Главные вкладки

    План – конспект урока по теме «Человек цвета Солнца»
    план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

    Самогаева Елена Николаевна

    Тема «Русская культура  начала 19 века»

    Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,

    «Просвещение», 2011 г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_teme_russkaya_kultura.docx37.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока  по теме

    «Человек цвета Солнца»

    Самогаева Е.Н.

    МОУ-СОШ № 1  г. Красный Кут

    Учитель истории и обществознания

    Предмет: история

    Класс:  10 класс

    Тема «Русская культура  начала 19 века»

    Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,

    «Просвещение», 2011 г.

      Цели урока:

     Дидактическая :   расширение  знаний   о культуре  начала 19 века.

    Развивающая:  развитие   навыков   анализа  произведений  художественной культуры.  

    Воспитательная:  воспитание  общечеловеческих   культурных ценностей  на примере данной темы.

    Задачи:

    Предметная:  расширить представления  о культуре  19 века,  используя термины « классицизм», « сентиментализм»,    «московское барокко».

    Метапредметная: обсудить и проанализировать  основные  произведения  живописи, скульптуры, архитектуры  и музыки  на примере 1 произведения  по каждому виду искусств, выделить основные  элементы  классицизма  и сентиментализма.

    Личностные: дать личностную оценку  культуре  начала 19 века  с позиции современного   человека.

    Тип урока : урок открытия нового знания.

    Форма  работы  учащихся: фронтальная, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

    Обязательный минимум содержания  урока:  «классицизм», « сентиментализм», « романтизм»

    План урока:

    1. Портретная живопись и классицизм.
    2.  Сентиментализм  и романтизм в литературе
    3. Классицизм в жанровой живописи.
    4. Классицизм в архитектуре
    5. Народная музыка  начала 19 века.

    этап

    Деятельность учителя

    Деятельность  ученика

    УУД

    1.Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

    2.Актуализация  и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном действии.

    Нашу беседу мне хотелось бы начать со слов великого Гете:

    « Пока еще  во мраке  он блуждает, но истины лучом он будет озарен…»

    Тема нашего урока – Человек   цвета Солнца.

    Какой он – золотой человек, познавший истину?

    Какое у него сердце?

    Какие у него руки?

    Какой у него голос?

    В каком веке жили  золотые люди? 

    В России  золотым веком был назван 19 век.

    Почему он назван « Золотым» ?

    Я предлагаю спросить у  людей «золотого века»,  что такое  человек  цвета Солнца,  человек, постигший истину.

    Учащиеся работают с  изречением Гете, выходят на тему урока, отвечая на вопросы.

    Как вы думаете, кто это – он?  

    Кто блуждает во мраке?

    Кто будет рано или поздно озарен лучом истины?

    «Человек, блуждающий  во мраке» – это какой человек?

    Человек,  озаренный лучом истины – это какой человек?

    Какого цвета незнающий человек, блуждающий во мраке?

    А знающий, озаренный лучом, какого цвета?

    Золотой – цвета Солнца.

    Учащиеся высказывают мнения.

    19 век- век   расцвета русской культуры, плеяда великих имен, великих произведений. Начало 19 века – « дней Александровых прекрасное начало»… В истории  это эпоха  Александра 1. В культуре – расцвет и апогей классицизма.

    Р- определять цель, обнаруживать проблему

    2. Построение проекта  выхода из затруднения.

    3. Этап реализации проекта

    Обратите внимание, внизу портрета я поместила греческую статую  Афины. Вы видите явное сходство  портрета и  скульптуры. Это классицизм, который  проявлял себя в подражании греческим и римским традициям. Первых красавиц 19 век знавал очень много.

    Перед нами  –   еще  одна из представительниц той эпохи,  очень нашумевшая.  Автор этого портрета  в стиле  романтизма – Владимир Иванович   Гау, гениальный  мастер  акварельной живописи, которая была  очень распространена в России начала 19 века.  Это Н.Н. Пушкина, жена знаменитого поэта. Известно, но она была также первой красавицей  и блистала в свете намного позже.

    Ее супруг, великий поэт,  посвятил ей следующие строчки, написанные в  духе сентиментализма:

    Пушкин также искал истину  в образах. Они были различными – цари, и царицы, и  непокорные судьбе Пугачев, и декабристы,  и прекрасные женщины.  

