Рабочая программа "Формирование читательской компетентности"
рабочая программа по литературе (5 класс)

Ленкова Татьяна Евгеньевна

      Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для   5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебный год.  Количество часов в год - 34 часа, в неделю-1 час. Программа предмета «Формирование читательской компетенции»  для 5 класса  разработана на основе  образовательной программы Меркина Г. С. «Литература 5 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fchk_5_klass.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО  

Протокол№ 1

от _____________2022г

Председатель МО

Н.А. Полканова_____        

        

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом Совете Протокол №

от ______________2022г

Зам.директора по УВР        

Селезенева О. О.__________

УТВЕРЖДАЮ

 Директор лицея

_________/ Д. Г. Звонарева

«____»_______2022г

Рабочая программа

по предмету

Формирование читательской компетентности

для   5 «В» класса

по программе Основного общего образования

на 2022 – 2023 учебный год

                     количество часов в год: всего – 34 ч, в неделю-1 ч.

Программа предмета «Формирование читательской компетенции»  для 5 класса  разработана на основе  образовательной программы Меркина Г. С. «Литература 5 класс»

                                

                                                                    Автор: Ленкова Т. Е.,

учитель русского языка и литературы,

                МБОУ Лицея №15 Заводского района

                     г. Саратова

г. Саратов, 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые предметные результаты…………………………….. стр 3
  2. Содержание учебного предмета, курса……………………………...стр 5
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………...стр 11

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты учащихся 5 класса состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • формировать умение по пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • формировать умение по пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, по выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • совершенствовать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • формировать умение по определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, по пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • формировать умение по владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • совершенствовать умение по приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, по сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формировать умение формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • формировать умение собственной интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • формировать умение по пониманию авторской позиции и своего отношения к ней;
  1. в коммуникативной сфере:
  • совершенствовать умения воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • совершенствовать умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • совершенствовать навыки по написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • формировать умение по пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства; по эстетическому восприятию произведений литературы; по формированию эстетического вкуса;
  • формировать умение по пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

II. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Введение

Притча «Чему учат книги?».  Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

Фронтальная

Выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устном высказывании.  Формулировать свои представления о прочитанных ранее книгах и литературных героях.  Форму-лировать на основе личных впечатлений вывод о роли книги и чтения в жизни человека и общества.

Из устного народного творчества

Сказка. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Тема защиты родной земли в произведениях устного народного творчества.

«Общее счастье». Из фольклора народов северного Кавказа. Формирование общечеловеческих ценностей

Фронтальная Групповая

Исполнять фольклорный текст с учетом особенностей жанра и пересказывать его близко к тексту. Выявлять особенности содержания и художественной формы сказки; характерные художественные приёмы.  Характеризовать героя сказки как воплощение национального характера.

Из русской литературы 19 века

Басни И. Крылова. Нравственные проблемы и поучительный характер басни. Выразительное чтение.

Фронтальная Групповая

Выразительно читать басню. Определять тему и художественную идею произведения. Выявлять особенности басни.

Литературные сказки. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Интерес Пушкина к истории Древней Руси. Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Определять тему и художественную идею поэтического произведения. Выявлять особенности поэтической формы, художественно значимые изо-бразительно-выразительные средства и определять их художественную функцию. 

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравственные проблемы сказки.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Воспринимать текст художественного произведения 19 века. Выявлять особенности содержания и художественной формы сказки. Характеризовать героя сказки

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Отношение человека к природе.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Выразительно читать лирическое произведение. Характеризовать тематику и проблематику лирического произведения, его идейно-эмоциональное содержание.  Выявлять авторскую позицию в поэтическом произведении. Формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного.

Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Характер повествования.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Делать выводы об особенностях проблематики и тематики произведения. Формулировать  художественную идею произведения.  Читать осознанно художественное произведение, эмоцио-нально откликаться на прочитан-ное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту.  Выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности.  Выявлять художественные средства создания образов.  Подбирать цитаты из текста.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».  Знакомство с жанром рождественского рассказа. Мечты юных героев в рождественскую ночь. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Делать выводы об особенностях проблематики и тематики произведения. Формулировать  художественную идею произведения.  Читать осознанно художественное произведение, эмоцио-нально откликаться на прочитан-ное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту.  Выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности.  Выявлять художественные средства создания образов.  Подбирать цитаты из текста.

