Урок литературы А.А. Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Знакомство с творчеством А.А. Платонова

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация к уроку2.03 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока47.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок »

Тема урока: «А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Цели: 1.Создать условия для понимания  учащимися способов выражения авторского отношения к персонажу произведения.

2. Воспитывать нравственные качества и подвести детей к осознанию того, как:

 - важно быть внимательным к окружающему миру;

- необходимы каждому человеку  понимание и  сердечная доброта

-преодолевая трудности, человек становится выносливее, терпеливее.

3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.  

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент

 Сегодня у нас необычный урок, я  хочу предложить вам поговорить по душам.

Что значит “разговор по душам”?

2. Проблемный вопрос к уроку.

Вдохновило меня на этот разговор произведение одного известного русского писателя 20 века, посмотрите на слайд и вспомните название произведения и автора. Слайд 1

 Андрея Платоновича Платонова. Слайд 2

Что особенного заметили в имени?

Что такое псевдоним? Слайд 3

Платонов – псевдоним, настоящая фамилия КлимЕнтов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни.

Итак, тема нашего урока доброты ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ… Слайд 4

Какие поставим перед собой задачи? Слайд 5

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

О его судьбе нам расскажет Сухов Саша Слайд 6

Сейчас обратимся к произведению «Неизвестный цветок», которое писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено. Слайд 7

Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?

Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным.

Давайте посмотрим каким вы представляете неизвестный цветок. Посмотрите рисунки к этому произведению, которые вы заранее нарисовали.

К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”. Слайд 8 А теперь посмотрите на этот цветок.

- Этот цветок не похож на ваши. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков. Он из сказки А.Платонова. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.

Откройте стр.32

Прочитайте жанр произведения.

Что такое сказка? Что такое быль? Совместимы ли эти жанры?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте проанализируем  это произведение и ответим на этот вопрос.

4. Работа над текстом.

Познакомит нас с главным героем Конькова Т.

На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали».

На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…-

Беседа:

- Каким мы видим Цветок вначале?

- Была ли у Цветка самая главная цель в жизни?

- Что помогало ему выжить?

- Когда и чему радовался Цветок?

Физкультурная минутка.

- О продолжение истории цветка мы узнаем дочитав сказку вместе

5.  Первичное восприятие

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?

7. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)

1) «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»

(  -Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь. Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)

2) Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем? Восхищение его стойкостью

3)Что же сделала Даша? Как можно охарактеризовать ее поступок? Слайд 9

4).Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?  Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)

5) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

6) Как изменилась жизнь на пустыре через год?

7).А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше)

8).Чем сын был не похож на отца? Найдите в текте.

- Как вы считаете, что этим хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что справедливость восторжествовала )…».

Так в чем же мудрость сказки?  Слайд 10

-Что же сказочного в этом произведении? А что быль? Для чего автор ввел сказочный элемент.

Почему у этого произведения жанр «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

8. подведение итогов

Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.

Ну вот подошел к концу наш урок.

        В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.

 Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.

 Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи.

  Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов.

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.  

8. Выставление оценок

Домашнее задание:

1. Перечитать сказку-быль.

4.Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?

Моя жизнь началась с крошечного семечка, которое занес на пустырь проказник-ветер. Среди камней и сухой, жесткой глины «долго томилось это семечко», но затем напиталось росой и пустило тонкие корешки и листики.

Мне было очень трудно бороться за жизнь. Но я бережно собирал частички плодородной земли, что приносил ветер, и «всю ночь сторожил росу», чтобы по капельке смочить ею листья. В моей  жизни была только одна радость – первый солнечный лучик, который ласкал его на заре. Я трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

Летом наконец я «распустил венчик вверху», и стал похож на мерцающую звезду среди серых камней.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова.

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За  свою жизнь Андрей Платонов имел  много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х  годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока:  «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....

урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"

урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».

Учебный материал урока соответствует  принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...