает давно пережитое: он бывает зверьком и быстрыми шагами проходит всю историю жизни, которая сошлась в нём». (А. Платонов) [2]

“Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь». (Г.Х. Андерсен)] [3]

        Прежде чем приступить к следующему этапу, актуализируются знания ребят, позволяющие проводить исследование. Предлагается вспомнить биографию автора. [А. Платонов занимался литературной обработкой русских и башкирских народных сказок, издал сборники «Волшебное кольцо», «Башкирские народные сказки»; определял жанры своих произведений как «сказка-быль», «сказочная легенда».] Дополнительным аргументом служит мнение Н. Корниенко, исследователя творчества А.Платонова: «А.П. Платонов пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаичные жанровые структуры». [4] Уточняется значение слова архаичный через подбор синонимов. [Устарелый, древний]

        Учитель предлагает познакомиться со структурой «Технологической карты», которая, как герой-помощник, поведёт по пути исследования. [Технологическая карта распечатана для каждого ученика]

Цель исследования: определить жанровые особенности рассказа А. Платонова «Никита».

Задачи: 

- сопоставить композицию рассказа «Никита» с русской волшебной сказкой;

- выявить сходство детских представлений о мире и мифологических сказаний;

- составить характеристику героев через ассоциативное восприятие образа (сходные мотивы, образ, цвет — слово).

Предположение (гипотеза): имея опыт обработки литературной сказки, А. Платонов неоднократно использовал особенности волшебной сказки в рассказах для детей; преодоление страха перед неизвестным сопоставимо с обрядом инициации в сказке.

Русская волшебная сказка

(по В.Я. Проппу)

Рассказ А.П. Платонова «Никита»

        В левой колонке «Технологической карты» (далее ТК) представлены основные элементы строения волшебной сказки, выявленные В.Я. Проппом в работе «Морфология волшебной сказки»: зачин (исходная ситуация), отсутствие героя (отправка в путь, на войну, смерть и др.), запрет, нарушение запрета, волшебный лес (встреча с героями-вредителями, героями-дарителями, помощниками, появление героя-помощника, победа над злыми силами (разрушение царства мёртвых). [5]

        На этом этапе предполагается работа по группам (шесть групп соответствуют разноцветным секторам ТК). [Для удобства работы предлагается повернуться или подойти к товарищам.] Необходимо выполнить задание цветного сектора: привести примеры сказок, в которых присутствует указанная функция.  В случае затруднения можно обращаться в «Копилку подсказок» (иллюстрации к сказкам на цветном фоне, соответствующем определённому сектору). О выполнении задания группа сигнализирует поднятием цветной карточки.

        На этапе проверки задания поочерёдно называются сказки с указанной функцией, ученики записывают примеры в таблицу. Накопленный материал позволяет перейти к сопоставлению структуры волшебной сказки и прочитанного произведения.

        Аналитическая беседа по вопросам выявляет обстоятельства жизни мальчика, отражённые во вступлении:

- В чём проявляется незримое присутствие войны? [Рассказ написан в 1945 году. Отец Никиты на войне.]

- Как складывается реальная жизнь мальчика и его матери? [Мама работает в колхозе* за трудодни*. (Выясняется значение слов, определяется, к какой группе устаревших слов их можно отнести.) Бабушка с дедушкой умерли. Мальчик понимает, что работать нужно, чтобы не умереть с голоду.]

В ТК записываются ключевые слова: ВОЙНА - РАБОТА. Выясняется, как соотносятся в сознании ребёнка эти понятия. [“...отец давно ушёл на главную работу — на войну и не вернулся оттуда”.]

        С помощью опорных вопросов в ТК учитель выясняет, кто из персонажей отсутствует в начале рассказа. [Мама на работе в колхозе, бабушка и дедушка умерли, отец на войне (мнимая смерть)] Ученики поэтапно заполняют правую колонку таблицы:

1. Отсутствие героя (кроме названий героев можно использовать условные обозначения, например «уходящий человечек и стрелка» и т.д.)