И. С. Тургенев «Бежин луг».  Изображение быта и нравов крепостной России. Особенности повествования, авторская позиция

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно – эмоциональное содержание. Находить средства выразительности для создания характеристики героя

Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Изображение тяжёлых условий труда детей. Гуманность, доброта как основа человеческих взаимоотношений.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Формулировать  художественную идею произведения.  Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту.  Выявлять заложенные в произ-ведении вневременные нравственные ценности. 

Н. Некрасов «Накануне светлого праздника». Изображение жизни простого народа. Особенности рит-мической организации стихотворения

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Выразительно читать лирическое про-изведение. Характеризовать тематику и проблематику лирических произведений, их идейно-эмоциональное содер-жание. Выявлять авторскую позицию в поэтическом произ-ведении. Формулировать вывод, основанный на личных впечатлениях от прочитанного.

Н. С. Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из детских воспоминаний». Нравственные проблемы и поучительный характер

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Формулировать  художественную идею произведения.  Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту.  Выявлять заложенные в произ-ведении вневременные нравственные ценности. 

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия». Особенности образов персонажей в юмористических произве-дениях. Средства создания юмористических ситуаций

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Формулировать  художественную идею произведения.  Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. 

Из русской литературы XXвека

А. Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочи-танное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту.  Выявлять  заложенные в произведении вне-временные нравственные ценности. 

М. Горький «Дети Пармы». Нравственные проблемы и поучи-тельный характер произведения. Особенности повествования.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное,  выражать личное читательское отношение к прочитанному тексту. 

И. А. Бунин.  «Деревенский нищий».  Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Воспринимать текст литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Харак-теризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художест-венного мира произведения, писателя.

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Особенности пове-ствования сказа. Речь героев

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Выявлять языковые особенности про-изведения.  Характеризовать образы произведения через детали и осо-бенности речи персонажей. Опреде-лять гуманистическую идею рассказа.  Формулировать вопросы для размышления.

Е. Носов «Варька». Нравст-венные уроки произведения. Удивительный мир главной героини и её взаимоотношения с окружающими

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста. Анали-зировать различные формы выражения авторской позиции в произведении.

Е. Носов «Трудный хлеб». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к  уважению к человеку труда.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Читать осознанно художественное произведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Форму-лировать художественную идею произ-ведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание.  Подби-рать ключевые слова для характери-стики героя произведения.

В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Нравственные уроки произведения. Взаимо-отношения человека и природы

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Определять тематику и проблематику произведения.  Характеризовать сюжет произведения, его тематику, пробле-матику, идейно-эмоциональное содер-жание. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста.

В. И Белов «Скворцы». Мир ребёнка-инвалида. Готовность спасти скворцов несмотря на инвалидность

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Читать осознанно художественное произведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Формули-ровать художественную идею произ-ведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание.

А. Г. Алексин «Самый счастливый день». Взаимоотношения детей и взрослых. Что значит семья в жизни ребёнка

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Характеризовать сюжет произведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. Характеризовать образную систему рассказов. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения.

Р. П. Погодин «Тишина». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Определять тематику и проблематику повести, выявлять авторскую само-бытность в постановке общественно значимых проблем.  Уметь характе-ризовать идейно-эмоциональное содер-жание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.

А. Платонов «Неизвестный цветок». Основная тема и идея сказки-были. Сказочное и реальное в сюжете произведения

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Выявлять реальное и фантастическое в сюжете. Выявлять заложенные в произ-ведении признаки вневременных нравст-венных ценностей. Осуществлять худо-жественный пересказ фрагмента произ-ведения. Определять проблематику и идею произведения. Восприни-мать текст литературного произведе-ния. Находить в тексте художественные детали, важные для характеристики сюжета и персонажа

Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»).  Эта книга  о дружбе настоящей и ненастоящей, о мужестве и долге.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.

М. Самарский «Сирота». О непростой доле ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Читать осознанно художественное про-изведение, откликаться на прочи-танное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Формули-ровать художественную идею произве-дения. Характеризовать сюжет произ-ведения, его тематику и идейно-тематическое содержание. Характери-зовать образную систему рассказов. Подбирать ключевые слова для характеристики героя произведения.

Сергей Георгиев «Дедушка». Уважение к старшим, внимательное отношение к тем, кто нуждается в нашей поддержке. 

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.

Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей». Рассказы о детях, о станов-лении детского характера, о преодолении первых трудно-стей, о дружбе

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Подбирать цитаты из текста. Ана-лизировать различные формы выраже-ния авторской позиции в произведении.

Михаил Самарский «Фор-мула добра». Тема и идея произведения. Мир животных

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Делать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. 

С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)»Прославление мужества и героизма жителей Ленинграда во вражеской блокаде.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Определять тематику и проблематику повести, выявлять авторскую позицию Уметь характеризовать идейно-эмоцио-нальное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором.

Илья Миксон «Жила, бы-ла». Стойкость и мужество Тани Савичевой и ленинградцев в блокадном городе.

Фронтальная Групповая Индивидуальная

Подбирать ключевые слова для харак-теристики героя произведения. Де-лать выводы об особенностях сюжета, проблематики и тематики рассказа. Под-бирать цитаты из текста. Анализиро-вать различные формы выражения ав-торской позиции в произведении.

III. Календарно-тематическое планирование

№пп

Тема урока

Кол-во часов

Сроки реализации

Корректировка

1 четверть

1

Притча «Чему учат книги?».  Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп».

1

01.09-03.09

Из устного народного творчества

2

Сказка. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

1

05.09-10.09

3

Общее счастье. Из фольклора народов северного Кавказа.

1

12.09-17.09

Из русской литературы 19 века

4

Басни И. Крылова. Выразительное чтение

1

12.09-17.09

5

Литературные сказки. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».

1

19.09-24.09

6

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

1

26.09-01.10

7

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

1

03.10- 08.10

8

Сочинение «Чему учат сказки»

1

10.10-15.10

9

Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

1

17.10-22.10

10

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

1

24.10-28.10

2 четверть

11

И. С. Тургенев «Бежин луг»

1

07.11-12.11

12

Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

1

14.11-19.11

13

Н. Некрасов «Накануне светлого праздника»

1

21.11-26.11

14

Н. С. Лесков «Привидение в Инженерном замке. Из детских воспоминаний»

1

28.11-03.12

15

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

1

05.12-10.12

16

А. Куприн «Чудесный доктор»

1

12.12-17.12

17

М. Горький «Дети Пармы»

1

19.12-24.12

18

И. А. Бунин  «Деревенский нищий»

1

26.12-28.12

3 четверть

19

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»

1

09.01-14.01

20

Е. Носов «Варька»

1

16.01-21.01

21

Е. Носов «Трудный хлеб»

1

23.01-28.01

22

В. П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

1

30.01-04.02

23

В. И. Белов «Скворцы»

1

06.02-11.02

24

А. Г. Алексин «Самый счастливый день»

1

13.02-18.02

25

Р. П. Погодин «Тишина»

1

20.02-25.02

26

А. Платонов «Неизвестный цветок»

1

27.02-04.03

27

Любовь Воронкова «Старшая сестра» («Ветка дуба»). 

1

06.03-11.03

28

М. Самарский «Сирота». 

1

13.03-18.03

29

Сергей Георгиев «Дедушка». 

1

20.03-23.03

4 четверть

30

Радий Погодин «Рассказы про Кешку и его друзей».

1

03.04-08.04

31

Михаил Самарский «Формула добра».

1

10.04-15.04

32

С. Алексеев «Подвиг Ленинграда (1941–1944)»

1

17.04-22.04

33

Илья Миксон «Жила, была». Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе.

1

24.04-29.04

34

Защита проекта «Моя золотая полка»

1

01.05-06.05

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской компетентности учащихся

Резюме по рассмотрению проблемы развития читательской компетентности учащихся в форме презентации....

Доклад "Формирование читательской компетентности младших школьников"

"Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,государства исчезали, а книга оставалась",- сказал А.И.Герцен. Формирование читательской компетентности у младших школьников приоб...

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся

В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Формирование образовательной среды, способствующей преодолению «кризиса чтения» и развитию читательской компетентности

Материал презентации представляет собой отчет по теме самообразования для выступления на ШМО учителей-предметников. Материал представляет интерес для всех учителей, интересующихся проблемой чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» для учащихся 7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ФОРМИРОВАНИЕ  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»для учащихся 7 классов...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Рабочая программа по предмету "Формирование читательской компетентности для 5 класса" .

    Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для   5 класса по программе Основного общего образования на 2022 – 2023 учебны...