    Своего апогея  классицизм достигает в  картине  

    Брюллова  Карла  Павловича. « Последний день Помпеи».

    Картина в свое время произвела эффект разорвавшейся бомбы, и сразу же возвела Брюллова в список самых замечательных живописцев. Она потрясает своими красками, яркостью, живостью.

    Красный цвет, доминирующий в картине неслучаен. 1 половина  19 века ознаменовалась яркими историческими событиями. Это война 1812 года.

    Классицизм проявляет себя не только в живописи, но и в скульптуре и архитектуре. Одно из интересных сочетаний скульптуры и архитектуре  в классицизме – это Нарвские триумфальные ворота  в  Санкт- Петербурге, посвященные победе в этой войне.

    Автором данной скульптурной и архитектурной композиции является  Василий  Петрович Стасов и она в точности повторяет арку Кваренги, построенную в 1812 году для встречи победителей.

    С какой стороны вы бы не взглянули на эту колесницу, со всех сторон она ведет в вами диалог., - и  копыта лошадей, и вздымленные туловища, и фигура Славы.

    Но у Кондратия Федоровича Рылеева был иной взгляд  на человека. Прочтем его стихи. 

    Рылеев создал множество стихов и поэм, одной из которых стала поэма « Иван Сусанин». Она  так взволновала  Михаила Ивановича  Глинку, что он написал  оперу « Жизнь за царя».

    Я предлагаю вам прослушать фрагмент из оперы, арию Ивана Сусанина.

    Человек  – это…

    ( в течении всего урока учащиеся заполняют кластер – « скелет» урока.)

       ЧЕЛОВЕК

    Любовь

    Чистота

    Доброта

    Мужество

    Героизм

    Самопожертвование

    Красота.

    Учащиеся работают с репродукцией Боровиковского  « Портрет  императрицы Елизаветы Алексеевны.».

    Отвечают на вопросы :

    1. Кто изображен на портрете.
    2. Что хотел передать художник, по вашему мнению,изображая  императрицу.

    Дети записывают понятие « классицизм» в тетрадь.

    Перед нами  –  одна из представительниц той эпохи, дама  в золотой накидке. Это  Элиза  Баденская, она же императрица Елизавета, супруга  Александра 1.   Этот портрет написан выдающимся портретистом Владимиром Боровиковским, жившим на рубеже веков. Боровиковский – мастер портрета, всю жизнь писал  в основном женские портреты. Он искал  истину   в  идеале  женщины. Как вы думаете, какое качество  в человеке  хотел передать нам  Боровиковский  в этом портрете?

    Действительно,  императрица  Елизавета  считалась по праву первой красавицей и самой красивой императрицей  в нашей истории.

    Учащиеся сравнивают древнегреческую статую и портрет, ищут сходство и различия.

    Теперь понятно, какие женщины считались эталонами красоты в начале 19 века -  женственные, с длинным прямым носом, четким профилем и  длинной шеей.

    Появляется в кластере первое слово –

    ЧЕЛОВЕК

    Красота

    Дети записывают понятие « Романтизм» в тетрадь.

    Работа со стихотворением Пушкина

     «Мадонна».

    «…Исполнились мои желания. Творец

    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.»

    Учащиеся записывают понятие « сентиментализм».

    Какие качества в человеке воспевает А.С. Пушкин?

    Почему он называет свою жену Мадонной? Что это значит?

    Почему он употребляет 2 раза слово « чистейший»? Какое качество человека он желает подчеркнуть?

    Разумеется, не была она святой. Но почему Пушкин ее считал таковой?

    Он любил ее и любовь – одна из вечных ценностей.

    Появляется вторая ценность:

    ЧЕЛОВЕК

    Красота

    Любовь

    И вновь в образе Н.Н. Пушкиной мы узнаем греческий профиль  и  прекрасные классические черты.

    Работа с репродукцией К. Брюллова « Последний день Помпеи».

    Анализ картины.

    1. Разбейте сюжетную линию картины на несколько частей. Опишите их.
    2. Какие качества в человеке воспевает Брюллов в этой картине?

    Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего.

     К пожилой женщине в порывистом движении склоняется молодой человек, пытающийся ей помочь.

    В кластере появляются еще 2 слова « Милосердие и сострадание»

    Работа с иллюстрацией скульптурной композиции  « Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге».

    1. Ворота очень узкие. Почему, как вы думаете?
    2. Верх   Нарвских ворот  украшен скульптурной композицией.  В шестерку лошадей запряжена богиня.

    Как вы думаете, какая?

    1. Какие качества в человеке воспевала  эта архитектурная композиция?

    Храбрость и доблесть – черты  идеального дворянина   19 века.

    В кластере появляеются еще 2 слова – « Храбрость и мужество».

    Работа со стихотворением Рылеева

    «Гражданин».

    «Я ль буду в роковое время

    Позорить гражданина сан

    И подражать тебе, изнеженное племя

    Переродившихся славян?

    Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

    В постыдной праздности влачить свой век младой

    И изнывать кипящею душой 

    Под тяжким игом самовластья…»

    Рылеев был  одним из идеологов декабризма. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади  свершилось  первое в истории России открытое выступление дворян против самодержавия  и  крепостного права. Рылеев  был казнен  вместе с другими  4 –мя декабристами.121 декабрист были сосланы в Сибирь на вечную каторгу.

            

    Учащиеся отвечают на вопросы :

    Человек, постигший истину - в понимании Рылеева – это кто?

    Поэт не желает «тяжкого ига самовластья». За что он выступает?

    Работа с музыкальным фрагментом из оперы « Иван Сусанин» . Глинка М.

    ( прослушивание)

    1. О чем говорится в опере?

    В  опере « Жизнь за царя»  Глинка написал образ своего  золотого человека – образ Ивана Сусанина .Этот костромской крестьянин в эпоху Смуты  завел вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и сам  погиб.

    Какие  качества в человеке  воспевал Глинка?

    самопожертвование

    Р – выдвигать версии, прогнозировать результат,  составлять кластер.

    К – отстаивать свою точку зрения

    П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    П.- сравнивать  факты, устанавливать причинно-следственные связи

    П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    П – определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи.

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    Р – выдвигать версии

    П.- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать  факты, устанавливать причинно-следственные связи

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    Р – выдвигать версии

    .- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать  факты, устанавливать причинно-следственные связи

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    Р – выдвигать версии

    П.- анализировать, разбивать на составные части, сравнивать  факты, устанавливать причинно-следственные связи

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    Р – выдвигать версии

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    4.Этап первичного закрепления.

    5.Этап самостоятельной работы.

    Итак, мы проанализировали  несколько произведений   19 века и у нас получился образ человека  19 века, познавшего истину.Мы ответили на вопрос, какой он – человек цвета Солнца. Это ценности, которыми жили люди 19 века.

    Древние римляне говорили « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

    Посмотрите, вы выбрали  многие качества из тех, что ценились 2 века назад. Почему?

    Времена меняются, а мы меняемся?

    Работа с текстом учебника  

    Работа с древнеримским изречением « Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».

    Так ли это? Давайте поспорим, меняемся . Возьмите  1 или 2 качества, которые вы хотели бы видеть в себе,   в своем лучшем друге, в любимом человеке.

    ( качества на слайде).

    Времена меняются, но истинные  ценности человеческие остаются неизменными.

    Составить таблицу  , разбив произведения , упомянутые в учебнике, по группам –

    « Классицизм», « Сентиментализм», « Романтизм»

    П.- анализировать

    Л- оценивать  на основе общечеловеческих ценностей

    К – отстаивать свою точку зрения

    Р – выдвигать версии

    6.Рефлексия.

    Что вам понравилось на уроке?

    Что вы узнали нового?

    Что осталось непонятым?

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    7.Домашнее задание

    Составить анализ одного художественного произведения  19 века, выучить параграф.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

    В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

    План-конспект урока обществознания "Человек среди людей" 7 класс

    Разработка плана-конспекта урока по обществознанию "Человек среди людей", 7 класс. Тип урока:урок-игра...

    План-конспект по теме:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

    Цель:    -создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.Задачи: - способствовать формированию положительной «Я- конц...