2. Запрет-наказ (завязка действия). Опорные вопросы позволяют выявить, что приказывает мать перед уходом. [Наказывает заняться хозяйством, не бояться («Ты умный теперь»)] Уточняется, какой смысл мама вкладывает в определение умный. [Большой, рассудительный] Ученики вносят в ТК знак запрета (можно придумать символ самим, можно воспользоваться дорожным знаком).

3. Нарушение запрета (развитие действия). В ходе аналитической беседы выясняется, что заставляет мальчика выйти за пределы дома. Ученикам предлагается поделиться рассказами о подобных ситуациях в их жизни. В ТК вносятся ключевые слова: СТРАХ — ЛЮБОПЫТСТВО.

4. Непознанный мир. Дети легко определяют, что мальчика пугает непознанный мир, цитата из текста подтверждает это мнение: «Он занемог от страха; ноги его стали теперь как чужие люди и не слушались его. Тогда он пополз на животе, словно был ещё маленький и не мог ходить». [6: ]

        Учитель предлагает представить состояние древнего человека, который не мог объяснить происходящие вокруг явления. Дети знакомятся с мнением исследователя творчества А.П. Платонова: «Это состояние Никиты — проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией» [7: 92].

        Учитель обращается к знаниям учеников, полученным при изучении  мифов: в представлении древних людей существовали два мира — мир живых и мир мёртвых; попадая в волшебный лес, герой встречает кордон: «Фу-фу, русским духом пахнет» или «Фу-фу, живым духом пахнет». Предлагается выявить, какие образы рождает сознание Никиты. [Мир живых: дедушка (живёт на солнце), солнце, мама, отец. У живых Никита просит защиты («Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его», «доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ тёплым лицом», «Дедушка, ты где, ты там живёшь?», «Мама, Иди домой!», «Дедушка, иди опять к нам жить!» [8: 86 - 87]) Мира мёртвых Никита пугается (бабушка-избушка, пень, колодец, бочка, норы под плетнём, цветок (проверяет). Отец отсутствовал (мнимая смерть) — возвращение к жизни.] В ТК дети вносят начальные буквы названий персонажей, разделяя их на две группы — мёртвых и живых.

        Учитель обращается к выставке иллюстраций  и абстрактных цветовых образов, просит авторов прокомментировать работы. Опираясь на читательский опыт, дети называют героев, которые отправляются в путешествие-познание. [Маленький принц, Настя и Митраша, Ёжик...]

5. Появление героя-помощника (разрешение трудных задач). Учитель обращает внимание на нарастание страха Никиты, просит определить его состояние. Дети вспоминают, что по сказочному сюжету появляется герой-помощник, который помогает разрешить трудные задачи. [Возвращается с войны отец Никиты]  В ТК вносится значок, символизирующий борьбу со злом (меч, лук и т. д.).

6. Победа над злыми силами (разрушение царства мёртвых).  Опорные вопросы помогают выяснить, почему Никита перестаёт бояться окружающего мира, почему новый образ («маленького доброго человечка, улыбающегося ему из-под своей железной шапки») не пугает мальчика. Учитель предлагает подумать над ключевыми словами, которые произносит отец Никиты: «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». [Сила и торжество труда (вкладывание душевных сил, творчества)] В ТК вносится значок, символизирующий победу добра над злом (солнышко, звёздочку и т. д.

        Подводя итоги работы, учитель предлагает ученикам сделать выводы (опорные вопросы в таблице помогут сформулировать мысль).

Выводы (ответить на вопросы).

* Можно ли утверждать, что А. Платонов использовал строение русской волшебной сказки при написании рассказа «Никита»?

* Есть ли сходство в мировосприятии Никиты и мифических представлениях древних людей?

* Помогает ли подобная форма повествования передать состояние героя?

