Внеклассное занятие "Тропа к Вампилову"
план-конспект занятия по литературе (8, 9, 10 класс)

Кочегарова Татьяна Владимировна

Внеклассное занятие по литературе знакомит обучающихся 8-10 классов с личностью А.Вампилова, с его творчеством.Сцены из пьес драматурга помогают развивать творческие способности ребят, прививают интерес к литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochegarova_t.v.tropa_k_vampilovu.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для 9-10 класса

«Тропа к Вампилову»

Александр Вампилов.

Цели: обучать внимательному отношению к авторскому слову, развивать интерес к литературе, драматическим произведениям, воспитывать любовь к сибирской литературе через приобщение к творческому наследию А.В.Вампилова.

разработала      Кочегарова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы МКОУСОШ№16 г.Бирюсинска

Ход занятия

Учитель читает наизусть под музыку:

«Что думает человек, который не видел ни одного живого слона, никогда не ездил в поезде, ни разу не был в театре? Что думает он, сидя на крыльце сельского клуба нежным майским вечером? Чувствует ли он себя несчастным? Ничуть. Он сидит на крыльце вполне счастливый, весь наполненный любопытством и удивлением прекрасным этим миром. Он готов поверить чему угодно, готов что угодно понять. Знакомый мир кончается за дальними вербами, пыльная дорога через поле ведет прямо к чудесам и открытиям. Он подставляет теплым лучам свою белобрысую голову и ждет, не закатится ли солнце в аистово гнездо. Он сидел здесь вчера. И вчера он ждал этого чуда. Но солнце прокатилось над полем и село где-то в дальнем лесу. Может быть, сегодня оно сядет в гнездо? Вчера он спросил:

– В гнезде солнцу будет тесно?

 Ему ответили:

– Дурак! Иди вымой руки.

 Ему ответили:

– Солнце далеко. Оно никогда не сядет в аистово гнездо.

Ему ответили:

– Солнце само по себе, земля сама по себе. Если бы солнце село на землю, то все сгорело бы. Понял?

 Он понял, но ему очень хотелось верить, что солнце может сесть в аистово гнездо. И он надеялся, что когда-нибудь это случится…» (« Солнце в аистовом гнезде»)

-Эти строки написаны Александром Вампиловым(портрет)

-Посмотрите на портрет Александра Вампилова. Что можно сказать об этом человеке?

Прочитайте  высказывания тех, кто близко был знаком с ним. Подтвердилось ли ваше первое впечатление?

Ольга Вампилова: “ Он всех и все любил, да иначе было невозможно, потому что не было человека, более любящего и понимающего жизнь и людей. Осталось ощущение радости от того, что стольких любил, стольким помогал, столько успел сделать доброго….Он говорил: “ Одиноких всегда жалко””.

Валентин Распутин: “ он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель. Талант человека – исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться…”.

В. Андреев: “Вампилов любил не человечество, а человека, верил даже в того, кто запутался в жизненных перипетиях. Он боролся за человеческие сердца, за красоту человека, не скрывая уродливых, отрицательных явлений жизни ”.

С. Иоффе: “ Всех поражало, как легко Вампилов сходился с людьми. Его редко можно было видеть одного, почти всегда в окружении приятелей. Такой магнитной силой обладал он, такой приветливостью и общительностью, что тянулись к нему буквально все ”.

Д. Сергеев: “ Он был приметен в любой компании, вовсе не стремясь к этому. На него нельзя было не обратить внимание. Выделялась копна смолистых волос, казавшаяся поначалу неприбранной.. Его лицо мгновенно отражало смену настроения. В одежде он был непритязательным ”.

- Откуда он появился в литературе? Где его корни?

 ВЫСТУПАЮТ БИОГРАФЫ (Презентация о жизни А.Вампилова)

1б.Александр Вампилов родился в райцентре, похожем “на все райцентры России”, - в Кутулике под Иркутском в 1937 году. Это был год столетия со дня гибели А.С. Пушкина, именно поэтому отец, словесник, директор школы, так назвал своего сына.Отца не стало в 1938году,  он был арестован и расстрелян по ложному доносу. Мама драматурга работала в школе учителем математики.

2б. Детство было как у всех: школа, походы, увлечения: сегодня спорт, завтра школьный театр, послезавтра музыка и книги… И чем бы не занимался Александр, во всё погружался с жаром, всему отдавался целиком.

3б.В университет он шел без раздумья на историко – филологический факультет, потому что история проходила через родовую память, а литература была в имени, годе рождения, памяти отца, влечении сердца. В университете Александр с первого курса организовал театр. Учился он не очень прилежно, но это говорило не о беспечности, а о радостной ненасытности жизнью, которая влекла его на футбольное поле или в колхозе после тяжелой работы заставляла брать в руки гитару и петь песни. Желание импровизировать то побуждало его составлять “живые картины”, то чертить на печке силуэты своих товарищей.

4б. «С карандашиком, с несколькими листками бумаги, свернутой в трубочку, он [Александр Вампилов] появлялся на лекциях, и если лекция была не по литературе или была тянучкой, он делал свои рассказики, и тут же, на следующем часе, посылал по рядам – конечно же, выборочно - друзьям».

5б. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно печатают университетская газета и молодежная иркутская газета. Еще во время учебы Сашу пригласили работать в “Молодежку”. Вскоре после окончания университета Вампилов под псевдонимом А. Санин издает свою первую книгу “Стечение обстоятельств”.

 ВЫСТУПАЮТ КРИТИКИ

1к.«Сценка из нерыцарских времен». Так называется небольшая пьеса «Свидание», которая была опубликована в сборнике 1961 года «Стечение обстоятельств».

