План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Малыгина Ольга Николаевна

Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_po_teme_m.prishvin_kladovaya_solnca.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Литература, 6 класс

 ТЕМА:   М.М.Пришвин   «Кладовая солнца».

ЦЕЛИ: 1 .Знакомство с биографическими данными писателя.

2.Выявление особенностей характера Насти и Митраши и отношение к ним  рассказчика(гл1,2). 3.Воспитание культуры речи.

Оборудование      урока      и      оформление      доски:      портрет М.М.Пришвина, иллюстрации к произведению, эпиграф:

На то и сказка, чтобы правду найти. М.М.Пришвин.

ХОД УРОКА.

1.Организация класса.

Сообщение темы урока, целей. 2.Работа по теме.

А). Слово учителя о писателе. Пришвин - один из своеобразнейших писателей. Родился в 1873 году в городе Елец. Жизнь его была типичной для молодого русского юноши, который пережил три войны. До революции он учился в гимназии у себя на родине, затем в Рижском политехникуме,где впервые познакомился с подпольными марксистскими кружками, участвовал в работе этих кружков, был арестован и просидел целый год в одиночной камере под Ригой, в литовской тюрьме.

После этого был выслан на родину без права дальнейшей учебы, но матери удалось добиться для него разрешения завершить образование в Германии. Он закончил агрономическое отделение Лейпцигского университета и вернулся на родину агрономом. Эта профессия была выбрана из горячего желания помогать народу. Его агрономическая деятельность началась под Москвой в г. Клин.

С молодых лет он жил среди народа, и сама жизнь уже готовила будущее писательское призвание. Желание писать становилось все сильнее и сильнее. Его занимает суть человека ,та мечта, которая живет у каждого , будь то лесоруб, охотник или знаменитый ученый. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Писать он начал в 34 года. Первая книга родилась о Севере «В краю непуганых птиц», затем были Кладовая солнца», записки «Лесная капель», автобиографический роман «Кащеева цепь».

Последние годы жизни Пришвин провел в деревне Дунино под Москвой. В ем дневнике он писал: « самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку,как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо».

Писал Пришвин о природе и известен как певец природы.Ему было дано увидеть  глубочайшую жизнь природы и передать её в своих произведениях нам. Умер Пришвин на 81 году жизни. В Дунино открыт музей Пришвина.

2.М.М.Пришвин « Кладовая   солнца» Сказка - быль.

Написана Пришвиным в 1945 году после окончания ВО войны. В основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу.

Пришвин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой совершенном человеке была для Пришвина образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.

Использует приёмы слияния реального и скучного, это позволило писателю выразить свой идеал мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.

Сказка быль пронизана верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты.

Значительное место занимает природа, так как писатель хотел показать единство человека и природы, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле. Он выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовые», является его разумным хозяином и   врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.

З.Знакомство с содержанием 1, 2 глав.

Перед нами особая наука, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях.

3) Беседа по содержанию глав 1,2.

1)Что в произведении можно считать        Н. и М. живут в одном селе

былью? О чём говорит автор с        возле Блудова болота, в рай-

убеждённостью очевидца?        оне города Переславля Залес-

(все эти детали вызывают впечатление        ского . У них пятистенная из-

реальности происходящего, заставляют      ба, корова Зорька, телушка
поверить, что такие дети могли сущест-      Дочка, коза Дереза, безымён-
вовать и в жизни.)
        ные   овцы, куры , золотой

петух Петя и поросёнок Хрен Каждое утро Настя выгоняла стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, хлопотала по хозяйству до ночи.

На Митраше лежит всё мужское хозяйство и общественное дело.

2.Какова внешность детей: Насти?                      

Напоминает «курочку»;

Митраши?


Все лицо усыпано веснушками , носик глядит вверх.

« Коротенький, но очень плотный, лобастый , затылок широкий.

ЗКаков характер Насти?

Митраши?

4.Каково отношешение автора к
детям?
Найдите в тексте способы
выражения
        авторского

отношения к детям.

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ. НАСТЯ.

МИТРАША.


Трудолюбива, деловита, хозяйственна. Горячо любит своих родителей.

Уступчива и обычно разрешала все ссоры улыбкой и лаской: « И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.»

Трудолюбив, деловит, выучился
у отца
делать деревянную посуду ,
бочонки,
        шайки,        лохани.

Стремился верховодить.

Относится хорошо,с нежностью и любовью.

Крупные       веснушки,       бедные

детишки,        большая        забота,

дружные ребята, умные детишки,

очень милые.

Настя была как Золотая Курочка

на длинных ножках.

Веснушки     Насти     -     «золотые

монетки». Волосы у неё отливали

золотом.   Вся   она       ,   золотая,

сияющая , улыбчивая. Похожа на

весеннее солнышко.

Мальчик упрямый и сильный , «мужичок в мешочке».Золотые веснушки.

                   

ВЫВОД: так характеризует рассказчик детей, такими предстают они перед нами к началу тех событий , которые стали для них большим жизненным испытанием.

Задание на дом: гл. 3- б (стр. 36- 52) знать содержание,

1 в.:» Ель и сосна» , гл.З стр.36.

2в. «Тетерев - Косач», гл.3,стр.36-37.

Зв. «Слепая Елань» гл.5,стр.42

4в. «Лесные ягоды»,гл.6,стр.47-48

5в. « Лось», гл.6,стр50.

6в. «черный пень на болоте» , гл.6, стр50.

Заучить близко к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока по теме гимнастика в 11 классе

план конспект урока по гимнастике в 11 классе по группам....

План-конспект урока по теме "Делимость чисел", 6 класс

План-конспект урока  закрепления в 6 классе по теме "Делимость чисел". Урок с использованием ЭОР...

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

План-конспект урока на тему "В школе", 2 класс, УМК "Enjoy English" под ред. М.З.Биболетовой

Методическая разработка к уроку во 2-м классе на тему "At school", УМК "ENJOY ENGLISH" под ред. М.З.Биболетовой....

План-конспект урока по теме «Газовые законы».10 класс

Учебный предмет: физика Уровень школьников: 10 класс Форма учебной работы: классно-урочная Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактические цели: Ввести понятие изо...

План –конспект урока на тему «Гимнастика» в 5 классах. На уроке применен метод работы по станциям.

План –конспект  урока на тему «Гимнастика» в 5 классах.  На уроке  применен метод работы по станциям....

План – конспект урока по теме «Человек цвета Солнца»

Тема «Русская культура  начала 19 века»Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,«Просвещение», 2011 г....