Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кочегарова Татьяна Владимировна

Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэта, сравнивая взгляды автора в разные периоды творчества, находят художественные средства выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 10 классе27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование  по литературе в 10 классе

Тема урока:  Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева.

Цели урока: Помочь учащимся понять мировосприятие Ф.И. Тютчева (на творческом уровне). Формировать художественный вкус, художественно-творческую активность. Развивать творческие способности, логическое мышление, речь;

Формы и методы:

  1. Фронтальная, индивидуальная, групповая;
  2. Вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа); наглядные (компьютерная презентация), практические (анализ стихотворений).

Оборудование: Компьютерная презентация

Эпиграф: "Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы» (В.Я.Брюсов)

Ход урока.

Погружение в тему.   (слайд 1) портрет Тютчева

На прошлом уроке мы вошли в  мир Ф.И.Тютчева, вспомнили его биографию. Сегодня обратимся к стихам.

Калейдоскоп стихотворений Тютчева о природе( слайд 2) 

( Вспомним некоторые стихотворения Тютчева, я начну , а вы продолжите за мной)

1.Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

2. Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

3. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят 

4. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

Определение темы урока, постановка цели.

-  На какую тему все знакомые нам стихи?( о природе)

Итак, тема нашего урока: Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева (слайд № 3)

3. Сообщение Высоцких А (слайд №4) Издавна философская мысль бьётся над вопросом: что есть мир и каково место человека в нем? ()

.Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема “высвечивалась” неодинаково. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе , то противопоставляла его природному и социальному миру или ставила его в полную зависимость от божественного провидения .

В индийской философии считалось, чтобы достичь своего предназначения в мире, человек должен жить согласно законам, предусмотренным свыше.

В древнекитайской философии человек и мир рассматриваются как нечто целое, как единая система живой организации, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. К высотам своего развития, считал Конфуций, мир идет через человека.

Тот, кто живет в согласии с самим собой, утверждали античные философы,  состоит в гармонии с Вселенной.

Учитель: Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина, Лермонтова. А сегодня мы будем исследовать   лирику природы  Федора Ивановича Тютчева с философской точки зрения.

Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.И. Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.

Анализ стихотворения (слайд№5) Читает учитель

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет утро – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил чёлн:

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.   1830

- Какие  центральные поэтические образы стихотворения (день – ночь – сон), состояние лирического героя.

-Лирический герой вместе с природой или отдельно? Совпадает ли состояние природы и лирического героя?

Ночь! Есть ли ощущение темноты?

Понаблюдайте за использованием эпитетов в стихотворении.

 - Какие эпитеты помогают избежать мрачности ночи?

- Нет ощущения темноты, мрачности ночи, т.к. разнообразны «сверкающие» эпитеты; эпитеты создают контраст: «земной» - «волшебный»  

Обратим внимание на синтаксис.- Какие предложения берёт автор?

(Предложения сложные )

Отделяет ли лирический герой себя от окружающего пространства? «шар земной» - «земная жизнь»  

Вывод: Итак, вроде бы стихотворение о природе, а ведь оно и о человеке, о его месте в  мире. Таких много у Тютчева.

Сопоставление стихотворений ( Белокопытова Ж .слайд №6)

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…   1836

-Чем похожи эти 2 стихотворения?

Единообразное синтаксическое начало стихотворений: стихотворения всегда начинаются с вопроса, утверждения или отрицания. Стихотворение словно реплика прерванного разговора).

Пятистопный ямб. Те же образы, то же состояние .

-Чем отличаются эти стихотворения?

- Второе стихотворение детализирует «земную жизнь», лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (романтическое «двоемирие»); «стихия», «бездна» первого стихотворения уточняется во втором – «хаос».

ВЫВОД(слайд № 7): Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в «сон»; зыбкость границ реального и идеального миров («двойное бытие»); образ хаоса, окружающего человека, слияние человека с природой.

Сообщение о философских взглядах того времени Ф.И.Тютчева

( Братов В.) (слайд № 8)Тяжело сразу понять эти особенности, если не знать о философии, которой увлекался в то время Тютчев.

Речь идет о популярной в середине 19 века натурфилософии Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга.

Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно развивающийся организм. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы. Это и есть двойственность- принцип всякого развития.