ВЫСТУПАЮТ АКТЁРЫ Инсценирование пьесы «Свидание»

2к. Маленькая сценка, случай из жизни, но, как же она в духе Вампилова! За внешней простотой скрыт глубокий смысл. Простой, бесхитростный, на первый взгляд, поступок играет огромную роль.

6б.Вампилов работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, учился на курсах Высшей комсомольской школы. Он как будто торопился полнее прожить жизнь. Всюду успеть.

7б.Раннюю смерть Вампилову предсказала цыганка. В тот страшный день лодка, в которой плыл Александр Вампилов, на полном ходу натолкнулась на бревно – топляк, сразу перевернулась и начала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, который был совсем недалеко. Но слишком холодной оказалась вода, слишком тяжелой намокшая куртка…

       ВЫСТУПАЮТ ЛИТЕРАТОРЫ

1л. Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Все мое со мной останется,

И со мной и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело –

Словом, так, каким я был.

3к.Хотя А. Вампилов погиб совсем молодым, он оставил нам богатое творческое наследие. Его пьесы до сих пор ставят в театрах не только нашей страны, но и за рубежом, по ним снимают кинофильмы. Наиболее известны такие пьесы, как “Старший сын”, “Утиная охота”, “Провинциальные анекдоты”, “Прошлым летом в Чулимске”, “Прощание в июне”…

ВЫСТУПАЮТ АКТЁРЫ Инсценирование отрывка из комедии А.Вампилова “Старший сын”

2л.В своих пьесах Вампилов размышляет над человеческой жизнью, выводит на сцену не героев или злодеев, а простых людей, уставших от жизни, запутавшихся где-то, ищущих правду, смысл жизни. Его пьесы трудно цитировать, трудно извлекать какие-то эффектные места, но они очень живы и убедительны. Вампилов, как и Достоевский, Толстой, утверждал, что надо прежде всего жизнь полюбить, тогда увидишь смысл жизни, который находится в чистой, совестливой душе.

«Писать надо о том, от чего не спится по ночам», - любил повторять драматург.

А по ночам, как известно, не спится от чего-то лично важного.

СЛОВО ЛИТЕРАТОРАМ

     Буктрейлер к пьесе «Утиная охота»

4к.«Утиная охота» - самая горькая, самая безотрадная пьеса А. Вампилова. Безжалостно показан герой Зилов, со всеми теми метаниями и проблемами, какие Вампилову знакомы не понаслышке.В глазах тридцатилетнего человека – небрежность и скука, ранняя душевная усталость. Будто от лет мальчишества он сразу вступил в старость души, миновав зрелость.Так чей это портрет?  «Героя» нашего времени.

Его пьесы – это пьесы – предупреждение.

5к.А.В.Вампилов шел к постижению мира и человека в нем трудным путем через правду повседневной жизни. Герои его - люди обычных профессий: студент, официант, следователь, скромный скрипач, охотник-якут, аптекарша, учитель. Все они очень разные, но определяются на наших глазах в главном: в отношении к человеческому долгу на земле.

      Учитель проводит литературную  викторину:1.Из какой пьесы Вампилова эта квартира?«Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно. ... На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок. На переднем плане тахта....   У изголовья столик с телефоном...» ( «Утиная охота»)

2.Кто эта героиня?« ... двадцать шесть лет, она привлекательная, здоровая женщина, взбалмошная и любопытная. Женщина эта одинока. Но трудно представить себе обстоятельства, которые могли бы поколебать ее природный, естественный оптимизм. Трудно также предположить, что у нее могут быть враги, но надо быть неплохим человеком, чтобы пользоваться ее расположением. Это очевидно» ( Астафьева, «Дом окнами в поле»)

3.Рядом с каменным зданием ютился «деревянный домик, с крыльцом и окном во двор». Кто в нем жил? ( Макарская, «Старший сын»)

4.Кто заканчивал авиаучилище и по распределению должен был отправиться на Сахалин?        (Кудимов, пьеса «Старший сын»)

5. Кто это?«Старик невысокого роста, сухой, чуть сгорбленный. Он узкоглаз, лицо у него темное, что назы-вается прокопченное, волосы седые и нестриженые.» (Еремеев. «Прошлым летом в Чулимске»)

Рефлексия. Составление группами синквейна.

Например: Вампилов

Искренний, человечный

Писал, спешил, дружил

   Торопился жить

        Талант

--Читайте Вампилова! Хотите понять, почему мы стали такими, - читайте Вампилова!

Предварительная подготовка:

 Разбить на группы по желанию

  1. Актёры репетируют пьесу «Свидание», отрывок из пьесы «Старший сын»
  2. Биографы изучают биографию А.Вампилова, отбирают материал к презентации
  3. Критики изучают отзывы о творчестве А.Вампилова
  4. .Литераторы готовят буктрейлер к пьесе «Утиная охота», учат стихотворение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце в аистовом гнезде"(О жизни и творчестве А. Вампилова)

Литературно-музыкальная постановка,  посвященная жизни и творчеству А. Вампилова ( для учащихся 9-11 классов)...

Юбилейный вечер-портрет "Талант, рождённый судьбой", посвящённый 70-летию А.Вампилова.

Аннотация Данная разработка содержит материал для проведения в старших классах литературного вечера, посвящённого известному драматургу А.Вампилову....

Вечер памяти А.Вампилова

Литературный вечер с показом презентации, чтением воспоминаний родственников, друзей о поэте позволит углубиться в мир писателя....

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс

Цель урока: привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;Воспитать вежливое уважительное от...

Внеклассное мероприятие по биографии и творчеству А.Вампилова

Внеклассное мероприятие по биографии и творчеству А.Вампилова ...

Внеклассное мероприятие по творчеству А.Вампилова

Внеклассное мероприятие по творчеству Александра Вампилова в формате литературно-музыкальной композиции....