Урок-ринг по творчеству А.С.Пушкина в 5м классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Урок-ринг по творчеству А.С.Пушкина в 5м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-ring_po_tvorchestvu_a.s.pushkina._5_klass.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок-ринг по творчеству А.С.Пушкина:

 «По страницам пушкинских произведений….».

Ведущий 1. 

« Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт…».

Эти строки посвящает русский писатель Алексей Николаевич Плещеев Александру Сергеевичу Пушкину.

Русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного литературного языка, он был у нас, по верному слову Горького, «началом всех начал». С произведениями Александра Сергеевича мы знакомимся с раннего детства. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – все они, мы уверены, что вы согласитесь с нами, остаются любимыми нашими книгами. Мы взрослеем, и перед нами открываются новые замечательные произведения писателя. Вот и в этом году мы познакомились с повестью «Барышня-крестьянка», с романом «Дубровский».

Каждое новое поколение открывает для себя А. С. Пушкина, по-своему принимает его героев, пытается разгадать загадки его непростой жизни и трагической смерти.

О Пушкине говорят, спорят, его произведения ставят на театральных сценах.


Ведущий 2

Сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие по страницам произведений Александра Сергеевича Пушкина и вспомним интересные факты его биографии.

Итак, мы приглашаем вас на ринг. А что же такое ринг?   (ответы выслушиваем) Итак, ринг – это площадка для бокса. Ринг состоит из 5 раундов.
Раунд – цикл, серия каких-нибудь действий. Одна из схваток, вместе составляющих бой.

У нас с Вами сегодня будет именно сражение, бой знатоков биографии и творчества А.С.Пушкина.

Пять раундов: (на доску показываешь)

I раунд.  Знакомство с командами. Борьба знатоков.
II раунд.  Кто больше?
III раунд.  Конкурс чтецов.
IV раунд.  Угадай-ка?
V раунд.  Подведение итогов.

Ведущий 1

А теперь класс мы разделим на три команды: 1 ряд- 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3й ряд – 3я команда.  Вы должны придумать название, девиз, выбрать капитанов. 2 минуты на все.

А судьями будут наши уважаемые гости. (представляешь их)

Судьи  оценивают и начисляют очки. Творческое задание и чтение стихов оцениваются  по 5-балльной системе, в остальных конкурсах – правильный ответ – 1 балл, результаты будут отражаться на турнирной таблице на доске. (на доску показываешь)

Ведущий 2

Итак, I раунд.  Знакомство с командами.

I  команду  представляет капитан.

II  команду  представляет капитан.

III команду  представляет капитан.

(представят себя )

Итак, «Борьба знатоков». Выкрикивания снимают балл с команды, выслушиваете вопрос и понимаете сигнальную карточку, после этого даете правильный ответ, который оценивается 1 баллом.

Читаете по очереди вопросы, начиная с Ведущий 2

  1. Годы жизни Пушкина А.С. (6 июня 1799 г. Москва– 10 февраля 1837 г.Петербург)
  2.  «Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Кого имел в виду поэт? (Свою няню, Арину Родионовну)
  3. В каком учебном заведении учился Пушкин и где оно находилось? (Царскосельский лицей под Петербургом)
  4. Какое прозвище и почему было у Пушкина в Лицее («француз», потому что писал стихи на французском языке)
  5. В каком возрасте Пушкин начал писать стихи (с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени) 
  6. . Любимое время года Пушкина (Осень)
  7. Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдино? («Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений, "История Пугачева", Кроме нее, в Болдине были написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,)
  8. . Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова) 
  9. Где и как погиб Пушкин? (на дуэли с Дантесом, на Черной речке в предместье Петербурга, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.) 
  10. . Кто является автором рисунков к повестям Белкина? (сам Пушкин)
  11. Назовите все сказки Пушкина. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о золотой рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о медведихе”, “Сказка о царе Салтане”)
  12. Назовите любимого писателя Пушкина. (Вальтер Скотт)

Ведущий 1 

Всего 38 лет прожил А.С.Пушкин, но за это время он написал много прекрасных произведений..  

Итак, II раунд.  Кто больше? Команды, начиная с первой, по очереди будут называть произведения Пушкина. За каждое произведение – 1 балл. Команда, назвавшая больше всех произведений, побеждает в этом раунде.

Итак, первая команда, 2я и т.. (Ответы учащихся).

А теперь посмотрим на нашу выставку книг. Здесь всем нам известные с детских лет книги. (на доску показываешь, после просмотра дальше)

Ведущий 2

III  раунд. Конкурс чтецов. Но прежде, чем послушать прекрасные стихотворения Пушкина, мы озадачим капитанов творческим заданием. Итак, каждый капитан должен написать 5-6 предложений на тему «Почему потомки любят Пушкина?». (они пишут, вы продолжаете)

Представитель 1 команды….

Представитель 2 команды….

Представитель 2 команды….читают

(Чтение наизусть стихов. Обращается внимание на выразительность.  Выступают представители из каждой команды).

Попросим Жюри подвести итоги по трем  раундам. (слово даете)

Ведущий 1 IV раунд.  Угадай-ка?

Мы читаем Вам отрывки из произведений Пушкина, Вы должны назвать произведение. Отвечаете после поднятия сигнальной карточки.

  1.  «Буду служить тебе славно,

    Усердно и очень исправно,

   В год за три щелчка тебе по лбу,

   Есть же мне давай вареную полбу»?

(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  1. Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась — и расцвела,
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого.
    И жених сыскался ей,
    Королевич Елисей.

 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут;
    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет.
    Словно горькая вдовица,
    Плачет, бьется в ней царица;
    И растет ребенок там
    Не по дням, а по часам.

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. Воротился старик ко старухе,
    У старухи новое корыто.
    Еще пуще старуха бранится,
    «Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!
    В корыте много ль корысти?»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

(«Руслан и Людмила»)

  1. Вот проходит восемь дней,
    А от войска нет вестей:
    Было ль, не было ль сраженья, -
    Нет Дадону донесенья.

(«Сказка о золотом петушке»)

Ведущий 2 V раунд. 

А теперь приглашаются капитаны команд. Им пришлось почувствовать себя в некотором роде тоже писателями. Послушаем, что у них получилось. (спрашиваете по очереди или по желанию)

Подведем  итоги нашего сражения. Слово  предоставляется Жюри. Победившая команда признается знатоками творчества А.С. Пушкина и получает отличные отметки.  (подводит итоги по  рингу).

Ведущий 1

Итак, мы видим насколько важно творчество Пушкина в жизни каждого, ведь каждый открывает в своем сердце своего Пушкина. Для кого-то это замечательный сказочник, а для кого-то поэт или прозаик. Может быть, именно об этом мечтал Александр Сергеевич, когда писал строки:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа:

Но на этом встречи с Пушкиным для нас не завершаются, и знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина продолжим на следующих уроках.

Ведущий 2 Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «За что я люблю А.С.Пушкина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).

Цель:    - повторить творчество А. С. Пушкина;    - научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта;    - активизировать...

Контрольная работа по биографии и творчеству А.С.Пушкина для 6 класса

В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа "Дубровский". Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров....

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина для 9 класса

Данная контрольная работа позволит понять, насколько глубоко и полно учащиеся изучили творчество А.С.Пушкина....

"Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)

Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...

Тест по творчеству А.С. Пушкина. Литература 6 класс

Контроль усвоения учащимися 6 класса темы "Творчество А.С. Пушкина"...

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе.

Контрольная работа проводиться по творчеству А.С.Пушкина. Вопросы в данной работе по произведениям "Капитанская дочка" и "Пиковая дама"....

Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)

Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...