        В заключительном слове учитель указывает на сходство в познании нового у героя рассказа А. Платонова и у ребят в классе. В ходе фронтальной работы ученики устно формулируют памятку юному исследователю, используя опорные глаголы на слайде. [Поставить цель, определить задачи, выдвинуть гипотезу, хорошо изучить историю создания произведения, биографию писателя, проанализировать текст, сопоставить с ранее изученным, привести точку зрения учёных, обобщить материал и сделать выводы.]

        На этапе рефлексии учитель спрашивает, кого ребята хотели бы поблагодарить за совместную работу и почему. Отмечает работу тех детей, которых никто не назвал, и благодарит класс за совместное исследование; объявляет отметки.

Литература

1. О роли сказок в воспитании детей. - eduportal44/ru

2. Мир детства в творчестве А. Платонова: Учебно-методические аспекты изучения на уроках литературы в школе. - https://www.bibliofond.ru/view.aspx?i

3.  О счастье, чудесах и неприятностях: самые запомнающиеся цитаты Г.Х. Андерсена.  - https://www.vospitaj.com/blog/o-schaste

4. Корниенко Н.В. История текста и биография А. Платонова (1926 - 1946) — журнал «Здесь и теперь» №1, 1993. - 307 с.

https://imwerden.de/pdfzdes_i_teper_1993_1_kornienko_biografiya_platonova

5. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - Главная редакция восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1969. - 168 с. https://imwerden.de/pdf/propp_morfologiya_skazki_1969

6. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 87

7. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 92

8. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 86 — 87

«… что самое главное на земле бывает» (рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле»)

Домашнее задание к уроку: написать сочинение-миниатюру «Обыкновенное чудо» (описать событие, впечатление, которые стали для вас новым открытием мира).

        По завершении организационного момента, настраивающего учеников на сотрудничество, учитель обращается к их читательскому опыту, позволяющему представить обобщённый мир ребёнка в рассказах А.П. Платонова. Предлагается назвать героев, из которых он состоит. [Мама, папа (как правило, на войне или возвращается с войны), бабушка и дедушка (живые или по воспоминаниям, если умершие), домашние животные, воображаемые герои...]

        Обращаясь к слайду презентации, учитель просит прочесть эпиграф к уроку и соотнести его с темой: «Ребёнок долго учится жить, он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить» (А. Платонов). [1] В ходе эвристической беседы ученики высказывают свои суждения и формулируют цель урока. [В ходе жизни ребёнок учится сам и перенимает опыт у старших. На уроке мы должны рассмотреть тему смены поколений, передачи опыта от старших к младшим.]

        На этапе проверки домашнего задания обучающиеся выборочно читают мини-сочинения «Обыкновенное чудо», высказывают отзывы о работах одноклассников. Учитель подытоживает услышанное: любое явление окружающего мира может стать «обыкновенным чудом», надо только быть зорким и чутким.

        Первичное обсуждение рассказа «Цветок на земле» начинается с актуализации читательского опыта. Учитель просит вспомнить заглавных героев рассказов А. Платонова и, исходя из того, что заголовок выражает главную мысль произведения, определить, что хотел выразить автор. [“Ещё мама” – ребёнок не одинок в этом мире, о нём заботятся родители, учитель, родина… «Неизвестный цветок» - борьба за жизнь цветка находит отклик в душе ребёнка, а через него становится значимой для многих. «Никита» - преодоление страха перед неизвестным, труд делают мальчика сильнее, мудрее.] Заглавным героем рассказа становится «цветок на земле». Перед прочтением вслух произведения ученики получают задание: во время слушания текста выписать в тетрадь просторечные слова и необычные выражения. [Обучающиеся самостоятельно отбирают материал, показывающий языковое своеобразие рассказа.] Прослушивание аудиокниги.

