Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по литературе М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Учитель Токмакова Л.В.

Тема:          М. Пришвин «Кладовая солнца»

Цель:              1. Образовательно-        развивающие:

1.1 Обобщение обучающими знаний текста повести-были М. Пришвина

1.2 Применение обучающимися опорных понятий: сказка, быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, мечта автора, проблема, герои произведения.

1.3  Развитие у обучающихся УУД:

А)познавательных: смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков(существенных и несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Б)регулятивные: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.

В) коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4 Развитие у обучающихся специальных умений: находить в содержании произведения элементов сказки и были, выделять словесные образы, характеризующие героев произведения, давать оценку их поступкам на основе выявления причинно-следственных связей, определить авторскую позицию, доказать принадлежность произведения определенному литературному жанру.

2. Воспитательные цели:

2.1Формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий:

Причина – следствие

Сущность – явление

Общее – особенное – единичное

2.2Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание мыслей и поступков героев произведения.

Дидактическое оснащение урока: компьютерная презентация, текст произведения М. Пришвина «Кладовая солнца», карточка «Алгоритм работы в группе», маршрутный лист учащегося, маршрутная схема для работы с текстом.

№/п

Деятельность учителя

Время

Баллы

Деятельность ученика

1.Мотивационный этап.

Организационный момент

Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради по литературе.

Определение и формулирование учащимися цели урока. Назначение арбитров в каждой группе для учета активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока.

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

- Отметьте на полях количество баллов, которое вы планируете получить в конце урока.

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

1мин.

2мин.

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме

«Сундук с сокровищами»

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «в сундуке».

1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца.

2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: и т. д.)

3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него

4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке?)

2 мин.

Компас

Ложка

Ружье

Хлеб

3.Выявление  проблемы, постановка учебных задач

  1. -В каком случае данные предметы нужны человеку?
  2. -Назовите тему нашего урока
  3. Тема:     «СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» 
  4. ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

Проблема урока

– Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

  1. -Сегодня урок-путешествие, так как к кладовой солнца иначе не добраться.

 Предположите, какие основные задачи будут стоять перед нами на уроке.

Озвучивание учителем задач урока:

Сегодня на уроке мы узнаем:

- опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.

  • анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  • задавать и отвечать на вопросы- суждения по тексту произведения;  
  •  определять принадлежность прочитанного текста к литературному жанру;  
  1.  -          находить необходимую информацию в тексте

5мин.

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»

ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

Самооценка результатов устных ответов

Озвучивают предположительные задачи на урок.

4.Составление плана стратегии по разрешению затруднения.

           Изучение новой темы

. Маршрутный  лист с заданиями. Самостоятельная работа. 

  1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)

     

                             сказка- быль 

 

                              ?                 ?

- В чем противоречие?

- Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?                                

  

 - Чем объяснить, что М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино? 

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Простая кооперация

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – Что в произведении сказочного

2 группа – Что в произведении от были

- Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца»М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

Простая кооперация

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути. 

1группа     отправляется  вслед за       Митрашей.

2группа      следует за Настей.

Группы имеют при себе маршрутные карты, на которых обозначены координаты продвижения главных персонажей сказки-были.  

4мин

5мин.

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что-  то чудесное и необычное.

Быль – это то, что было на самом деле.

- В повести М.Пришвина от  были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д.

– Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец.

–Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка.

– Травка находит нового хозяина.

– Рассказ, как и сказка, имеет зачин.

-  Прозвища у ребят сказочные.

– Как и в сказке дети выбирают одну из дорог.

– Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся  на человеческий язык.

  1. – Животные рассуждают, как люди.

  1. Чтобы передать чувство любви, восхищение природой. М.Пришвин использует различные словесные образы:сравнения (могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы);
  2. – олицетворения(«деревья стонали и выли», «боролись», «злой ветер»

- Автор использует говорящие названия лесных мест(Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор,в котором звонко поют птицы);

- Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»;

- Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна;

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

В пунктах остановки героев учащиеся отмечают текстовые подтверждения.

Маршрутная схема

Митраша                                                                               Настя

               

          БЛУДОВО           камень                       БОЛОТО     

5.Реализация выбранного проекта.

6.Анализ и оценка выступлений

3группа -  эксперты- вопросы суждения

 

Сложная кооперация

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

*Группа экспертов может задать выступающей группе по 1-2 вопроса-суждения.

Слово учителя: 

       М.Пришвин говорит  читателю: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

- Что включает Пришвин в понятие «сокровища»?

       

4мин.

3мин.

10б

Эксперты готовят вопросы – суждения для выступающих

Вопросы экспертов:

-.Почему Митраша все же становится пленником болота?

2.Каким образом  ведет себя Митраша, попав в болото?

3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя ее жалкой и ничтожной?

4.  Как доказать, что Настя  сталкивается с трудностями в лесу?

5. Чем объснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства?

6. Каким образом Природа помогает каждому герою?

1 группа - Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста),

 2 группа - о Насте, котораю охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате.

Учащихся анализируют выступления одноклассников

Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг – вот настоящее, истинное богатство, которым должен обладать человек.

7.Этап рефлексии деятельности.

* Подведение итогов работы на уроке

* Распределение поощрительных баллов.

* Подсчет каждым учащимся заработанных на уроке баллов согласно заявке на оценку

2 мин.

8.Домашнее задание

(на выбор)

1.Написать мини-сочинение «Чему научила мня сказка – быль «Кладовая солнца»

2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше»?

3. Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации?

1мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс

Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс...

Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс

Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...