Слово учителя (слайд 9) 

И еще один момент нужно озвучить, чтобы постичь поэтический мир Тютчева. Он являлся приверженцем так называемого «чистого искусства», искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало мир красоты, поэзии, противопоставленный действительности.

Сторонники теории «искусства для искусства» объявили красоту единственным содержанием и конечной целью искусства.

Можно ли назвать Тютчева просто поэтом-пейзажистом? Почему?

        Ответ: (слайд № 10) Тютчев не столько пейзажист, не столько певец красот природы, сколько мыслитель, ставящий проблему отношений человека и природы. Картины природы воплощают глубокие, напряженные раздумья поэта о жизни и смерти, о Боге и человеке, человечестве и мироздании. Проверим свой вывод.

IV. Сопоставление стихотворений разных периодов. Работа в разноуровневых  группах.

Проследим эволюцию основных мыслей и поэтических образов Тютчева. (слайд 11)

«Тени сизые смесились… « (1835)

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне ,и я во всём.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни  через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

«Пламя рдеет, пламя пышет…» (1855)

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор их ловлю…

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне – как в раю.

-Итак, проследим эволюцию основных мыслей, поэтических образов, изменение состояния лирического героя.

1группа   -Похожи ли образы?

-Похожи ли стихотворения по форме?

( сколько строф?строк? размер стиха:ямб-хорей?)

Образы сумрака, тени, сна, ночного сада, герой «растворен» в природе.

- Стихотворения похожи не только по содержанию, но и по форме: две строфы по 8 строк, четырехстопный ямб

2группа -Найдем поэтическую формулу, которая является основой сопоставления двух стихотворений.

- «Всё во мне и я во всем» - «Ты со мной и вся во мне»

-В каком стихотворении герой одинок, в каком нет одиночества?

Эти центральные строки стихотворений определяют существенное различие в настроении и состоянии лирического героя. Герой 1-го стихотворения погружен в себя, замкнут на себе, трагически одинок. Герой 2-го стихотворения уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена внутренним новым содержанием.

-Обратите внимание на символическое звучание нового поэтического образа: кто он? Лирическая героиня? Природа? Любовь? Истина? А может, все вместе? И важно ли это?

- Важно то, что лирический герой сумел разорвать путы трагического одиночества, тяжесть устремленности только внутрь себя.

3группа. Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения. (слайды 16-17) Контраст: «тени сизые» - «пламя», «уничтоженье» - «рай» .

-Какое стихотворение  более спокойное? Какой знак препинания в конце предложений замедляет  движение?

-Где больше ритма,  динамики?Найдите во 2 стих-и глаголы, передающие движение.

-Какое слово говорит нам о ведущем чувстве героя?( тоски невыразимой)

 Во 2-ом стихотворении употреблены глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни. (слайд 18)

- Какая строка говорит нам о чувстве героя? (А с тобой мне-как в раю)

Темп 1-го стихотворения замедляется и за счет пауз, обозначенных многоточием. Все это создает  совершенно разное понимание поэтического образа «покоя» в стихотворениях – покой как «невыразимая тоска» и «покой» нерушимый, сопоставимый лишь с «раем».

ВЫВОД: (слайд 12) Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге «двойного бытия» к обретению гармонии.

Защита  индивидуального творческого задания

 Даша и Полина дома прочитали эти стихотворения и всё, что почувствовали, проиллюстрировали.

- Слово вам, наши художницы!

Рефлексия(слайд 13) Заканчивая сегодняшний урок о философском звучании пейзажной лирики Ф.И.Тютчева , хотелось бы обратиться к словам В.Я.Брюсова:  

"Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы".

        Домашнее задание: любовная лирика Тютчева( индивидуально- сообщения и презентации о возлюбленных+ всем стихи о любви по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к уроку литературы в 10 классе "Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева"

В презентации представлен материал для проведения урока по теме "Любовная лирика Ф.И.Тютчева"...

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Урок литературы в 6 классе "Природа в творчестве Ф.И.Тютчева"

Методическая разработка представляет собой конспект урока, нацеленного на привлечение учащихся 6 класса к изучению пейзажной лирики поэтов 19 века....

Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева...

Разработка урока по литературе по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Данный методический материал - разработка урока по литературе для 5 класса  по теме: «Поэтический образ Родины и русской природы в творчестве Ф.И. Тютчева». Данный урок - урок изучени...