        Беседа по прочитанному строится на основе вопросов и заданий:

1. Назовите сходные обстоятельства жизни в рассказах «Никита» и «Цветок на земле». [Отец на войне, мать на работе…]

2. «Скучно Афоне жить на свете» - объясните состояние ребёнка. [Скука ребёнка — это желание познать новое.]

3. Дедушка на протяжении повествования спит или дремлет. Как ребёнок воспринимает сон? [Сознание ребёнка сходно с представлениями о мире древних людей. Сон в мифологии — временная смерть. Афоня: «На дворе солнце горит, там трава растёт, а ты спишь, ничего не видишь».] [2: 94]

4. «Тут самое главное тебе и есть». Что понял Афоня из объяснения дедушки? [“Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти делает жизнь”] [3: 98]

        Учитель просит выполнить творческое задание, основанное на ассоциативном восприятии — найти свои образы, которые пояснили бы мысль дедушки. [Коллективное обсуждение вариантов выполнения задания]

        В ходе совместного обсуждения выясняется, каким художественным средством является выражение цветок на земле. [Метафорой. Под цветком подразумевается новое поколение, которое трудом прокладывает себе жизнь. Земля — это родная почва, состоящая из родных людей, уклада жизни, традиций…]

        Учитель обращает внимание учеников на слайд с репродукцией картины А. Пластова «Сенокос» и просит определить, что сближает это произведение с рассказом А. Платонова. [Вся жизнь сельских людей связана с землёй. Природа — это и кормилица, и предмет поэтического преклонения.]

        Ученики зачитывают просторечные слова и необычные выражения, которые они выписали в ходе прослушивания произведения. [Просторечные выражения: «глаза смежать», «глаза жмурятся», «осерчал», «жалконький», «поранят», «ослабнет», «допытаться». Необычные выражения: «темно спать», «слёзы в них плачут», «часы шли долго и скучно», «уснул в покое», «дед глядит глазами», ”пойдём сейчас белый свет пытать”, “цветок, терпеливо росший корнем”, “из смерти работает жизнь”, “молча живут”…] [4: 94 — 99]

В ходе совместного обсуждения пятиклассники приходят к выводу: писатель соединяет низкий и высокий стиль, показывая важность простых жизненных истин.

        Учитель обращает внимание учеников на авторское определение жанра  «Цветка на земле» - рассказ, и просит ответить на вопросы: «Как жанровые особенности помогли автору передать главную мысль? Какова роль дедушки Тита?» [Писатель совместил реальность с фантастикой, что так любят дети. Дедушка — часть почвы: «Руки дедушки лежали на столе; они былибольшие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали». Афоня «прильнул к его доброй знакомой груди, пахнувшей тёплой землёю».] [5: 94]

        Учитель подводит итоги урока и выясняет уровень личностного восприятия материала. Предлагается устно выполнить задания на слайде:

1. Продолжить фразу: «На уроке я узнал…, научился…, понял...»;

2. Определить своё отношение к творчеству А.П. Платонова:

- стал любимым автором;

- заинтересовал;

- не хочется читать его произведения.

Учитель просит задать вопрос, на который дети не получили ответ на уроке.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике (стр. 100 — 103), подготовить интересные факты из биографии П.П. Бажова

Литература

1. Рассказы и сказки А. Платонова для детей. - https://lektsii.org/13-79089.html

2. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 94

3. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 98

4.Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 94 — 99

5. Меркин Г.С. Литература 5 класс (часть II). - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. C. 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по творчеству Лескова

Система уроков по творчеству Лескова...

система уроков по творчеству булгакова в 11 классе

Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе

Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологийУрок № 1-2. А.С. Пушкин. Детство. Начало пути. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Истоки рожд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из опыта работы: система уроков по творчеству Л.Н. Толстого»

Данная методическая разработка помогает систематизировать знания о творчестве Л.Н. Толстого, формирует навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, обучающиеся развивают умение анал...

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс. Урок №1. Тема: Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк. Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. ...